Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2001

С.А. Тархов — автор материалов о новых железных дорогах в постсоветском пространстве (№  3/2000), Норильском промышленном районе (№ 23/2000), путешествии в Румынию (№ 5, 9/2001)

Лучший

По мнению наших читателей, наиболее полезной публикацией для уроков географии оказались материалы о новых железных дорогах в постсоветском пространстве. Почетное звание

«Лучший географ 2000 года»

присваивается старшему научному сотруднику
Института географии Российской академии наук

Сергею Анатольевичу Тархову

Поздравляем Галину Павловну Козлову (г. Воронеж), Райхан Зиннуровну Калимуллину (Республика Татарстан, Сармановский р-н, пос. Джалиль), К.В. Атласову (Республика Саха/якутия/, Абыйский улус, п. Белая гора), написавших самые интересные и обстоятельные ответы на анкету и получивших призы

 

Мнения читателей — планы редакции

Редакция

1. Распределение приславших анкеты читателей по регионам

2. Должность

3. Возраст

4. О газете «География» я впервые узнал(а)

5. Оценка сложности большинства публикуемых материалов

6. Отношение к карточкам

В № 3/2001 были опубликованы вопросы плановой анкеты, основное предназначение которой состояло в «зондировании» мнения читателей «Географии» относительно структуры и содержания издания, а также в определении направлений перспективного развития еженедельника. Целых два месяца мы ждали ответов от вас, наши дорогие читатели, и, дождавшись, когда поток писем иссяк, решились на подведение итогов нашего, может быть и не совсем репрезентативного, но вполне социологического опроса.

В адрес редакции поступило более полусотни анкет из всех экономических районов Российской Федерации. Отрадно, что читают нас не только в столице: основная масса ответивших на анкету — жители Сибири, Дальнего Востока, Урала и Поволжья (рис. 1). Абсолютное большинство наших читателей связаны с учебными заведениями. В учреждениях среднего образования (школах, лицеях, гимназиях) работают либо учатся 78% читателей, еще 16% имеют отношение к вузам. Две трети ответивших на анкету отнесли себя к многомиллионному учительскому корпусу страны (рис. 2). Три четверти наших респондентов имеют высшее образование.

Анкетирование подтвердило предположение редакции, что газету читают люди самых разных возрастов. Интересно, что читатели распределились по возрастным группам довольно равномерно (рис. 3). Похоже, что это распределение близко к реальной возрастной структуре совершеннолетнего населения РФ. Как и во всем российском школьном (да и вузовском) образовании, среди читателей, приславших анкеты в адрес редакции, преобладают женщины (64%). Подавляющее большинство откликнувшихся читателей получают «Географию» по личной подписке (88%).

Читатели узнают о существовании нашего еженедельника главным образом из газеты «Первое сентября» либо от своих коллег и друзей (рис. 4). Как еще раз подтвердило анкетирование, читателей газеты в несколько

раз больше, чем подписчиков. в 22% анкет отмечено, что «Географию» читают еще один-два человека, еще в 20% — читают не менее трех человек. 36% ответивших сообщают о том, что газета пользуется популярностью у их коллег-преподавателей, 62% видели газету у своих учеников, 4% — у сотрудников.

Отмечая уровень сложности материалов газеты, читатели определяют его прежде всего как «доступный для понимания хорошему ученику» (52%), почти 40% участвовавших в анкетировании считают, что наши публикации больше соответствуют среднему уровню подготовки учителя (рис. 5).

У читателей газеты наибольший интерес вызывают материалы по экономической географии (причем наиболее ожидаемы публикации по зарубежным странам), статистика по странам мира и регионам России, а также разработки уроков в рубрике «Я иду на урок» (рис. 7). Читатели ждут от нас публикаций-рекомендаций по написанию практических и курсовых работ (52%), по работе со статистической информацией (50%), по составлению карт и работе с картографическими материалами (38%), по работе в сети Интернет (30%).

В числе самых запоминающихся материалов в анкетах перечислены многие статьи «Географии» в 2000 г., но наибольшей популярностью пользуются материалы рубрик «Штат за штатом», «Непризнанные государства», «География образов», «Я иду на урок», статьи С.А. Тархова «Новые железные дороги в постсоветском пространстве» и «Норильский промышленный район». Событиями для наших читателей были спецвыпуск «Ветер», цикл публикаций по сельскохозяйственным культурам, материалы, посвященные географическим олимпиадам.

Наиболее полезными в работе публикациями 2000 г. наши читатели считают материалы С.А. Тархова о железных дорогах в странах СНГ, спецвыпуски по странам (Австрия, Панама, Молдавия, Куба), отраслям экономики и областям России, методические статьи, публикации рубрик «Числа», «Штат за штатом» и «Десять первых», «Географи ческие диктанты», «Хрестоматия». В то же время часть наших читателей считает, что материалами таких рубрик, как «Числа», «Хрестоматия», «Географические диктанты», «Хроника», а также рецензиями на новые книги пособия и атласы, газета перегружена.

Практику специальных выпусков поддерживают 98% ответивших на анкету. Из них 92% считают, что следует делать спецвыпуски по отдельным странам, 64% — по отдельным областям, краям, республикам РФ, 64 — по отдельным отраслям хозяйства, 18 — высказались за другие тематические направления специальных номеров газеты.

В числе тех материалов, которых в газете не хватает, перечисляются материалы о современном положении регионов РФ, методические поурочные разработки, этнографические публикации, материалы по физической географии, разминки, олимпиадные задания и др.

В наступившем году от нас ждут главным образом публикаций по комплексной характеристике субъектов РФ, по географии отраслей промышленности, ну и, конечно, свежей статистики, космических снимков, материалов по этнографии, топонимике, изменениям на политической карте мира, оригинальных методических находок.

Отвечая на вопрос, нужно ли в газете сообщать что-либо об авторах публикаций и если нужно, какую информацию следует указывать, 18% не видят необходимости в таких кратких справках, 60 предлагают давать краткую профессиональную биографию, 48 — адрес для связи, 40 — перечислить основные труды, 38 — информировать о месте работы и должности, 30 — об ученом звании и степени, 10% — о возрасте.

Практику использования карточек в газете в той или иной мере одобряют около 80% наших читателей. Это означает, что мы не зря каждый раз отводим под карточки 4 остродефицитные полосы, не зря бьемся над рубрикатором и ключевыми словами. При этом уже сейчас каталоги с использованием всех карточек составляют более трети наших читателей, участвовавших в анкетировании (рис. 6).

Редакция внимательно ознакомилась с каждым высказанным мнением наших читателей. В целом мы ощутили поддержку выбранного нами курса, благожелательное отношение к основным нашим идеям и рубрикам. Из замечаний и пожеланий, которые были высказаны в анкетах, ни одно не осталось незамеченным. Мы будем по возможности приспосабливать газету к вашим ожиданиям, подбирать материалы именно тех направлений, которые вам наиболее интересны. Что-то уже стало меняться по горячим следам анкетирования, может быть, вы уже отметили появление в газете ожидаемых вами материалов. О том, насколько полно нам удалось ответить на ваши предложения, мы сможем узнать на следующем контрольном тестировании, которое должно будет подтвердить или опровергнуть профессиональную пригодность немногочисленного коллектива редакции еженедельника. До новых встреч на континентах «Географии»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В газете мне наиболее интересны следующие темы и рубрики