Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №48/2001

Динамика земной поверхности

Факторы сжатия географического пространства

Н.С. Мироненко, М.Ю. Сорокин

Сжатие географического пространства в последние 500 лет

 

1500—1840 гг.
1500—1840 гг.
Конные повозки, парусные суда (16 км/ч)

 

1850—1930 гг.

1850—1930 гг.

Паровозы, теплоходы (60—100 км/ч)

 

50-е годы ХХ в.

50-е годы ХХ в.

Турбовинтовые самолеты (500—650 км/ч)

 

60-е годы ХХ в.

2_4.jpg (1645 bytes)

Реактивные самолеты (800—1100 км/ч)

Речь в статье пойдет вовсе не об уменьшении астрономических размеров земного шара, как можно было бы подумать, прочитав заглавие. Под «сжатием географического пространства» не подразумевается уменьшение размеров нашей планеты. Речь идет о том, что для достижения какого-либо места на Земле нужно все меньше временны’х и иных издержек. В восприятии людей это выражается как ощутимое уменьшение размеров земной поверхности.

Как менялось в ходе исторического процесса время, необходимое для преодоления определенного расстояния?

В 1492 г. Христофор Колумб преодолел расстояние между портом Палос (Испания) и островом Сан-Сальвадор (Багамские о-ва) за 70 дней, в 1838 г. колесный пароход «Грейт Вестерн» пересек Атлантику за 15 дней, полвека спустя винтовое судно «Сити оф Парис» преодолело путь из Ливерпуля в Нью-Йорк за 6 дней, в 1927 г. Чарльз Линдберг совершил перелет из Нью-Йорка в Париж на одномоторном винтовом самолете за 33,5 часа, а в наше время сверхзвуковой реактивный авиалайнер «Конкорд» преодолевает этот же путь за 3,3 часа. Несмотря на то что маршруты не совсем совпадают, разница в расстояниях не столь велика, и ею можно пренебречь. Таким образом, за период продолжительностью около 500 лет временны’е затраты на преодоление Атлантики сократились более чем в пятьсот раз.

Анализируя процесс сжатия географического пространства, можно выделить четыре главных фактора, способствующих снижению различного рода затрат на преодоление пространственного барьера:

1. Появление новых видов техники и технологий для передвижения людей, транспортировки грузов и передачи информации

Изобретение новых видов техники (парусный корабль, колесный пароход, винтовой пароход, винтовой самолет, реактивный самолет) ускоряет процесс сообщения. Мировая история знает еще более удивительные случаи, когда применение новой техники ускоряло процесс общения в несколько тысяч раз. Сегодня из Москвы до Петропавловска-Камчатского мы долетаем за девять часов, сидя в кресле комфортабельного авиалайнера. Во времена, когда только начиналось освоение Камчатки, экспедиции проходили этот путь за три года, перенося тяжелые невзгоды и лишения. Долгое время Сибирь считалась землей «пропавшего времени»: путешествия по ней занимали долгие годы, проведенные в санных упряжках или седле. Французский ученый Фернан Бродель в своей книге «Время мира» пишет: «Расстояния задерживали, усложняли все. Обменам требовались годы, чтобы замкнуться. Официальные караваны, отправлявшиеся из Москвы в Пекин, ходили туда и обратно за три года». Сжатие географического пространства под воздействием новых видов техники показано на рисунке, представляющем собой серию карт мира разных «реальных размеров» (с. 3).

Изменения, произошедшие благодаря применению новых технологий, не так заметны, но их роль в становлении современного мира велика. Например, всем известны нефтепроводы, без которых функционирование и нормальная жизнедеятельность ряда регионов мира была бы в современном виде просто невозможна. В некоторых районах на нефтепроводах приходится делать специальные установки, подогревающие нефть. Как правило, это необходимо либо в высоких широтах (Сибирь, Аляска, север Канады), где при низких температурах нефть замерзает при транспортировке, либо там, где нефть в месторождении имеет большую плотность (п-ов Мангышлак) и с трудом проходит по нефтепроводным системам. Таким образом, новое технологическое достижение — подогрев нефти — сделало возможным само передвижение продукта в пространстве.

Изобретение новых видов техники и технологий приводит к снижению удельных затрат на коммуникацию (диаграммы 1, 2). Это способствует тому, что процесс сжатия географического пространства распространяется на все большее число людей, которые получают доступ к сравнительно дешевым средствам передвижения, транспортировки грузов и передачи информации.

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Стоимость международных информационных коммуникаций в постоянных ценах 1990 г.

 

Диаграмма 2
Диаграмма 2
Стоимость международных  транспортных коммуникаций в постоянных ценах 1990 г.

2. Создание или открытие новых транспортных путей

Увеличение скоростей происходило не только в результате изобретения и применения новой техники и технологии, но и с открытием или созданием новых транспортных путей. Так, постройка Суэцкого канала, официально открытого 17 ноября 1869 г., существенно сократила морские пути из Атлантического в Индийский океан и западную часть Тихого океана. Суэцкий канал уменьшил расстояния для судов, идущих из портов Западной Европы в порты Индийского океана, по сравнению с путем вокруг Африки, примерно на 40%, в порты Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока — на 25%, Южной Австралии — почти на 10%. Наибольшее сокращение пути получили морские суда, следующие из Черного и восточной части Средиземного моря в Индийский и Тихий океаны — 70%.

