Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2001

Я иду на урок

Опорный конспект

А.В. ЛЕВИНА,
учитель географии сш № 152
г. Саратов

При изучении данной темы сначала дается определение ветра и проводится беседа, всегда ли ветер дует с одинаковой силой? Выясняется, что главная причина образования ветра — разница в атмосферном давлении между различными участками суши. Эта мысль графически оформляется в опорный конспект следующим образом: P ® р.

Далее в качестве примера (и для выяснения причин разницы в атмосферном давлении) рисуется схема бриза и параллельно объясняется обратно пропорциональная зависимость между атмосферным давлением и температурой воздуха, разница в нагревании и остывании суши и воды. В итоге опорный конспект выглядит следующим образом (см. рисунок).

I. Суша быстро прогрелась ® нагрела воздух ® воздух стал легкий ® давление низкое.
II. Вода нагревается медленно ® воздух над ней прогрет плохо ® давление высокое.
III. Суша быстро остыла ® остыл воздух ® давление высокое.
IV. Вода медленно остывает ® воздух теплый ® легкий ® давление низкое.

После занесения опорного конспекта в тетрадь шестиклассникам предлагается самостоятельно познакомиться по тексту учебника с понятием «муссон» и самим составить опорный конспект. Как правило, эту работу дети выполняют с удовольствием и больших затруднений она у них не вызывает.

В конце урока — беседа с учащимися о значении ветра и объяснение того, как определяется его направление и как составляется роза ветров.