Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №45/2001

Из новой книги

Модели пространственной структуры
мирового хозяйства*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

По мере развития мирового хозяйства видоизменяется, усложняется не только его отраслевая, но и пространственная структура, иерархическая соподчиненность отдельных его частей. Это закономерный процесс, нашедший косвенное отражение даже в известном афоризме Козьмы Пруткова: «Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части...» В экономике и экономической географии за основу их выделения обычно принимают соотношение экономической мощи отдельных стран и групп стран, рассчитываемое на основе данных о валовом внутреннем продукте. При этом необходимо различать два подхода, две методики осуществления таких расчетов: в номинальном выражении и по фактической покупательной способности.

До сравнительно недавнего времени в национальной и международной статистике использовалась методика подсчета ВВП в номинальном выражении. При такой методике его объем исчисляют в национальной валюте, а затем пересчитывают, исходя из официального обменного курса данной валюты по отношению к доллару. Однако затем было замечено, что подобная методика в целом оказывается в значительной мере формальной, так как обычно не соответствует реальной покупательной способности национальных валют. Поэтому в последнее время все шире стали применять другую методику расчетов ВВП — по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты. При расчете на его основе показатели ВВП могут изменяться весьма существенно: в небольших европейских государствах, где товары обычно дороги, они заметно снижаются, а в развивающихся странах, напротив, как правило, возрастают. Соответственно меняется и ранг стран в их общей иерархии по размерам ВВП, что можно проследить даже на примере стран, входящих по этому показателю в первую десятку. В странах с переходной экономикой при расчете ВВП на основе ППС показатели также могут возрасти в полтора-два раза и даже более.

Различия между двумя методиками расчетов сказываются и на оценках объема мирового ВВП. В 2000 г. в номинальном выражении он составлял примерно 30 трлн, а при расчете по покупательной способности — около 40 трлн долл.

В научной литературе можно встретить различные пространственные модели мирового хозяйства — двухчленную, трехчленную и многочленную.

Наиболее генерализованная двухчленная модель основана на подразделении всех стран мира на экономически развитые и развивающиеся или, как часто говорят, на страны Севера и страны Юга**. Их соотношение в последние десятилетия постепенно изменяется в сторону увеличения в мировом ВВП доли Юга, который развивается более высокими темпами. Уже в 1990 г. доля стран Юга в нем достигла по валютному курсу 18%, по паритету покупательной способности валют в 1990 г. — 35%, к концу 90-х годов — до 40%.

При трехчленной модели за основу берут соотношение между экономически развитыми странами, развивающимися и странами с переходной экономикой (табл. 1).

Группа стран, страна

1990

1995

2000

Развитые страны Запада

59,3

53,8

52,7

Развивающиеся страны

32,6

41,4

40,3

в том числе Китай

6,6

9,7

10,5

Страны с переходной экономикой

8,1

4,8

7,0

Таблица 1
Доля трех групп стран в мировом ВВП по паритету покупательной способности, %

Из таблицы также следует, что основная тенденция сдвигов в соотношении развитых стран Запада и развивающихся стран заключается в некотором уменьшении доли в мировом ВВП первых и увеличении доли вторых. Что же касается стран с переходной экономикой, то их доля испытала наибольшее падение в середине 90-х годов, но затем стала постепенно возрастать.

В отечественной и западной экономико-географической литературе в последнее время сложился
и несколько иной подход к трехчленному подразделению мирового хозяйства. Это подход, основанный на выделении трех таких его составных частей, как Центр, Периферия и Полупериферия; Н.С. Мироненко не без основания назвал такую структуру трехъярусной.

При этом подходе под понятием Центр имеют в виду группу из 25—30 стран условного Севера, в которых происходит становление и развитие постиндустриального общества. Именно эти страны стоят во главе современного этапа НТР, именно здесь находятся мировые центры принятия решений, наиболее высок уровень информатизации и компьютеризации. Страны этой группы производят примерно 1/2 мирового ВВП
(а в номинальном его выражении — и того больше).
В состав Периферии обычно включают около 100 развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с преобладанием аграрной экономики или начальной стадии развития индустриальной, которые в целом еще довольно слабо затронуты НТР. Основу этой группы составляют наименее развитые страны мира. Наконец, Полупериферия, находящаяся как бы на стыке между Центром и Периферией, символизирует индустриальную стадию развития. В ее состав входят страны среднеразвитого капитализма в Азии, Африке и Латинской Америке, новые индустриальные и нефтеэкспортирующие страны, в первую очередь ближневосточные. Некоторые авторы относят к Полупериферии и часть постсоциалистических стран с переходной экономикой.

В качестве первой из многочленных моделей пространственной структуры мирового хозяйства можно, видимо, рассматривать традиционное подразделение мира на крупные географические регионы. Однако значительно интереснее и важнее рассмотреть непосредственно десять основных центров экономической мощи современного мира. Основой для их определения по логике вещей может явиться первая десятка стран, лидирующих по этому показателю (табл. 2).

Но в действительности эта первая десятка стран лишь наполовину предопределяет перечень десяти главных центров — в тех случаях, когда в этой роли выступают отдельные страны (США, Китай, Япония, Бразилия, Мексика). Остальные шесть центров формируются на основе групп стран.

Ведущее положение в современном мировом хозяйстве — примерно «на равных» (по 21—22% от мирового ВВП) — занимают Северная Америка (в составе США и Канады) и Западная Европа, которые были и остаются его, так сказать, несущими структурами. На третье место в 1994 г. вышел Китай (11%), благодаря очень высоким темпам прироста ВВП обогнавший Японию (8%). Далее, уже со сравнительно небольшим отрывом друг от друга, следуют новые индустриальные страны Азии, Индия, Бразилия, страны СНГ, Мексика и нефтеэкспортирующие страны Персидского залива.

Обращает на себя внимание резкое снижение доли СНГ в мировом хозяйстве. В 70—80-е годы Советский Союз по объему ВВП уступал лишь США, причем в отдельные годы объем его ВВП достигал 30—40% от американского. Еще в 1990 г. СССР производил 5,6% мирового ВВП, но затем началось быстрое снижение доли его преемников — стран СНГ.

То же относится и к России. В 50—80-е годы объем ВВП России вырос почти в четыре раза и к концу этого периода составил 3,5% мирового и 20% европейского ВВП. Затем доля России в мировой экономике начала сокращаться, составив в 2000 г. (даже по более выгодному расчету по ППС) всего 1,5%. Это значит, что по отношению к США российский ВВП ныне составляет примерно 7%. Только в начале XXI в. начался медленный рост этого важного показателя.

Таблица 2
Первые десять стран мира по размерам ВВП, 1998 г.

Ранг страны

Страна

ВВП в номинальном выражении, млрд долл.

Ранг страны

Страна

ВВП по паритету покупательной способности, млрд долл.

00001 США

7 920

00001 США

7 920

00002 Япония

4 100

00002 Китай

3 985

00003 Германия

2 100

00003 Япония

2 930

00004 Франция

1 465

00004 Германия

1 710

00005 Великобритания

1 265

00005 Индия

1 660

00006 Италия

1 165

00006 Франция

1 310

00007 Китай

930

00007 Великобритания

1 220

00008 Бразилия

760

00008 Италия

1 165

00009 Канада

610

00009 Бразилия

1 020

00010 Испания

555

00010 Мексика

785


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».
** Под Севером («богатым Севером») обычно понимают все страны западной цивилизации и Японию, под Югом («бедным Югом») — все развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.