Для нашей страны большое значение имело открытие Северного морского пути, протяженность которого по кратчайшей трассе составляет 4500 км. Плавание на Дальний Восток по Северному морскому пути значительно короче, чем по морским путям, огибающим Азию с юга. Сокращение расстояния составляет для маршрута Архангельск—Владивосток 56%, Санкт-Петербург—Владивосток — 36%. Несмотря на суровые северные условия, в которых пролегает судоходный маршрут, при правильной эксплуатации и создании необходимой инфраструктуры Северный морской путь может приобрести международное значение и значительно сократить время транспортировки грузов.

3. Изменение геополитических условий

История знает множество случаев, когда изменение геополитических условий приводило к невозможности транспортной связи между странами или значительно удлиняло срок сообщения между ними. Такое положение вызывало замедление темпов сжатия географического пространства.

Во время Римской империи существовали интенсивные торговые связи между Средиземноморьем и странами Востока: Ираном, Индией, Китаем. Основной торговый путь пролегал через Суэцкий перешеек, который в течение нескольких столетий постоянно находился под властью Рима. После падения Западной Римской империи перешеек некоторое время находился под властью Византии. Все изменилось с тех пор, когда Северная Африка, почти вся Испания и Сицилия попали под власть мусульманских правителей. Это толкнуло европейцев на поиски новых безопасных торговых путей, что в конечном счете привело к открытию Васко да Гама в 1498 г. морского пути в Индию через южную оконечность Африки. Его возвращение в Лиссабон в 1499 г. означало начало новой эпохи европейской и мировой торговли.

4. Снижение уровня барьерных функций границ

По некоторым оценкам, при международных передвижениях до 20% времени приходится тратить на преодоление препятствий, связанных с пересечением границ: получение виз, различного рода разрешений на въезд и выезд (для людей), оформление таможенных и налоговых сборов. На интенсивности международных перевозок отражаются тарифные ставки, экспортные квоты для товаров и т. д. В настоящее время в мире идет процесс снижения барьерных функций границ, что способствует сжатию географического пространства.

Процесс сжатия географического пространства протекает неравномерно. Он может идти с различной скоростью в разных регионах и странах мира. Временна’я неравномерность сжатия географического пространства приводит к его дифференциации в пространстве. Если в прошлом возможности сжатия пространства сковывались прежде всего природными условиями, то в настоящее время лимитирующим фактором выступает уровень экономического развития стран и регионов мира. По данным венгерского ученого Шимаи Михали, 2 млрд человек (треть численности населения Земли) никогда не покидали пределов своего места жительства. В основном это касается жителей слаборазвитых стран Африки (80% от всего населения), Азии и Южной Америки.

В истории человечества бывали случаи, когда сжатие географического пространства сменялось его расширением. Как правило, это происходило в результате упадка цивилизации и ее возврата к дикости и варварству. Например, во времена золотого века Римской империи (II век н. э.) вся территория государства была покрыта густой сетью дорог высокого качества. Римские дороги — выдающееся достижение строительного искусства. Об этом говорит уже хотя бы то, что некоторые участки сохранившихся римских дорог используются до настоящего времени. Каменная или плиточная мостовая лежала на особой прочной подстилке из чередующихся слоев песка, щебня, мелких камней и глины, защищалась стоками для ливневых вод. Прочные, прямые, прекрасно вымощенные, без крутых подъемов и спусков, римские дороги опоясали всю империю. На римском форуме был поставлен золоченый столбик, с которого начинался отсчет расстояний в милях всех главных дорог. Отсюда родилась поговорка: «Все дороги ведут в Рим». пути по суше использовались в основном для передвижения войск, а не для торговли: товары было удобнее и дешевле перевозить морским транспортом.

Интенсификация морской торговли привела к совершенствованию морского транспорта и мореплавания. Возрос тоннаж торговых судов, появились дополнительные паруса, усовершенствовалась навигационная система. На побережьях строились маяки, благоустраивались портовые сооружения, создавались искусственные гавани и каналы, моря и прибрежные воды были очищены от пиратов.

Создание развитой системы транспортных коммуникаций с соответствующей инфраструктурой, позволило без всяких затруднений передвигаться в пределах Римской империи. Таким образом, начиная с момента возникновения римского государства и к периоду его расцвета, временны’е затраты на перемещение людей и транспортировку грузов существенно сократились, что указывает на процесс сжатия географического пространства.

Спустя два столетия Римская империя распалась. На ее обломках образовалось несколько варварских государств и родоплеменных союзов. Кончилась эпоха античной культуры и высокоразвитой цивилизации, наступило время раннего средневековья — период «темных веков», характеризовавшийся возвратом к примитивным способам ведения хозяйства, распадом сложившихся экономических и торговых связей.

