Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2001

Я иду на урок

Моделирование

на примере фрагмента урока 50 по учебнику: О.В. Крылова. Материки и океаны. — М.: Просвещение, 1999. Тема: «Австралия — самая лучшая страна в мире»

Л.А. ПЕТРОВА
г. Кострома

Одна из географических задач этого урока начинается словами «Попробуйте смоделировать...». Задача потребовала много времени и заняла целый урок. Но нам с ребятами она показалась интересной.

Задача (в учебнике идет под номером 4). Попробуйте смоделировать, какие изменения произошли бы в природе Австралии, будь горы на ее восточном побережье
в 3 раза выше существующих.

Чтобы с этой задачей могли справиться сами учащиеся, я, опираясь на учебник, определила следующие направления для анализа.

1. Выявить особенности земной коры и процессов, происходящих в них (при новых условиях).

Предложила ответить на вопрос:

— Что можно сказать о земной коре и литосферных процессах в районе, где находятся такие высокие горы?

Варианты ответов учащихся:

— здесь, вероятно, действуют вулканы, происходят землетрясения;

— здесь проходит граница литосферных плит — материковой и океанической, когда одна подныривает под другую.

2. Выявить изменения, которые происходят в природе самих гор.

Варианты ответов учащихся:

— на вершинах образовались ледники;

— появились реки, образующиеся при таянии ледников;

— возникло много природных зон в горах (термин «высотная поясность» не прозвучал — забыли).

Для дальнейшего поиска предложила ответить на вопросы учебника:

— Как будут различаться условия увлажнения западного и восточного склонов гор? В чем причины различий?

— Какие природные зоны будут располагаться у подножий западного и восточного склонов?

— Какие природные зоны будут располагаться выше по обоим склонам?

Результат этой работы должен был вылиться в схему, точнее, профиль горной страны с набором высотных поясов на западном и восточном склонах. Но полностью самостоятельно задание выполнить не удалось — учащиеся затруднялись, поэтому при работе звучали мои уточняющие вопросы, особенно это касалось зарисовки срединных высотных поясов. Например:

— Могут ли резко меняться природные зоны от пустыни к лесам?

— Какие леса лучше переносят низкие температуры?

3. Выявить изменения в природе Центральной Австралии, возникшие в результате появления на востоке высоких гор.

Варианты ответов учащихся:

— появились непересыхающие реки от ледников в горах;

— озеро Эйр стало полноводным;

— исчезли саванны к западу от гор, у подножий сразу начинается пустыня;

— пустыни стали более суровыми, чем раньше.

4. Выявить, какие черты природы материка не изменились бы.

Варианты ответов учащихся:

— на восточном побережье сохранились бы переменно-влажные леса;

— сократились бы жестколистные леса на юге и юго-западе, саванны на юго-западе.

Возникло затруднение с северной частью материка.

Учитель. Я утверждаю, что здесь по-прежнему будет саванна. Докажите, вспомнив сведения о климате и циркуляции атмосферы.

Ответы учащихся:

— здесь проходит субэкваториальный пояс, летом экваториальная воздушная масса, зимой — тропическая;

— в этом районе в году 2 сезона.

Этих ответов было достаточно, чтобы поддержать утверждение.

Подготовительная (а по содержанию главная, наиболее ценная) часть работы — анализ, моделирование — проделана. Далее учащиеся рисуют на контурной карте гипотетические природные зоны.