Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2001

Я иду на урок

Страноведческие артефакты: «погружение» в страны

Приятный урок для 7-го класса

Т.М. Мельникова,
учитель географии Октябрьской СШ г. Лисаковска Костанайская обл., Казахстан

Все ароматы планеты
Все ароматы планеты

Вот уже 8 лет тему «Евразия. Страноведение» в 7-м классе я веду по описанной ниже схеме, постоянно ее совершенствуя, внося новое, сообразуясь с событиями международной жизни на день проведения урока. К изучению темы ученики подходят, обладая уже значительным багажом знаний. Они ориентируются во всех тематических картах, и описание страны не составляет для них большой трудности. За один урок мы рассматриваем сразу несколько стран. Вот обычный набор: Великобритания, Франция, Индия, Чехия, Югославия, Германия. Набор может быть и другим, но важно, чтобы в нем было широкое разнообразие культур. Приходится учитывать и возможности найти необходимые для урока артефакты, соответствующие выбранным странам (легче найти нужные предметы, подобрать музыку и т. п. по европейским странам, поэтому в нашем евразийском наборе Европа обычно представлена лучше, чем Азия).

Учащиеся рассказывают у карты о той стране, которую они представляют. Урок содержит много элементов ролевой игры, театрализации, так как возраст семиклассников к этому располагает. Ученики выступают в роли гостей, которые приехали из разных стран. Каждый здоровается и прощается на «своем» языке, дает краткую характеристику территории, дарит подарки и предлагает национальные блюда, по возможности приходит на урок в национальной одежде. А когда ученик «из той или иной страны» выходит к доске, звучит национальная музыка.

Ученики, сравнивая, более полно понимают обычно славянские или германские страны, видят различия европейских и азиатских стран. У детей возникает вопрос: почему очень многие индийцы говорят на английском языке? И сразу они отвечают сами: Индия была британской колонией.

В оформлении класса использую фотографии, картины, кукол в национальной одежде — чтобы ученики в течение урока сравнивали и находили визуальные различия в образах стран. Дети для себя на уроке делают немало открытий. Например, они были очень удивлены, узнав, что омлет — это французское блюдо, а колбаса — немецкое.

К концу урока набирается полный стол подарков. Как ни странно, но их для урока можно найти очень легко: индийский чай, моток пряжи (который станет подарком из Великобритании, говорящим о ее промышленной истории), косметика из Франции, простой карандаш чешской фирмы «Кох-и-Нор», фрукты из Югославии, сардельки из Германии и т. д.

Вывод урока напрашивается сам собой: разным продуктам и вещам на нашем столе, хоть, может быть, и тесно, но всем нашлось место, и ничто не лишнее. Значит, и всем нам на нашей Земле должно найтись свое место. Мы не представляем себе жизнь мира без индийского чая, чешского хрусталя, французских духов — значит, все народы должны свободно жить, дополняя друг друга на нашей планете.
И лучше быть гостем, туристом, чем солдатом в ограниченном контингенте войск или даже в «миротворческих силах».

На уроке географическое содержание дополняется элементами других школьных предметов — музыки и домоводства. И это помогает детям лучше почувствовать тему.

Какой-то ученик через описание природы лучше понял народную музыку, какой-то по описанию климата лучше узнал национальную одежду, какой-то по национальной кухне лучше запомнил страну. Разнородные страноведческие артефакты привели учеников к главной цели.

В перспективе я хочу привлечь и хореографию, вставив в урок фрагменты народных танцев (для этого, правда, нужен видеомагнитофон, которого у меня в кабинете пока нет), так как основное влияние на народные танцы оказывает именно природа страны. Такая форма проведения урока оказывается очень эффективной, страноведческая информация остается надолго в памяти учащихся. И когда уже в 10-м классе мы более подробно изучаем эти страны, ребята с интересом вспоминают уроки страноведения 7-го класса и это им помогает легче усваивать новый материал.