Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №27/2001

№ 23: Взгляд из Тулузы

Нет секрета в том, что подписчики «Географии» проживают не только в России. Редакция получает письма от читателей с Украины, из Белоруссии, Молдавии, Эстонии. Но подписчик в дальнем зарубежье, тем более нерусскоязычный, — это все же редкость для нас. Мнение такого человека мы не могли оставить без внимания. Итак, слово нашему французскому читателю.

 

Дени ЭККЕРТ
Дени ЭККЕРТ,
старший исследователь университета Тулузы, член редколлегии журнала «Espace Gе’ographique» Франция

Газета «География» отличается хорошим дизайном: ее приятно читать. Нравится шрифт, которым набрана газета. Качество фотографий и рисунков на полосах газеты вполне приличное. Очень хорошо, что иллюстраций в газете много, они помогают ориентироваться в материале учителям и учащимся. Существующий объем газеты (так и хочется назвать ее журналом) подобран правильно.
Все 32 полосы можно прочитать всего за 1 час*.

В № 23 хотелось бы выделить два стержневых материала: статью Л.А. Аксёновой о фасоли и публикацию С.А. Тархова и Д.В. Зайца о городском электротранспорте в городах бывшего Советского Союза. Мне, человеку профессионально занимающемуся изучением постсоветских государств, интересующемуся к тому же проблемами организации городской среды в разных странах мира, второй материал был более интересен. Хотя это мое субъективное мнение. Для обеих статей хочу отметить обилие исходных статистических данных, которые могут быть использованы и отдельно, в процессе написания новых работ по соответствующей тематике. Без ссылок на исходную информацию материалы могли бы превратиться в голую аналитику, что нежелательно для географической газеты. Данные статьи можно использовать и как результат, и как инструмент для практикующих учителей.

О статье «Электротранспорт в городах бывшего СССР» мне хотелось бы поговорить подробнее. Проблема развития и усовершенствования городского электротранспорта актуальна и для Франции. Еще 20—30 лет назад трамвай был признан у нас неперспективным видом городского транспорта. неповоротливые тихоходные вагоны занимали много места в исторических центрах городов, производили много шума и вибрации. В тогдашних планах развития городов говорилось о постепенном закрытии всех существующих трамвайных сетей. Но в последнее время концепция транспортного обслуживания городов коренным образом изменилась. Строятся новые трамвайные сети в Гренобле, Нанте и других городах Франции, даже в тех из них, где ранее трамвай никогда не ходил. Новые трассы прокладывают по новой технологии, избегая совмещения полос движения трамвая и городского автотранспорта. В Страсбуре для этого трамваю на некоторых участках пришлось уйти под землю (как и в Волгограде). Новые скоростные трамваи бесшумны, отличаются более широким салоном, для посадки пассажиров в них используются платформы, снабженные пандусом. Это позволяет без проблем проникнуть в вагон трамвая инвалидам, детям, старикам. Мэрией Парижа принято решение о строительстве трамвайных линий на кольцевой автотрассе, отделяющей центральную часть французской столицы от пригородных департаментов. Этот проект должен разгрузить центр города и помочь разрешить остро стоящую в столице транспортную проблему. Одновременно в некоторых городах Франции и Бельгии сохраняется традиционный старый трамвай, отличающийся архаичным дизайном подвижного состава.

Говоря о статье В.П. Максаковского, посвященной демографическому кризису, мне хотелось бы отметить, что понятие «демографический кризис» — это субъективная оценка демографической ситуации. Демография во многом связана с политикой. Манипулирование демографическими показателями — это часть политики во многих странах мира. Во многих странах Западной Европы, например в Германии, сейчас тоже наблюдается убыль населения, вполне сравнимая с российской. Это происходит на фоне снижения рождаемости и стабильных показателей смертности. Но в той же Германии эти считающиеся неблагоприятными демографические процессы никого особенно не волнуют, ведь продолжительность жизни в стране высока и имеет тенденцию к увеличению. Высокий прирост населения — это скорее зло для Европы, больше людей — это больше проблем, связанных с образованием, трудоустройством и т. д. Нынешняя демографическая ситуация отнюдь не трагична, дефицит населения с лихвой покрывается иностранной миграцией.

Опубликованный на с. 15—18 отзыв на письмо С.В. Ларичеву мне непонятен, так как я не читал самого письма.

Рецензия на географический атлас Республики Саха (Якутия), на мой взгляд, излишне затянута и не научна. Рецензия без критики — это не рецензия, а реклама. В рецензии должно быть проблемное изложение, здесь его не видно. Текст не отвечает на большинство вопросов, стоящих перед потенциальными пользователями атласа. Кто делал это картографическое произведение? Как собиралась информация для атласа? Какие источники первичных материалов были задействованы? Мне важны ответы на эти вопросы, так как я сам член авторских коллективов ряда атласов. Нужно сказать, что и целых три страницы для рецензии в данном случае — это много. Текст рецензии прозрачный и бессодержательный. Редакции было бы лучше привлечь к написанию объективной рецензии независимого автора, а не жителя того региона, где этот атлас был издан. Одним словом, как говорит старая французская пословица XVIII в., «Sans la libertе’ de bla^mer, il n’est pas d’е’loge flatteur», что в переводе означает «нет лестной похвалы без свободы порицать».

Газете «География» я желаю дальнейших успехов. Пусть она не отказывается от своей выигрышной концепции.


* Во Франции большинство газет выходят на многих десятках полос и включают многочисленные приложения. Такую газету можно читать не один день. — Прим. ред.