Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2001

Географические новости

Будет ли завершено строительство терминала
по перевалке аммиака на Таманском полуострове?

По материалам «Независимой газеты» (15.05.2001)
и «Литературной газеты» (30.05—05.06.2001).

Несколько лет назад корпорация «Тольяттиазот»* предложила построить на Таманском полуострове в Краснодарском крае России морской терминал для перевалки жидкого аммиака. Пока журналисты и экологи рассуждают о возможности экологической катастрофы на стыке Азовского и Черного морей, работы по осуществлению «проекта века» идут полным ходом. Почти закончено строительство железнодорожного пути к проектируемому порту «Амотаз», возведены три моста, идет отвод земель под терминал. Президент корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай на страницах краевых газет неустанно твердит о жизненной необходимости строительства объекта не только для Кубани, но и для всей России.

Действительно, транзит аммиака через Украину приносит России огромные убытки. В советские времена завод по производству аммиака в Тольятти, продуктопровод и аммиачный терминал в порту Южный, расположенный к востоку от Одессы, составляли единый комплекс. Сегодня 800 км трубопровода, по которому транспортируется аммиак, и пункт перевалки на морские суда оказались на Украине, а она диктует свои условия экспорта. Ежегодно Россия теряет около 35 млн долл. от транзита аммиака через Украину, при этом украинская сторона постоянно срывает графики загрузки, снижает квоты поставок. Невыгодные условия транзита заставили руководство «Тольяттиазота» задуматься о создании собственного пункта перевалки аммиака на Черном море. Местом строительства был выбран мыс Железный Рог на Таманском полуострове.

На первый взгляд решение строить терминал именно в этой точке черноморского побережья выглядит вполне разумным. На побережье Краснодарского края столько курортных городов и поселков, что втиснуть между ними крупный промышленный объект сложно. Казалось бы, Таманский полуостров — единственное исключение. Курортов здесь почти нет, сельское население не очень многочисленно. По всем экономическим показателям Темрюкский район (к нему относится Тамань) — далеко не лучший в крае. Виноградарские хозяйства находятся в упадке**, промышленность простаивает, а азовские порты пока большой прибыли не приносят. Поэтому местные власти заинтересовались предложением «Тольяттиазота»: порт с грузооборотом 2 млн тонн — гигантское предприятие по местным меркам, немалое подспорье для бюджета, плюс более 500 рабочих мест, железнодорожная ветка, которой смогут пользоваться все сельскохозяйственные предприятия района.

Однако, несмотря на заманчивые предложения «Тольяттиазота», прежний губернатор края Николай Кондратенко не спешил с поддержкой «проекта века». Он прекрасно понимал, насколько непопулярна идея строительства у самих таманцев. Казаки Кубанского казачьего войска, общественные экологи и администрация станицы Тамань объединились против могущественной корпорации. По мнению противников строительства, древняя таманская земля слишком ценна для России и всего мира, чтобы позволить калечить ее бульдозерами и отравлять аммиачными испарениями. Даже при абсолютно безаварийной работе комплекса нарушится экологический баланс территории, будут уничтожены уникальные археологические памятники. Биологи озабочены сохранностью рыбных запасов. Кроме того, наверняка не избежать загрязнения акватории и пляжей Таманского полуострова при заходе в порт судов за аммиаком.

Но главные опасения связаны с возможностью аварии на терминале или трубопроводе. Вот фрагмент из официального документа — заключения комиссии государственной экологической экспертизы, работавшей на Тамани: «Радиус зоны смертельного поражения людей при авариях, связанных с поступлением аммиака в атмосферу, составляет на береговом изотермическом хранилище до 1,4 км. Зоны поражения средней тяжести (частичная потеря здоровья) имеют бо’льшие размеры: радиус до 4,2 км, а площадь — до 7,9 км2. Таким образом, в случае аварии в зоны поражения могут попасть пос. Волна, пос. Виноградный, станица Вышестеблиевская, станица Тамань. Расчетное время подхода облака аммиака к этим населенным пунктам — 3—5 минут».

На все аргументы своих противников «Тольяттиазот» дает один ответ: наш проект экологически безопасен, он прошел экспертизу, риск аварии минимален. Чтобы убедить строптивых экологов и казаков, корпорация «Тольяттиазот» возила их в порт Южный на Украину. Комиссия ООН признала его одним из самых экологически чистых промышленных объектов Европы. «И у вас на Тамани будет так же», — уверяют местных жителей тольяттинцы. Те не верят и по привычке готовятся к самому худшему.

Сейчас взоры противоборствующих сторон обращены к новому губернатору Кубани Александру Ткачеву. Он выступает за привлечение инвестиций в экономику края и поэтому, скорее всего, поддержит тольяттинцев. Разумеется, будет очень много оговорок и предварительных условий. Новый глава администрации потребует серьезнейших гарантий соблюдения норм экологической безопасности. Однако на первом месте при окончательном решении вопроса все же будут стоять потенциальные экономические выгоды Краснодарского края, которые будут реализованы в проекте.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Баустоф ГеоСинтетика». Компания «Баустоф ГеоСинтетика» предлагает по выгодной цене купить высококачественные геосинтетические материалы в Москве. В широкий ассортимент компании входят такие геосинтетические материалы, как геотекстиль, агропленка, геокомпозит, геомат, геомембрана, дорнит, геосетка и георешетка. Вся предлагаемые товары выполнены из экологически чистых материалов и соответствует самым строгим стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с каталогом продукции и прочесть статьи о геосинтетических материалах можно на официальном сайте компании «Баустоф ГеоСинтетика», который располагается по адресу http://www.kupi-geotekstil.ru/


* См.: Г.М. Лаппо, С.И. Лысова. Тольятти — феноменальная точка роста России//География, № 31/2001, с. 11. — Здесь и далее прим. ред.

** Тем не менее в настоящее время на московских прилавках как никогда много темрюкских (по крайней мере, по этикетке) вин (Фанагория), не очень, впрочем, хороших.