Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №45/2001

Мнение читателя

№ 39: «Понравилось “Путешествие на Кунашир”»

А.М. Зотова,
учитель СШ № 201
г. Москва

Статья «Путешествие на Кунашир» (с. 7—12, 21—26) — превосходный материал, с моей точки зрения самый интересный в номере. Он наверняка найдет свое применение на уроках географии в школе. Отрывки из статьи дальневосточных авторов вполне можно зачитывать ученикам, и у них будут складываться яркие впечатления о природе Курильских островов. Очень неплохими показались «Часовые пояса на территории России» (с. 5—6). Не совсем понравилась статья Л.А. Аксеновой о маке (с. 3—4). Она, мне кажется, будет интересна не всем школьникам, а лишь тем, кто всерьез интересуется географией сельского хозяйства. Все три материала, объединенные в подборку «Урок толерантности» (с. 13—20), также могут быть использованы в школе. Понравилась традиционная уже хрестоматия (с. 29—30), темой которой на этот раз стали взаимосвязи в природе. В конце номера можно увидеть умную рецензию на проспект-программу учебного курса «Страны мира» авторитетного ученого-географа В.П. Максаковского (с. 31—32).

Хотелось бы также сказать несколько слов о самой газете. Я знакома с «Географией» уже около трех лет. Читаю каждый номер газеты, покупая их в Московском институте повышения квалификации работников образования. Меня устраивает новый журнальный формат газеты, мне кажется, он более удобен. Публикуемые в газете библиотечные карточки непосредственно не использую (сделаны из тонкой бумаги, быстро приходят в негодность), но выписываю с них выходные данные и краткое содержание интересных для меня материалов. Наиболее востребованными в школе оказываются олимпиадные задания (опубликованные в прошлом году вопросы географической Олимпиады в МГУ решали всем классом, но смогли ответить только на половину заданий), методические разработки и интересные иллюстрации, такие, как та, что помещена на титульной странице в № 39. Космический снимок очень наглядно иллюстрирует извержение вулкана Этна, и его, предварительно вырезав и наклеив на плотный картон, можно и нужно использовать на школьных занятиях.

 


Разминка

Решение задачи, напечатанной в № 44 на с. 1

Вариант а невероятен, так как озеро с такой высокой соленостью может быть только бессточным. Нереально также и б: ведь южное побережье Крыма омывают лишь воды Черного моря, но никак не Азовского. Вызывает очень большие сомнения справедливость варианта г. В Удмуртии в силу специфических климатических условий невозможно появление рисосеющего района.

Верный ответ: в. Стрижамент — гора в Ставропольском крае, высшая точка Ставропольской возвышенности (831 м), расположенная в 35 км к югу от Ставрополя. В 1794 г. на горе была построена крепость. Французское слово ретраншемент (крепость) было переиначено русскими в стрижамент. Видимо, основанием для подобной трансформации топонима стали характерные для вершины сильные ветры, которые словно стригут траву. Гора представляет собой низкогорное плато. У нее плоская вершина и крутые склоны. На склонах имеется два десятка родников с кристально чистой водой. Восточные, северные и западные склоны Стрижамента покрыты дубово-ясенево-грабовыми лесами (в настоящее время обсуждается идея создания лесостепного заповедника). С южных и западных склонов Стрижамента влага собирается в реку Барсучки, правый приток Кубани, с северных и восточных — в Егорлык, левый приток Маныча, а следовательно, часть речной системы Дона.