Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2001

Космические снимки

Географический конкурс «ЖИВАЯ КАРТА»

М.Ю. ПОТАНИН

7_1.jpg (13105 bytes)

 

Некоммерческое партнерство «Прозрачный Мир» проводит в ноябре 2001 — апреле 2002 гг. на сайте http: //www.transparentworld.ru/alivemap интернет-конкурс «Живая Карта» и приглашает всех желающих к участию. Основу заданий «Живой Карты» составляют космические снимки Земли. Участники конкурса смогут распознать на снимках различные географические объекты, выделить природные ландшафты, проанализировать динамику сезонных процессов и явлений. Заявку на участие в конкурсе можно послать по адресу электронной почты: alivemap@transparentworld.ru. В заявке укажите ваш e-mail адрес для рассылки заданий конкурса и учебное заведение. Количество человек в команде и возраст участников не ограничены.

 

Снимок к заданию 1

Снимок к заданию 1

 

Снимок к заданию 7
Снимок к заданию 7

 

При выполнении заданий на выделение природных комплексов было допущено существенно большее количество ошибок. Это и неудивительно, поскольку данные задания больше ориентированы на непосредственный анализ изображения, нежели на простое сопоставление снимка и карты, а потому они сложнее. При проведении границ природных зон на снимке участники старались перерисовать соответствующую тематическую карту из школьного атласа, уходя от цветового анализа изображения. Допущенные таким образом ошибки приводили к появлению зон смешанных лесов, степей в районах полупустынь или неправильному выделению лесных массивов (к которым причисляли открытые участки местности — поля, луга, болота).

 

Потребителями дистанционных образовательных проектов должны являться не только их непосредственные участники — ученики, но и учителя, без энтузиазма, заинтересованности и участия которых крайне трудно вовлечь школьников, скажем, в полугодовой конкурс или олимпиаду.

С декабря 2000 г. по апрель 2001 г. некоммерческое партнерство «Прозрачный Мир» проводило географический интернет-конкурс для школьников «Живая Карта». Основу заданий конкурса составили спутниковые снимки территории России среднего и высокого разрешения. Всего в конкурсе приняло участие 30 команд (примерно 100—130 школьников) из 25 школ 14 городов России. Победителями первой «Живой Карты» стали «МИШКИ» (МИтинские ШКольникИ), ученики московской школы № 1939.

Конкурс стал логическим продолжением образовательной линии, развиваемой НП «Прозрачный Мир» в сотрудничестве с ИТЦ «СканЭкс» и МЦНМО. Первой инициативой в данном направлении было создание интернет-атласа космических снимков, охватывающего различные темы курсов физической географии, естествознания и экологии (большая часть разделов Атласа космических снимков проработана и размещена на сайте «Прозрачного Мира» по адресу http://www.transparentworld.ru/atlas). Основной идеей «Живой Карты» было предоставление возможности школьникам поработать со снимками напрямую (наподобие того, как работают с контурной картой) и испытать свои силы в элементарном дешифрировании спутниковых изображений.

О схеме конкурса

Участниками конкурса являлись команды школьников под руководством учителя (в большинстве случаев это был учитель географии). Задания «Живой Карты» и программу «AliveMap» для работы с ними можно было скопировать с интернет-страницы конкурса или получить по электронной почте, прислав предварительно заявку.

Каждое задание состояло из спутникового снимка (jpeg-файла) и 5—6 заданий к данному снимку различного характера. Участникам предлагалось найти на снимке разнообразные географические объекты (полуострова, острова, озера, реки, города, горы), провести (примерно) административные границы субъектов РФ, выделить природные ландшафты (хвойные и смешанные леса, болота, степи, полупустыни), идентифицировать различные антропогенные объекты (для снимков городов и прилегающих территорий). Для выполнения указанных заданий в рамках программы «AliveMap» был организован несложный рабочий интерфейс (набор инструментов на экране компьютера): инструменты «Карандаш» и «Ластик» для проведения границ и выделения природных зон, инструменты «Маркер» и «Текст» для подписи географических объектов, «Текстовое Поле» для ответов на общие вопросы по снимку и для сопровождения собственных обозначений.

Таким образом, выполняя задания «Живой Карты», школьники создавали слои текстовых и графических комментариев к снимкам конкурса. Для отправки работы на проверку участники (с помощью программы «AliveMap») формировали файл, в который записывались созданные ими комментарии, номер снимка и анкетные данные. Файл высылался нам по электронной почте.

