Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2001

Мнение

Быть ли Молдавии федерацией?

А.А. ГЕРЦЕН

Этот вопрос сегодня как никогда своевремен. 25 февраля в стране прошли досрочные парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала партия коммунистов, получив 2/3 депутатских мандатов.

Десятилетие демократических реформ принесло с собой не только свободу слова и капиталистические правила «игры», но и невероятный упадок в производстве, сбыте продукции, образовании, науке, культуре и, как следствие, катастрофическое снижение уровня жизни всего народа. Очевидно, что утраченное оказалось гораздо ценнее приобретенного.

Подавляющее большинство жителей хорошо помнят конец 80-х годов, развитую, счастливую Молдавию. За годы социалистического строительства Молдавия стала индустриально-аграрной республикой. Экспорт электроэнергии, заводы союзного значения, мощная сеть НИИ, вузов, Академия наук, большой штат высококвалифицированных научных кадров, крупнейший в СССР фруктовый сад, громадная коллекция вин в гигантском подземном винном городе, высокоразвитое сельское хозяйство, транспорт, постоянные высокие заработные платы — вот атрибуты экономики республики к началу 90-х годов. Все это позволяло чувствовать себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне.

За несколько лет «реформ» новая власть лишила людей всего этого, выбила из-под ног основу для дальнейшего развития. Совсем недавно процветающая, благодатная страна погрузилась в нищету... Мало того, она оказалась разорванной на части, ни в одной из которых никак не удавалось не только наладить дела, но даже остановить падение. Причина в переходном периоде или бездарности и алчности руководителей? В любом случае закономерно, что исход выборов оказался именно таким.

Развитие молдавского общества в современных условиях невозможно без решения накопившихся политико-административных проблем, без сохранения и упрочения государственности. Первооснова государства — его целостность. В Молдавии же сегодня мы наблюдаем сосуществование как минимум трех политических формирований. Это собственно Молдавия (Республика Молдова, далее — РМ) с центром в Кишиневе, Приднестровская Молдавская Республика (далее — ПМР) с центром в Тирасполе* и Территориальная автономная единица Гагаузия (далее — ТАЕГ) с центром в Комрате. Сюда же можно добавить и Тараклийский уезд (далее — ТУ) с одноименным центром.

Территория всей Молдавии — всего около 34 тыс. км2, а численность населения составляет 4205 тыс. человек, и притом постоянно уменьшается (приведена цифра без учета выехавших на заработки, которых, по оценкам, около миллиона человек). Казалось бы, как можно разделить такой маленький клочок суши? По данным Тирасполя, территория ПМР составляет 3569 км2, где проживают 660,6 тыс. человек. Площадь ТАЕГ — около 1,8 тыс. км2, а численность населения — менее 200 тыс. жителей. Размеры и людность ТУ сопоставимы с Андоррой. Но в отличие от целостной Андорры, тараклийская территория представлена двумя разобщенными ареалами, более крупный из которых (вокруг Тараклии) весьма некомпактен. ТАЕГ состоит вообще из 4 отдельных участков.

12 ноября 1998 г. парламент РМ принял закон о новой территориально-административной реформе. В его основу была заложена идея об укрупнении бывших районов и преобразовании их в уезды таким образом, чтобы из 40 субъектов сделать 10 (потом 11, 12 и, наконец, 13). Последние изменения в законе были сделаны 29 октября 1999 г. При этом депутаты пытались решить сразу несколько проблем. Кое-как хотели определить статус ПМР, которую сначала видели как Транснистрию, затем как Дубоссарский уезд; остановились на эвфемизме Территориальная единица Левобережья Днестра. Его явно «подгоняли» под статус, аналогичный статусу ТАЕГ. Пытались разрешить вопрос о болгарах, живущих в основном рядом с гагаузами, включением в состав Кагульского уезда, созданием «полууезда», а потом и отдельного уезда. Самое главное было сохранить видимость унитарной страны. Однако реформа административно-территориального деления оказалась явно неудачной.

ТАЕГ представляет собой 4 анклава, ТУ — 2. ТУ по размерам и людскому потенциалу намного меньше других уездов. В то же время вокруг Кишинева сложился сверхгигантский по меркам республики уезд, в котором проживают 1,3 млн человек, или 30% всего населения страны, причем самого активного. Кроме того, внутри уезда сама столица выделена в специальное образование с особым статусом.

Для административно-территориальных субъектов Молдавии категорически не подходит термин «уезд». С 1940 г., с момента восстановления молдавской государственности и создания МССР, в эти края вернулось в качестве официального названия благословенное имя Молдавия, более ста лет насильно замещаемое названием Бессарабия. Бессарабия — историческая область на юге Восточной Молдавии, ограниченная Прутом на западе, Сулинским гирлом Дуная и Черным морем на юге, Днестром на востоке и Верхним Траяновым валом на севере. Это колониальное название было распространено в 1812 г. на всю Восточную Молдавию по политическим соображениям Российской империи, а затем удачно использовано Румынией в тех же целях. Сегодня нельзя использовать термин «уезд», навязанный Российской империей и королевской Румынией. Испокон веков молдавским был термин «цинут» — край (буквально — «держава»). Этот термин — самый подходящий для обозначения административно-территориальных субъектов.

Остаются нерешенными вопросы о статусе ПМР, ТАЕГ и ТУ (как этнических территориальных образований) и взаимосвязи между регионами и центром страны. Решением проблемы могло бы стать создание подлинной федеративной республики Молдавии, вернее — узаконивание ее фактически такового состояния.

Субъектами федерации должны стать не только этнические проблемные регионы, но и все будущие цинуты (края). Другой вопрос — какой степенью самостоятельности будут они обладать? Безусловно, наиболее самостоятельной останется ПМР, чуть менее — ТАЕГ, в еще меньшей степени — все цинуты, в том числе и ТУ.