Внешний вид Европы того времени поражает воображение, в особенности если сравнивать с эпохой античности. Так, если население Западной Европы в античное время составляло 25 млн человек, то население империи Карла Великого (VIII—IX вв. н. э.) едва достигало 10 млн. В результате уменьшения численности населения, перехода к натуральному хозяйству, частых войн и набегов площадь сельскохозяйственных угодий сократилась в несколько раз. Картину Европы периода «темных веков» описал Марк Блок в своей книге «Характерные черты французской аграрной истории»: «...вокруг обжитого места — горстки домов — земля с истощенной почвой; между подобными оазисами обширные пространства, которых никогда не касался плуг... В основе общества Х и XI веков лежали робкие попытки освоения земли; это общество состояло из разбросанных звеньев, и составлявшие их группы людей, сами по себе весьма небольшие, жили, к тому же, далеко друг от друга». Между этими изолированными группами людей находились обширные непроходимые лесные пространства, опасные для путешественников. Торговля стала занимать очень незначительное место в жизни общества. Прежде всего, это объясняется возвратом к системе натурального хозяйства, и, как следствие, отсутствием потребностей в привозимых товарах; разрушением торговых путей, оставшихся в наследство от римлян; опасностью путешествий из-за нападений на торговые караваны и купцов, невыгодностью перевозок товаров из-за многочисленных пошлин, поборов, налогов.

Таким образом, в эпоху раннего средневековья временны’е (и иные) затраты на путешествия не только возросли по сравнению с античностью, но в ряде случаев и осуществление самих путешествий сделалось невозможным. Таким образом, произошло расширение географического пространства. Статус-кво восстановился лишь спустя тысячелетие — в эпоху Возрождения.

Изменения, произошедшие под влиянием сжатия географического пространства, коснулись всех сторон жизни человечества. Прежде всего, человек перестал ощущать себя обитателем небольшого и ограниченного участка планеты Земля. Все больше людей не идентифицируют себя с жителями какого-либо региона или страны, замкнутой в национальных границах, а с гордостью осознают себя землянами. Это прекрасное чувство общности всех людей своим рождением во многом обязано процессу сжатия географического пространства.

Значительные перемены коснулись не только духовной, но и материальной стороны жизни людей. Человечество начинает взаимодействовать в режиме реального времени. Это выражается в отсутствии временны’х интервалов между совершением какого-либо действия и его проявлением. Примером может служить Интернет — крупнейшая мировая компьютерная система, служащая средством доставки информации. Так, посредством этой системы можно участвовать в электронных биржевых торгах. Участники этих торгов с помощью информационной сети получают необходимую информацию и принимают решения, которые сразу же отражаются на ходе дальнейшей работы биржи. То же самое можно сказать относительно электронной почты: длительные ожидания, когда информация дойдет до цели, и столь же длительное ожидание ответа постепенно уходят в прошлое. Таким образом, информационная сфера деятельности человечества уже работает в режиме реального времени.

В настоящее время также идет процесс перехода производственной сферы в этот режим. Так, некоторые транснациональные компании работают над производственными проектами 24 часа в сутки, что резко увеличивает эффективность труда. Это осуществляется путем работы над проектом трех групп специалистов, базирующихся в трех часовых поясах, со сдвигом относительно друг друга на восемь часов. Одна группа, заканчивая свою смену, передает разрабатываемый проект посредством спутниковой связи другой группе, а та в свою очередь третьей.

С уменьшением сроков и возросшей временно’й точности доставки грузов (комплектующих) все большее распространение получает способ производства «just-in-time», или «точно в срок»*. Наибольшее распространение данный способ получил в автомобильной индустрии. Основная идея заключается в отказе от складирования или производства комплектующих частей на месте конечной сборки продукции. Вместо этого комплектующие от предприятия-производителя доставляются точно в срок в необходимом ассортименте и количестве к месту сборки.

Многие другие примеры свидетельствуют об изменениях, произошедших в результате использования процесса сжатия географического пространства. Думается, что читатели без труда приведут собственные примеры, выскажут свои точки зрения на дальнейшее развитие этого процесса и его применение. Однако уже сейчас ряд ученых и исследователей говорят о появлении технологии, использование которой превзойдет даже самые смелые ожидания. Речь идет о таком понятии, как телепортация, или мгновенное перемещение людей и физических объектов из одной точки пространства в другую. С появлением подобной технологии в режиме реального времени окажется не только информационная сфера, но и вся деятельность человека, включая его самого. Сегодня это кажется невероятным, но вспомним, что говорили об изобретении телефона, радио, телевизора и многих других вещей, без которых наша современная жизнь кажется невозможной, как предсказывали им роль бесполезных игрушек, неприменимых на практике. Вспомним и подождем...


* О системе just-in-time (точно в срок) cм., в частности: Е.А. Швец. Автомобилестроение в Латинской Америке//География, № 22/2000, с. 10; А.И. Громов. Тойотизм. Новая форма организации труда и производства//География, № 28/2000, с. 3. — Прим. ред.