О заданиях конкурса

Задания конкурса вместе со снимками, а также лучшие работы участников любой желающий может посмотреть и скопировать на сайте «Живой Карты» — http://www.transparentworld.ru/alivemap.

Весь конкурс состоял из десяти заданий, которые были разделены на два этапа. Первые 5 снимков — мелкомасштабные снимки Европейской части России. Структура заданий по ним была достаточно формализована. Участникам предлагалось:

  • найти и подписать на снимке ряд предложенных объектов;
  • ответить на вопросы викторины;
  • провести административные границы субъектов РФ, попавших на снимок, отметить центры;
  • выделить различные природные комплексы на снимке.

В качестве примера приведем текст задания № 1, оказавшегося наиболее сложным.

Снимок 1. Центральная и Южная части Европейской территории России, июль. Школьники знакомятся с изображенными на снимках крупными географическими объектами: Черное море, Кавказские горы, равнинный бассейн Волги. На снимке наглядно отображено явление зональности растительного покрова: от хвойных лесов Волго-Вятского района до полупустынь Калмыкии. Хорошо различаются основные типы облачности.

Остальные четыре задания первого тура относились к следующим территориям.

Снимки 2 и 3 — Центр Европейской части России, но в разное время года: лето и ранняя весна. На летнем снимке видны многочисленные дымовые шлейфы лесных пожаров, ставших следствием сухой и жаркой погоды установившейся в июне 1999 г. На весеннем снимке, анализируя очертания снежного покрова на открытых участках местности, можно различать луга, поля, болота и крупные лесные массивы.

Снимок 4 — Север: Онежское и Ладожское озера, Финский залив, Двинская губа, Белое море.

Снимок 5 — Южный и Средний Урал, Каспийское и Аральское моря.

Пять снимков, составляющих второй этап, имеют более крупный масштаб, и в текстах заданий к ним уже не содержалось прямых ссылок на территорию, изображенную на снимке. Поэтому сначала участники должны были догадаться, что это за территория. Главное отличие заданий второго тура от первого — наличие вопросов на распознавание объектов (или типов территорий) на снимках.

Снимок 7. Снимок низовья Северной Двины, города Архангельск и Северодвинск, Белое море, территории, обозначенные на снимке буквой «А», — песчаные косы.

Задание 1

Дата съемки — 08/07/97.
Примерный масштаб 1:8000000.
Максимальное количество баллов — 15.
Средний балл участников — 6,3 (42 %).

1. (2б.) Подпишите:
— Черное, Азовское моря
— Таганрогский залив
— Большой Кавказ
— Малый Кавказ
— реки: Волга, Кама, Дон
— водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Горьковское, Чебоксарское, Цимлянское, Краснодарское
— Волго-Донской канал
— Самарская Лука
— Колхидская низменность.

2. (2б.) Найдите и подпишите крупнейшее российское озеро — источник больших залежей поваренной соли.

3. (2б.) Проведите административные границы (чем точнее, тем лучше) субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично попали на снимок.

4. (4б.) Выделите и подпишите природные зоны.

5. (3б.) Выделите и подпишите различные типы облаков.

6. (2б.) Проведите линию Главного Кавказского хребта и отметьте наивысшую точку Кавказа — г. Эльбрус.

Задание 7

Дата съемки - 10/07/97.
Примерный масштаб 1:1000000.
Максимальное количество баллов - 15.
Средний балл - 8 (53%).

1. (3б.) Какая территория изображена на снимке? Подпишите:
а) море
б) реку
в) два крупных города.

2. (4б.) Выделите части реки:
а) - русло
- дельта
- рукав
- меандр
- старица
- остров
- пойма
- приток.

б) (4б.) Напишите (используя текстовое поле), чему соответствуют участки изображения, обозначенные на снимке буквой "А".

3. (4б.) Выделите на снимке различные природные комплексы.

Краткий обзор остальных заданий второго тура

В задании 6 на крупномасштабном снимке фрагмента Главного Кавказского хребта участникам предлагалось отметить простейшие географические элементы горной системы (горные хребты, долины, ледники, ледниковые морены, реки и т. п.). В задании 8 требовалось подписать на снимке Крымского полуострова и причерноморских территорий Украины максимальное количество различных географических объектов: островов, заливов, проливов, лиманов, рек, водохранилищ, городов и т. д. Задание 9 стало изюминкой конкурса. На крупномасштабном снимке Волгограда участники должны были опознать разнообразные объекты, как естественного — песчаные косы, луга, — так и антропогенного происхождения — аэродром, шоссе, пашни, Волго-Донской канал. Десятое задание состояло исключительно в определении местоположения территории по снимку юго-восточного побережья Камчатки. Расчет был на то, что команды смогут распознать на снимке вулканические сопки и таким образом вычислят полуостров.

