Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2001

Рецензия

Книга пробуждает размышления

Г.М. ЛАППО

В.П. Максаковский. Всемирное культурное наследие: научно-популярное справочное издание. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.
В.П. Максаковский. Всемирное культурное наследие: научно-популярное справочное издание. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.

Это первое в отечественной литературе описание всех внесенных в список ЮНЕСКО на начало 1998 г. объектов Всемирного культурного наследия, которое фиксирует запечатленный в сооружениях наиболее значимый совокупный результат развития цивилизаций.

В книге 396 страниц, 41 карта и схема, 114 черно-белых фотографий. В списке литературных источников 214 наименований, в приложениях — перечень объектов культуры, включенных во Всемирное наследие в 1998 и 1999 гг. Книга представляет собой емкое описание 418 объектов культуры. По континентам они распределились следующим образом: Европа — 207 объектов (или 49% их общего числа), Азия — 101 (24), Латинская Америка — 51 (13), Африка — 46 (11), Северная Америка — 13 (3%). Почти половина объектов находится в Европе, что указывает на особую роль ее и христианской религии в развитии культуры. Во Всемирном наследии — объекты всех исторических эпох, от наскальной живописи — творений первобытных художников до памятников новейшего времени.

В целом Всемирное культурное наследие состоит из весьма разнообразных объектов. Автор дает их типологию, выделяя 7 групп: 1. Города или исторические центры города. 2. Отдельные уникальные архитектурные объекты. 3. Уникальные памятники инженерного искусства. 4. Древние культовые сооружения. 5. Археологические памятники первобытной эпохи и Древнего мира. 6. Памятники дворцово-парковой архитектуры. 7. Мемориалы и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или с выдающимися событиями. Великое разнообразие! Города-музеи и города-заводы, пещерные храмы и монастыри, деревни и рисовые террасы, рудники и соляные копи, мосты и каналы, археологические заповедники и парковые ансамбли, геоглифы Наска и Великая Китайская стена...

Резко преобладают города, их исторические центры, отдельные архитектурные ансамбли и сооружения, опять-таки в городах. Это понятно: города демонстрируют свою выдающуюся роль аккумуляторов истории, сокровищниц мирового искусства. Они выстраиваются в замечательный ряд — от Иерусалима и Рима до Бразилиа — самого молодого из городов-памятников. В этом ряду Париж и Прага, Кордова и Дубровник, Новгород и Петербург, Флоренция и Венеция, Эдинбург и Краков, Куско и Киото, Ору-Прету и Сучжоу и многие другие. Что ни город, то личность!

В последние годы на книжном рынке появилось значительное число красочных книг-альбомов, прекрасно иллюстрированных, которые повествуют о шедеврах зодчества, местах паломничества, всяческих достопримечательностях мира. Но В.П. Максаковский собрал все богатство Всемирного культурного наследия (а другие издания посвящаются объектам культуры вообще) в одной книге — компактной и очень удобной для пользования.
А это очень важно, например, для учащихся и учителей.

Другое достоинство книги — ее удачное построение, осуществленное на сочетании географического и исторического подходов. Прежде всего выделены крупные регионы мира. В каждом из них объекты распределены по историческим эпохам и периодам, а внутри последних группируются по странам. Принятый способ организации изложения логичен и удобен для читателя. Правда, замечает сам автор, такие города-патриархи, как Иерусалим или Рим, не вписываются в рамки выделенных периодов, и это заставляет обращаться к ним не один раз.

Переходя от эпохи к эпохе, читатель как бы поднимается по ступеням гигантской лестницы Времени, а имея целостную картину крупных регионов, лучше и острее ощущает их своеобразие, историческую многослойность, может почувствовать глубину цивилизации на каждом из континентов.

Полезны и уместны небольшие введения, предпосланные разделам. В них кратко рассказывается об особенностях исторического периода, о развитии производства и строительной техники, прогрессе науки, переменах в идеологии и культуре и, наконец, об отражении всего этого в архитектуре и строительстве. Примерная схема — не шаблон: она варьирует в зависимости от особенностей и регионов, и эпох.

Сами описания также не стандартны. Они различаются и по объему — от одного-двух абзацев до нескольких страниц. И текст лаконичный, но не сухой, не академически бесстрастный. В нем есть детали, подчеркивающие главное, характерное. Находится место легендам и свидетельствам современников. Приводятся выдержки из произведений Гёте, Пушкина, Лермонтова, Гюго, Мопассана, Блока, Брюсова, Мандельштама, Н. Гумилева, Бальмонта, Паустовского, Вайля, Шефнера, Рыленкова и многих других. Что-то широко известно, как, например, стихотворение Блока о Равенне, другое, скажем, стихи Брюсова о Старом Висби — городе на о. Готланд, многие прочитают, скорее всего, впервые.

