Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2001

Я иду на урок

Урок-игра «Неизвестная река»

Т.А. ОСЬКИНА, учитель географии СШ № 63
г. Красноярск

Игра 1
Суша или вода

Отгадайте:
это суша или вода...

 

а) Берингов... (вода, пролив)
б) Камчатка... (суша, полуостров)
в) Аравийское... (вода, море)
г) Бенгальский... (вода, залив)
д) Мадагаскар... (суша, остров)
е) Гудзонов... (вода, залив)

(отвечают и показывают по карте.)

 

Игра 2
Географические догонялки

(за 30 секунд ответить
на большее количество вопросов)

1-я команда

1. Самый северный океан... (Северный Ледовитый)
2. Воды, находящиеся в земной коре... (подземные)
3. Перемещение воды в горизонтальном направлении под действием ветра... (океаническое течение)
4. Ледяной материк... (Антарктида)
5. Соленость Мирового океана в промилле... (35)
6. Скопление взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда... (облака)
7. Прибор для измерения глубины моря... (эхолот)
8. Растения и животные, переносимые морскими течениями... (планктон)
9. Бывает окраинное и внутреннее... (море)

 

2-я команда

1. Самый маленький материк... (Австралия)
2. Плавающая ледяная гора... (айсберг)
3. Группа островов, расположенных близко друг к другу... (архипелаг)
4. Вода в твердом и жидком состоянии, выпадающая из облаков... (осадки)
5. Глубина Марианской впадины, в метрах... (11022)
6. Глубоководный самоходный аппарат для океанических исследований... (батискаф)
7. Теплое течение от берегов Северной Америки к берегам Евразии... (Гольфстрим)
8. Линии, которые соединяют места с одинаковыми глубинами... (изобаты)
9. Коралловый остров, имеющий форму кольца... (атолл)

 

Игра 3
Собери загадку

загадки разрезаны по слогам, дети составляют загадки, а затем всем классом составляем схему на магнитной доске.

1. Зимой скрывается, весной появляется, летом веселится, осенью спать ложится (река)
2. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной ледяной поит водой (родник)
3. Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя (болото)

(Работа по схеме «Речная долина» с новыми понятиями: река, русло, речная долина, пойма.)

Учитель:

1. Где берет свое начало река Волга? (из родника)
2. Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика». Как объяснить эту поговорку? (В Байкал впадает 336 рек и ручейков, а вытекает только одна река — Ангара.) Следовательно, река может брать начало из... (озера)
3. Где волшебник-туман белый занавес ткет,
В снежных кручах Саян он начало берет.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой, рвется он на простор.

Другое стихотворение о Тереке.

Я родился у Казбека, вскормлен грудью облаков.
Река берет начало... (в горах)

Объяснение понятия «исток» — начало реки; место, с которого появляется постоянное течение в русле.

 

Учитель: Москва стоит на реке... (Москва)

Париж — на реке... (Сена)

Санкт-Петербург — на реке... (Нева)

Лондон — на реке... (Темза)

Красноярск — на реке... (Енисей)

Учитель: течет река дальше, а в нее впадают все новые и новые речки. Наша река становится все шире и глубже. И у главной реки появляются притоки.

 

Игра 4
Отгадай и найди

1. Найдите на физической карте реку, носящую женское имя, и назовите ее притоки. (Лена, притоки: Алдан и Вилюй.)

Как определить, правый это приток или левый? (объяснение.)

2. Что означает пословица: «Река Ока — Волги правая рука»? (Ока правый приток Волги.) А какой приток у Волги левый? (Кама). (Все географические объекты показываются на настенной карте учениками.)

 

Учитель: И вот, сливаясь со множеством ручьев и речушек, наша река становится все шире и полноводнее. Катится большая река сотни километров, и вот наконец докатилась она до...

 

Игра 5
Я — река

Пример: Я — река Волга, впадаю в... (Каспийское море).

Задание группам:

1. Я — река Амазонка, впадаю... (в Атлантический океан)
2. Я — река Нил... (Средиземное море)
3. Я — река Ганг... (Бенгальский залив)
4. Я — река Миссисипи... (Мексиканский залив)

Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Учитель: Как показывать реку на карте? Что нужно говорить?

Пример (показывать от истока до устья):

Река Енисей берет начало в Восточном Саяне. Течет с юга на север. Принимает левые притоки: Ангару, Нижнюю и Подкаменную Тунгуску, впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.

 

Игра 6
Переставь буквы

Название какой реки можно сложить из предложенных букв?

Урман (Амур — пограничная река. Истоки в горах, начинается от слияния Шилки и Аргуни, течет с юга на северо-восток, левый приток — Зея впадает в Охотское море Тихого океана (показывают на настенной физической карте России).

 

Игра 7
Пятый лишний

Задания группам — найти лишнюю реку.

1. Миссисипи, Волга, Лена, Дунай, Енисей.

Миссисипи — лишняя река Северной Америки, остальные — в Евразии.

2. Печора, Волга, Северная Двина, Яна, Колыма.

Волга лишняя. Она впадает в Каспийское море, остальные — в Северный Ледовитый океан.

3. Маккензи, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Нил.

а) Нил — лишняя река. Он течет в Африке, остальные реки — в Северной Америке.

б) Нил — лишняя река. Он течет в Восточном полушарии, остальные реки Западного полушария.

4. Замбези, Ганг, Амазонка, Нигер, Тигр.

Амазонка — лишняя. Она течет в Западном полушарии, а остальные в Восточном.

Учитель: Что нового вы узнали? Что понравилось? Что непонятно? (ученики высказывают свое мнение.)

Домашнее задание:

 

Игра 8
Немая карта говорит

На контурной карте подписать реки, которые указаны в задании:

а) координаты истока этой реки — 43° с. ш. и 78° в. д.
б) река принимает приток Укаяли
в) устье этой реки имеет координаты: 69° с. ш. и 161° в. д.

Ответы:
а) Сырдарья
б) Амазонка
в) Колыма