В целом участники «Живой Карты» справились с «картографическими» заданиями за исключением определения городов. Зачастую участники определяли положение того или иного города примерно, исходя лишь из карты. Яркий пример — волжские города: Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, расположение которых отмечают изгибы Волги. Участники конкурса ставили маркеры этих городов приблизительно. Если поставленный таким образом маркер оказывался рядом с истинным положением города, жюри, считая точность дешифрирования принципиальным моментом, снижало баллы за выполнение этого задания. Аналогичными были и критерии при проверке границ областей и республик, нанесенных участниками на снимок. Полноценный плюс получала та работа, где границы были проведены правильно относительно объектов, видимых на снимке (в первую очередь рек, озер, водохранилищ). Наиболее показательный пример совершенных здесь ошибок относится к первому заданию. Так, при проведении границ Волгоградской области участники «забывали» отнести озеро Эльтон к территории России, благодушно причисляя его к соседнему Казахстану.

В заданиях второго тура предлагалось отгадывать территории, запечатленные на снимках. И здесь в нескольких заданиях некоторая схожесть контуров различных территорий сыграла злую шутку с командами. Например, две команды не отгадали Двинскую Губу (задание 7). Первая команда перепутала ее с устьем Нила (а города Архангельск и Северодвинск, соответственно, с Каиром и Александрией), вторая — с впадением Волги в Каспийское море. В задании 9 один из участников ошибочно назвал Волгоград Омском и, соответственно, Волгу Иртышом. В то же время все участники отгадали Крым и Камчатку (задания 8 и 10). Причем в последнем случае задание было гораздо труднее, на изображение попал лишь небольшой участок побережья Камчатского полуострова. Однако большинство команд справились с заданием, верно опознав на снимке вулканические сопки, что не так-то просто было сделать, учитывая недавнее знакомство участников со спутниковыми снимками.

Как уже было сказано выше, задание 1 оказалось самым трудным — в среднем команды набирали 42 % баллов от максимального числа. В то же время задание 8 абсолютно правильно выполнило большинство участников — 96 % баллов.

Об образовательных проектах в интернете

Как должны позиционироваться подобные образовательные инициативы относительно базового школьного курса?

Какой может быть подход при создании, а затем и при оценке того или иного образовательного проекта?

Возможный критерий — интерес учителя по интегрированию дистанционного конкурса, олимпиады, викторины и т. п. в выстраиваемом им процессе обучения. Безусловно, все это не может заменить основной курс, конкурировать с ним или составлять его стержень. Но в то же время у учителя есть возможность разнообразить образовательный процесс, дополнить стандартный материал по соответствующему предмету, привлечь учеников новой формой его подачи, наглядностью образов. Это возможность использования компьютерных технологий, в частности Интернета, в качестве инструментария в руках учителя. Снимки, полученные с помощью искусственных спутников Земли, позволяют наглядно представить земную поверхность и те явления и процессы, которые происходят на суше, в океанах и атмосфере. Лишь на мониторе компьютера полноцветные изображения могут служить своеобразной контурной картой, на которую школьники наносят названия географических объектов, контуры различных природных комплексов, выделяют последствия антропогенного влияния и т. д.

О будущем конкурсе

Старт «Живой карты-2» планируется на начало ноября (начало второй учебной четверти). На этот раз в качестве территории полигона для заданий конкурса выступит вся Европа. Мы гарантируем будущим участникам интересные и новые по своему характеру задания. Природа и рельеф Европы крайне разнообразны. Участники конкурса увидят норвежские фьорды и итальянские вулканы, горные системы Альп и Карпат, Скандинавский, Апеннинский и Балканский полуострова, Средиземное, Мраморное и Северное моря. Мы собираемся включить в тематический план конкурса метеорологические снимки и задания на анализ мультивременной съемки, когда необходимо сопоставить несколько снимков одной и той же территории, сделанных в разное время года, и провести анализ сезонной динамики природных процессов.

Мы еще раз приглашаем всех к участию в «Живой Карте», стартующей в ноябре. Вся информация о будущем конкурсе будет размещаться на сайте http://www.transparentworld.ru/alivemap. Вы можете отправить нам заявку на участие в конкурсе по адресу: alivemap@transparentworld.ru. Укажите ваш e-mail адрес для рассылки заданий и название учебного заведения. Количество человек в команде и возраст участников не ограничены.