Использованы в меру работы искусствоведов. Действительно трудно сказать об итальянских городах лучше, чем это сделал П. Муратов в «Образах Италии». Замечательна образная характеристика высокогорного города Потоси — знаменитого центра добычи серебра, данная Е.И. Кириченко. Включения, почерпнутые из мировой литературы, трудов искусствоведов, путешественников (например, географов Л.И. Мечникова, Ю.К. Ефремова, И.М. Забелина) несомненно усиливают и украшают тексты. Они дают великолепные образцы нестандартного восприятия городов, архитектурных шедевров, ландшафтов и свидетельствуют о великом умении выразить глубоко, кратко и сильно мысли и чувства, вызванные встречей с прекрасным.

Использована огромная информация, умело отобрано главное, действительно характерное, подобраны высказывания великих деятелей культуры. Местами изложение окрашено присущей автору эмоциональностью. Когда он пишет о древней столице Японии Киото, то не может скрыть удивления (и предлагает нам разделить это удивление) тем, что Киото выполнял столичные функции более тысячи лет! Другой пример — добыча серебра в Потоси стоила жизни по меньшей мере восьми миллионам индейцев — жертв принудительного и неимоверно тяжелого труда.

Читать книгу интересно. Она обогащает знаниями, расширяет кругозор и пробуждает желание увидеть хотя бы что-то из описанного или, по крайней мере, побольше о нем узнать. Интересно читать о дошедшем до наших дней в руинах городе майя Паленке — «самом утонченном городе индейской Америки», о колумбийской Картахене — «более испанской», чем ее тезка в Испании, о пещере Ласко с ее наскальными рисунками, заслужившей название «Сикстинской капеллы первобытной живописи», о китайском городе Сучжоу с его 150 классическими садами — образцами садово-паркового искусства. Впечатляют описания Фив — «величайшего в мире города мертвых», медины Марракеша, рисовых террас в филиппинских Кордильерах. Вслед за Гёте восхищаешься красотой Праги — «драгоценного камня в короне городов мира».

 

Размышления при чтении

Книга не только наполняет знаниями. Она пробуждает размышления и радостные, и горькие. Испытываешь радость от сознания того, что наша Земля обладает таким богатством. И сам чувствуешь себя богаче и счастливее. Удивляешься тому, что, несмотря на лавину катастроф, обрушивавшихся на мир, сохранилось и может быть увидено так много замечательных сооружений — и пещерных храмовых комплексов в разных частях света, и доиспанских городов в Латинской Америке, и шедевров архитектуры в Европе, столь часто сотрясавшейся войнами... Обращаясь мысленно к ним, хочется поблагодарить их за то, что они доставляют и будут доставлять радость многим миллионам людей.

Но вместе с тем возникают и печальные думы о неразумном человечестве, которое не только не сумело сохранить многие чудеса света, но, наоборот, приложило немало усилий, чтобы стереть их с лица Земли. Сколь неразумно вели себя люди, оставив руины на месте великих и прекрасных городов — Карфагена, Пальмиры, Фив, Теотиукана, Вавилона! Конкистадор Кортес в письме испанскому королю восторженно описывал красоту Теноститлана — предшественника Мехико, а затем почти полностью его уничтожил. Сколько людей, даже в только что завершившемся ХХ в., оказались последователями безумца Герострата! Среди немногих памятников Новейшего времени есть два, как выразился автор, «со знаком минус»: концентрационный лагерь Освенцим и Мемориал мира в Хиросиме. Горькое напоминание и грозное предупреждение.

Особенно прискорбно чувствовать тяжкие утраты, которые понесла наша отечественная, а следовательно и мировая, культура. Один пример Москвы чего стоит! Снос Сухаревой башни, Симонова монастыря, церкви Успения на Покровке... Нарушался и искажался исторический облик не только сносом, но и новым строительством. Поставленные на въезде в старинный город Калугу, да еще на высоком месте, три дома-башни нанесли непоправимый урон панораме этого исторического города.

Досадно, что в списке ЮНЕСКО Россия представлена так скудно, да и другие страны СНГ тоже. Конечно, Россия понесла много утрат. Роль щита, прикрывавшего Европу от полчищ завоевателей, обошлась нашему отечеству дорого. Деревянные русские города не раз за свою жизнь превращались в гигантские костры, в которых гибли и сооружения, и летописи, и люди. Поэтому-то А. Геттнер и писал в начале ХХ в. о «неисторичности русских городов».

Но и среди того, что сейчас Россия имеет, есть много такого, что заслуживает включения во Всемирное наследие. Ведь в списке ЮНЕСКО пока нет Пскова и Великого Устюга, Старой Ладоги и Великих Булгар, Оптиной пустыни и Валаама, Ясной Поляны и Абрамцева, кремлей Тобольска, Ростова Великого, Нижнего Новгорода, Астрахани, нет Смоленской крепости, храмов Ярославля, поморских селений.

