Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2001

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

Открыто ответвление от БАМа
к Чинейскому месторождению полиметаллических руд

26 сентября текущего года по вновь построенной железной дороге с Чинейского месторождения (Читинская обл.) прошел первый состав с рудой. Это давно ожидаемое событие означает начало полномасштабного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали. Освоение этого месторождения позволит удвоить грузопоток, идущий по БАМу, и тем самым приблизить магистраль к безубыточному режиму работы.

На торжественной церемонии пуска железнодорожной ветки присутствовали полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский, министр путей сообщения РФ Н. Аксененко, губернатор Читинской области Р. Гениатулин и другие официальные лица. Для губернатора начало эксплуатации рудника и железной дороги было особенно приятным событием, поскольку основные поступления в бюджет области (52%) дает Забайкальская железная дорога.

Чинейское месторождение полиметаллических руд находится в 38 км к юго-востоку от железнодорожной станции Новая Чара, расположенной на БАМе. Протяженность железнодорожной линии намного больше — 66 км. Это связано со сложным рельефом местности. Строительство проходило в очень сложных, порой экстремальных, условиях, каких не было даже на БАМе. Но, несмотря на все трудности, стальная магистраль введена в эксплуатацию почти на год раньше срока. В осуществлении проекта, не имеющего аналогов по своей сложности, принимали участие тысячи рабочих из России, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана.

Как сообщает информационное агентство «Сибирские новости», планируется, что объемы перевозок чинейской полиметаллической руды к 2005 г. достигнут 5 млн т в год, в более далекой перспективе добыча может возрасти до 10 млн т. Утвержденные запасы Чинейского месторождения ванадийсодержащих титано-магнетитовых руд составляют 1,5 млрд т, прогнозные — более 30 млрд т. При достижении полной проектной мощности рудника годовой объем продукции составит: железные руды — 3,3 млн т, титановые концентраты — 600 тыс. т (более 10% всего мирового объема добычи), медные руды — 24 тыс. т, золото — около 400 кг, серебро — 6,5 т, платина — 768 кг, палладий — 985 кг. Месторождение будет разрабатываться открытым способом, что дешевле, чем шахтная добыча.

Из железо-титано-ванадиевых руд нового месторождения будет выплавляться особо прочная сталь для прокатки железнодорожных рельсов. Первый состав с рудой, отправившийся в путь со станции Чиней 26 сентября, уже через два дня прибыл на Коршуновский горно-обогатительный комбинат (г. Железногорск-Илимский Иркутской обл.). В текущем году с Чинейского месторождения предполагается перевезти на металлургические комбинаты России 500 тыс. т руды.

По мнению специалистов, начало добычи этих минеральных ресурсов может серьезно повлиять на экономическую ситуацию не только в России, но и на мировом рынке. Потребителями чинейской руды могут быть металлургические заводы у нас в стране, а также в Китае, Японии, Южной Корее. Мировые цены на подобную продукцию устойчивы и имеют постоянную тенденцию к росту. КНР уже сделала два запроса о возможных условиях экспортных поставок металлизованных окатышей из Сибири.

С вводом в строй ветки Новая Чара—Чиней станет доступной не только железная руда Чинейского месторождения. Рядом, на сравнительно небольшой территории, расположены: одно из крупнейших в мире Удоканское месторождение меди (запасы — 20 млн т), Калтугинское месторождение редкоземельных металлов, Апсатское — коксующихся углей.

Программа МПС России по освоению зоны БАМа рассчитана до 2005 г., в нее входят еще сдача Северомуйского тоннеля*, строительство железных дорог к Эльгинскому (каменный уголь) и Удоканскому (медь) месторождениям.

По публикациям газеты «Известия», сетевых изданий «Region.ru» и «Skrin.ru».

* См.: Завершена проходка крупнейшего тоннеля России//География, № 19/2001.