Очевидно, что современные наименования некоторых административно-территориальных единиц должны быть изменены.

ПМР берет свое начало с 1924 г., когда на этой территории была образована Молдавская АССР. В 1929 г. столица ее была перенесена из Балты в Тирасполь. В 1940 г. основная часть МАССР объединена с центральной частью Восточной Молдавии (в то время освобожденная «румынская Бессарабия») в Молдавскую ССР. Восточные районы МАССР, юго-восточная Бессарабия и Северная Буковина были присоединены к Украине, так как там преобладало украинское население. В 1941 г. германско-румынские фашистские оккупанты превратили Восточную Молдавию в губернаторство Бессарабия, а левобережные территории между Днестром и Бугом — в Транснистрию (Заднестровье). 12 апреля 1944 г. воины 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р.Я. Малиновского освободили Тирасполь, а 24 августа — Кишинев. Эта дата, объявленная Днем освобождения Молдавии, стала национальным праздником для всех жителей солнечной страны. 2 сентября 1990 г. в Тирасполе была провозглашена независимая Приднестровская Молдавская Республика, до сих пор официально никем не признанная.

Ограниченность территории мешает ПМР полноценно развиваться, поэтому и в Тирасполе заинтересованы в разрешении конфликта. Если в названии республики сохраняется слово «Молдавская», то логично предположить, что ни власти, ни тем более жители не против единой Молдавии, а, наоборот, за нее! Но под каким названием входить в федерацию? Левобережье и Приднестровье — физико-географические термины, давно устоявшиеся в научной литературе. Они обозначают территории, простирающиеся вдоль всего Днестра и по Украине, и по Молдавии.

Название ПМР — неприемлемо для Кишинева и неуместно в обновленной республике. Транснистрия — оскорбительно не только для Тирасполя, но и для всего молдавского народа, и это обязаны понять даже самые ярые националисты. Заднестровье — если смотреть из Бухареста, Приднестровье — если смотреть из Москвы. А если смотреть не откуда-нибудь, а из Молдавии, из Тирасполя, тогда — как? Тогда просто — Днестровье, а лучше — Нистрия. Ведь Днестр — не только главная артерия всей страны, но душа всего молдавского народа: и молдаван, и украинцев, и русских, и гагаузов, и болгар, и еще десятков национальностей. Левобережная Молдавия вытянута вдоль Днестра на 230 км. В самом названии республики значится Приднестровская, а по-молдавски — Республика Молдовеняскэ Нистрянэ. Значит, конечно, Нистрия, и звучит это как название маленькой страны, у которой, несомненно, доброе будущее.

Гагаузы и болгары — древние народы тюркского происхождения, вместе с молдаванами, украинцами и русскими давным-давно ставшие православными.

Гагаузы — потомки огузов, печенегов и половцев (куманов), в IX—XIV вв. переселившиеся из приазовских степей на Балканы, где перешли на оседлый образ жизни и приняли христианство. Сформировались как народ в Южной Добрудже, османы не сумели их ассимилировать. В конце XVII—начале XIX вв., во время русско-турецких войн, большинство гагаузов переселились из Добруджи в Бессарабию. В 1957 г. была сформирована письменность гагаузского языка на основе кириллической графики. В начале 90-х годов вместе с молдавским языком состоялся переход гагаузской письменности на латинскую графику. В Комрате открылся первый университет. В 1994 г. официально определен статус Гагаузии.

Болгары — потомки протоболгар и славян, основавших в 681 г. под руководством хана Аспаруха Первое Болгарское царство. Часть болгар во время русско-турецких войн вместе с гагаузами переселились в Бессарабию. Молдавские болгары сохранили самобытную культуру и язык, ставший в изоляции весьма архаичным по отношению к остальным болгарским говорам и поэтому выделяемый в самостоятельный диалект. Их центром является Тараклийский район, преобразованный в ТУ.

Было бы заманчиво назвать этот край Болгарией, так как Тараклия — это только его столица. Политических спекуляций при этом не возникнет: у Республики Болгарии нет никаких исторических прав на эту территорию, да она и не имеет никаких претензий на нее. Зато культурный и экономический эффект будет очень велик: как Турция Гагаузии, Болгария будет охотнее и активнее помогать своей маленькой молдавской «племяннице».

Сегодня в Молдавии насчитывается 150 тыс. гагаузов и около 90 тыс. болгар. Основная их часть проживает в Центральной Бессарабии — регионе, издревле называемом Буджаком. Оба народа живут относительно обособлено, но очень компактно друг подле друга. Наиболее рациональным и географически обоснованным было бы объединение Гагаузии и Болгарии в единую республику Буджак — тогда и болгарам, и гагаузам можно было бы добиться таких же прав, как жителям Приднестровья. Название Буджак столь же болгарское, сколь и гагаузское: и по-огузски, и по-протоболгарски тюркское «буджак», «бучак» означает «угол, сторона, край, конец». Внутри Буджака Гагаузия и Болгария могли бы сохранить свои права как отдельные края.

Должны быть сохранены, но в качестве цинутов (краев), большинство существующих ныне уездов**. Необходимо упразднить Кишиневский уезд, а город Кишинев выделить в особый, столичный субъект управления (особый статус имеют территории столиц многих государств).

Итак, новая федеративная Молдавия должна объединить 8 краев, 2 республики — Нистрию и Буджак — и столичный округ Кишинев.


* См.: В.А. Колосов. Конфликт между Молдовой и Приднестровьем//География, № 39/2000 (спецвыпуск: Молдавия), с. 4—9.
** См.: Д.В. Заяц. Уезды Молдавии//География, № 39/2000 (спецвыпуск: Молдавия), с. 10—17.