При чтении постоянно возникают своего рода «параллели», связанные с Россией. Читаешь о горнозаводском городе Рёрусе в Швеции, и в памяти всплывают образы городов-заводов Урала, например, колоритного Невьянска с его наклонной башней, с характерным обликом горного гнезда. Узнаешь о металлургическом заводе в Фёльклингене, близ Саарбрюкена, и думаешь о демидовском заводе-музее в Нижнем Тагиле. А исторический город Гуанахуато и его серебряные рудники на Мексиканском нагорье заставляют подумать о Змеиногорске в Рудном Алтае, развившемся на месторождениях серебро-свинцовых руд и известном деятельностью замечательных изобретателей И.И. Ползунова и К.Д. Фролова. Канал дю-Миди на юге Франции, позволивший судам плавать из Атлантического океана в Средиземное море, минуя Гибралтарский пролив, напоминает о водно-транспортных системах России — Вышневолоцкой, Тихвинской, Мариинской. Словом, у нас есть замечательные аналоги многих объектов Всемирного наследия, имеющие перспективу войти в список ЮНЕСКО.

 

Пожелания и советы

Такую книгу необходимо время от времени переиздавать, делая это систематически. Во-первых, потому что список объектов Всемирного наследия постоянно пополняется. В 1998 г. добавилось 28 объектов культуры, в 1999 г. — 35, в 2000 г. — 49. И этому не будет конца. Причем надо надеяться, что число российских памятников значительно возрастет. Кроме того, открывается возможность сделать издание привлекательнее.

Намного улучшило бы книгу увеличение числа иллюстраций, желательно, чтобы они были цветными. В идеале каждый объект должен иметь наряду с описанием и изображение. Китайская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И действительно — лучше увидеть, хотя бы на картинке. Нужен указатель географических названий. Логично завершить книгу заключением, которого сейчас она не имеет.

В заключении можно было бы поразмышлять о роли и судьбе памятников Всемирного наследия, о культурных ценностях России, развить идею создания книги, специально посвященной Российскому культурному наследию (на основе уже имеющегося Свода памятников культуры федерального значения).

А может быть, следует обратиться к учителям средней и преподавателям высшей школ как к «потребителям» книги. Автор определил свою книгу как научно-популярное и справочное издание. Она вполне этому жанру соответствует. Но было бы заманчивым придать ей, вернее, усилить и еще одно ее назначение — служить учебе. Надо принять во внимание, что в последнее время в рамках географии все возрастающее значение приобретает география культуры. Об этом, например, свидетельствует выход в свет книги А.Г. Дружинина и С.Я. Сущего «Очерки географии русской культуры», ряд публикаций Института культурного и природного наследия, в том числе книга Ю.А. Веденина «Очерки по географии искусства». Известный исследователь проблем урбанизации А.С. Ахиезер утверждает: «Урбанизацию можно рассматривать как сложный процесс формирования качественных сдвигов в культуре. Без этого процесса нет реальной урбанизации, а можно говорить лишь о псевдоурбанизации». Показательно, что характеристики городов в трудах по геоурбанистике, выходящих в последнее время, весьма насыщены данными о городах как культурных центрах. Для примера можно назвать книгу Е.Н. Перцика «Города мира», вышедшую в 1999 г. Все это несомненно должно учитываться и в преподавании географии в школах и вузах.

В последующем издании необходимо устранить некоторые погрешности. «Собор Парижской Богоматери» не мог выйти в свет в 1813 г., так как В. Гюго родился в 1802 г. В одном месте известный собор во Владимире назван Дмитровским (в другом — правильно, Дмитриевским). Название Новгорода, как это делается в книге в отношении других объектов культурного наследия, должно быть выделено жирным шрифтом. Изредка встречаются опечатки.

И в заключение — обращение. Коллеги! Все, интересующиеся культурой, ее историей и географией, преподаватели и туристы, школьники-старшеклассники и студенты, исследователи и просто любознательные! Книга «Всемирное культурное наследие» принадлежит к числу настольных. Она интересна и полезна. Ее стоит иметь в своей домашней библиотеке.

По вопросам приобретения книги обращаться:
Агентство «Издательский сервис», тел. 254-11-59, тел./факс 254-06-30;
«Мир книги», 109052, Москва, ул. Смирновская, д. 4, стр. 2, тел. 174-29-75, тел./факс 742-85-79.


См.: В.П. Максаковский. Всемирное культурное наследие. Фрагменты из книги//География, № 26, 28, 43, 46/98; № 3, 10, 14, 34, 38, 40, 42, 47/99. — Прим. ред.