Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2001

Имя

К.И. Сатпаев

Н.Н. КОТЛЯРОВА
г. Экибастуз
Казахстан

Каныш Имантаевич Сатпаев
Каныш Имантаевич сатпаев
(1899—1964)

ХХ век, по мнению известного канадского ученого Ганса Силье, несомненно, войдет в историю как начало эры всесторонних научных исследований. В этом столетии были определены такие фундаментальные научные понятия, как «относительность», «кибернетика», «принцип дополнительности», которые выявили основные направления дальнейшего развития человеческой мысли. Одновременно были сделаны значительные открытия и в области прикладных исследований, что позволило человечеству увеличить добычу полезных ископаемых, создать новые конструкционные материалы, разработать новые методы хранения и передачи информации. Прогресс науки зависит не только от создания объективных условий, но и от упорного труда отдельных ученых. С этой позиции и интересен пример становления личности К.И. Сатпаева, его достижения в области геологических наук.

Каныш Имантаевич Сатпаев родился в Баян-Аульском районе Павлодарской области. В 1926 г. он блестяще защитил дипломный проект на горном факультете Томского политехнического института и получил квалификацию горного инженера и специальность: геология. По его просьбе он был направлен на работу в трест «Атбасцветмет», где были ликвидированы иностранные концессии, и на долю молодого инженера-геолога выпала трудная задача — организация и проведение первых стационарных геолого-разведочных работ на медном месторождении Джезказгана и Байконурском угольном месторождении, положивших начало планомерному выявлению запасов полезных ископаемых во всем Джезказган—Улытауском районе. Он считал, что Джезказганский район представляет собой в потенциале одну из богатейших мировых провинций меди. Он вооружил геолого-разведочную службу прогрессивной теорией, определившей направление поисково-разведочных работ на этом месторождении. Интересна его гипотеза гидротермального происхождения медных руд «осадочной теории» многих ученых, которые предполагали, что медные руды откладывались вместе с осадками на дне древних морей*. Спор по этому вопросу среди ученых еще продолжается, но множатся ряды убежденных «гидротермальщиков». По современным представлениям, две гипотезы не исключают друг друга, есть и осадочные, и гидротермальные месторождения. Составляя прогнозные геологические карты, группы геологических отрядов рассыпались по всей территории Казахстана.

Очень много сделал в джезказганский период К.И. Сатпаев по составлению металлогенических карт. К концу 1931 г. в недрах Джезказгана были выявлены такие запасы руд, благодаря которым он прочно занял ведущее место среди медных месторождений СССР. Результаты последующих геологических исследований в Джезказгане полностью подтвердили правильность главных научных критериев, выдвинутых в 30-е годы Сатпаевым и положенных в основу дальнейших комплексных, форсированных геолого-разведочных работ на месторождении. Наряду с улучшением геологии и богатств недр Джезказган—Улытауского района, Каныш Имантаевич принимал самое деятельное участие в организации поисковых и разведочных работ на всей территории Казахстана и в становлении геологической науки в республике. В 1928 г. были опубликованы его статьи о перспективах Джезказганского, Карсакпайского, Атбасарского и Спасского рудных районов, о Карагандинском угольном бассейне, о полиметаллических месторождениях Каратау. Одновременно с разработкой проблем, связанных с развитием медной промышленности в Центральном Казахстане, он разведал в Джезказган—Улытауском районе месторождение железа (Карсакпай), марганца (Джезды), угля (Байконур, Киякты), свинца (Коргасын).

В начале Великой Отечественной войны К.И. Сатпаев был назначен заместителем председателя, а через год — председателем президиума Казахского филиала АН СССР. Сатпаев прилагал все силы к тому, чтобы координировать и направлять усилия разобщенных геологических организаций, работавших в республике, на решение одной задачи — обеспечение промышленности стратегическим сырьем, необходимым для фронта. Джезказган, Джезды, Коргасын и многие другие объекты Казахстана были подготовлены для бесперебойного обеспечения сырьем действующих заводов. Каждый десятый снаряд в итоге был сделан из металла Казахстана. В связи с оккупацией Никопольского месторождения марганца и Донбасса, встал вопрос о производстве металла в Казахстане. Сюда эвакуируются крупнейшие ученые страны, возглавляемые президентом АН СССР В.Л. Комаровым. Каныш Имантаевич обосновывает необходимость создания в Казахстане многих отраслей тяжелой промышленности, а также строительство крупнейшего завода в урочище Темир-Тау близ Караганды. В 1942 г. за капитальный труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» он был удостоен Государственной премии СССР. В августе этого же года ему присуждается ученая степень доктора геолого-минералогических наук. Казахский филиал АН СССР, возглавляемый Сатпаевым, быстро развивался по всем направлениям: геологии, горному делу, металлургии, химии, энергетике, гуманитарным наукам. Осенью 1943 г. Сатпаев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени. А в 1946 г. в жизни республики произошло знаменательное событие — учреждение Академии наук Казахской ССР, и Каныш Имантаевич Сатпаев был избран ее первым президентом. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук.

Своей эрудицией во многих областях науки Каныш Имантаевич снискал заслуженное признание ученых СССР, и в 1946 г. его избирают действительным членом Академии наук СССР.

В 50-е годы в Казахстане открываются новые институты. Институт геологических наук, открытый на 9 лет раньше, чем в России и на Украине, по значению своих исследований занял одно из ведущих мест в стране. С именем Сатпаева связана одна из самых ярких страниц в истории геологического изучения и раскрытия недр Казахстана.

Была создана металлогеническая наука; организованы широкие комплексные металлогенические исследования, определены направления поисково-разведочных работ.

В 1954 г. было завершено составление рабочих макетов и систематизированных прогнозных металлогенических карт.

Металлогению следует считать отраслью геологии, узкой и самостоятельной. Это тот раздел учения о полезных ископаемых, который рассматривает закономерности размещения рудных месторождений в земной коре. Металлогения в буквальном переводе — «рождение металла». Металлогенические прогнозные карты, по определению Сатпаева, венчают пирамиду всех фактических знаний геологии и металлогении любой провинции. В составлении таких карт приняли участие все геологические службы Казахстана, геологи Москвы, Средней Азии и Ленинграда. Сатпаев сохранил за собой методическое руководство по составлению карты медных месторождений. По черным металлам такую работу вели геологи Тарасов и Новохатский, по олову — Жилинский, по редким металлам — Щерба. С Сатпаевым рядом день и ночь трудился его верный друг и соратник Георгий Цораевич Медоев.

В декабре 1958 г. проводится I Всесоюзное металлогеническое совещание в г. Алма-Ате. За работу в области металлогении группа казахских ученых-геологов во главе с Сатпаевым была удостоена Ленинской премии. По инициативе Каныша Имантаевича проводилось изучение минеральных ресурсов Мангышлака, Мугоджар и Тургая. Сатпаев был ученым широкого профиля, он был ярым противником модных теорий, надуманных идей. Основной его жизненный девиз — это объективность изложения и отображения фактов, выдвижение гипотез только на основе фактов. Три больших дела он оставил после себя: первое — Джезказган, второе — Академия наук Казахстана, третье — институт геологических наук.

Имя Сатпаева присвоено городу в Казахстане (бывш. г. Никольский), Джезказганскому металлургическому комбинату, Институту геологических наук АН Казахстана, улицам во многих городах, институту в г. Экибастузе, каналу Иртыш—Караганда.

Он был почетным гражданином Джезказгана, а с 1988 г. введены ежегодные премии за наиболее выдающиеся работы в области науки им. Каныша Имантаевича Сатпаева.