Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2002

Предмет

Об образовательных целях школьной географии
и педагогической ценности страноведения

И.Н. КОРНЕВ, С.Н. ПОЗДНЯК
Екатеринбург

Окончание. См. № 2/2002

Культурологический принцип доминировал в школьных учебниках старой России, что проявлялось в стиле изложения и содержании географических характеристик. Довольно подробный анализ с культурологических позиций трех комплектов школьных учебников: комплект С. Меча1, комплект «московской четверки» (А. Крубер, С. Григорьев, А. Барков, С. Чефранов)2 и комплект Э. Лесгафта3, — действовавших в России в конце ХIХ — начале ХХ вв., нами проведен в статье, опубликованной в журнале «География в школе». Но и здесь невозможно удержаться от показа некоторых выдержек из этих учебников.

В учебнике С. Меча «Россия. Учебник отечественной географии» представление о том, в каких населенных пунктах проживала основная часть населения Центральной России, дается ярким описанием деревни: «Великоруссы любят селиться большими деревнями, чтобы дома стояли в два ряда вдоль длинной улицы. Они любят, чтобы на пригорке красовалась церковь и блестела издали золоченым крестом. Садов, деревьев, цветов нигде не видно, и только редко, редко качается на деревне одинокая береза, рябина или ветла, кругом же раскидываются ржаные и яровые поля. В красные летние дни великорусская деревня имеет в себе много привлекательного: кругом нее такая благодать полей, над нею такая чудесная синева неба! Зимою она до крыш завалена снежными сугробами; но особенно неприглядна бывает деревня осенью, когда на улицах грязь непролазная, а дома стоят мокрые, черные и как-то сердито смотрят маленькими окошечками»4.

Особенности черт национального характера, своеобразия материальной, духовной, поведенческой культуры отдельных народов четко просматриваются в учебниках Э.Ф. Лесгафта. Для примера приведем характеристику французов в изложении этого автора.

«Основная черта французского характера — любовь к общественности. Французы — народ общественный по преимуществу. Общественная жизнь, общественные интересы для него такая же насущная потребность, как воздух и пища. Его пылкий темперамент, энтузиазм, способность увлекаться проявляются особенно резко в общественной деятельности. Преследуя общественную идею, он способен совершенно забыть о своих личных интересах и поставить на карту свое личное благополучие. К дарованиям общественного характера принадлежит и его удивительное уменье ясно, точно и красиво выражаться. Француз владеет изысканной формой разговора и обращения; он чрезвычайно общителен, разговорчив, даже болтлив, его деликатность и вежливость известны всему миру. Француз отличается веселым нравом, жизнерадостностью, любит веселую жизнь, общественные увеселения, торжества, наряд, блеск обстановки; его вкус и изящество сделали Францию законодательницей моды и создали ей мировую славу в художественной промышленности. В общественной жизни француз проявляет всю свою пылкость, весь огонь своего темперамента. В частной жизни обнаруживаются другие стороны его характера: трудолюбие, расчетливость, бережливость, любовь к комфорту и материальным благам жизни. Француз не боится труда и обладает большой выдержкой в работе, но труд не является для него потребностью натуры, а скорее средством добиться приятной, комфортабельной жизни и обеспечить себя на старости лет. Ради этой же цели он расчетлив и бережлив»5.

Вот таким предстает перед учащимися культурный ландшафт Новой Англии в изложении «московской четверки»: «Насколько велико промышленное значение этой местности, настолько непривлекателен ее вид. Вся страна покрыта слоем черной копоти. Над мрачными закоптелыми городами, городками и местечками поднимаются целые леса высоких фабричных труб, которые, по выражению одного английского писателя, выглядят так, как будто они много лет простояли под проливным дождем из чернил. В стороне от железной дороги видны каменноугольные шахты, доменные печи, целые горы шлаков, черного мусора и угольной пыли. Здесь можно пройти версту, две и не встретить ни одного дерева, ни одного клочка зелени. Везде кипит пар, дымится уголь, везде кузницы, печи, трубы, загрязненные отбросами химических заводов ручьи. Воздух, почва, люди, все пропитано сажей; новые здания чернеют от копоти в 2—3 месяца, а когда моросит дождь, то с неба падают брызги грязи. Эту черную страну по всем направлениям изрезывают железнодорожные рельсы. Поезд бежит над пустотой, в которой внизу на большой глубине работают тысячи людей; станции выстроены из дерева, как будто в ожидании землетрясения: внизу под ними все подрыто или скоро будет подрыто, так как под землей ждут огромные пласты каменного угля»6.

Школьные учебники, тексты которых включали многочисленные культурологические описания, были прежде всего интересными для восприятия. Они работали на развитие общей культуры учащихся, так как несли гуманитарные, эмоционально окрашенные знания. География формировала у учащихся не только научную географическую картину мира, но способствовала и эмоционально-образному освоению мира.

К сожалению, культурно-образное направление географического страноведения оказалось основательно забытым, не получившим в ХХ столетии дальнейшего развития в отечественной географической науке и невостребованным географическим образованием. Поэтому проблему, поставленную С.В. Рогачевым, мы считаем своевременной и актуальной. В своей статье он совершенно справедливо указывает на то, что школьная география потеряла свой объект изучения и свое назначение как учебная дисциплина. Она постепенно растворяется в других естественных и общественных науках, так как не стремится дать знания и сформировать представления об уникальности и целостном облике разных территорий (стран, городов и замечательных уголков планеты), а старается «производить вскрытие красивых пейзажей», анатомировать страны и регионы. Сюжеты земной поверхности, по мнению автора, есть объект изучения географии7.

Поставить школьную географию на службу культурологической парадигме современного образования поможет именно географическое страноведение. Страноведческие знания являются знаниями во многом культурологического характера, поскольку отражают элементы материальной, духовной культуры, включают культуру в структуру целостного географического образа той или иной территории и в результате развивают эмоции, чувства детей, способности к избирательно-оценочному отношению, ценностно-оценочной деятельности. Ключевой категорией страноведческого изучения географической реальности выступает образ. В нем особую роль играют эмоциональные факторы, личностное отношение познающего к исследуемому объекту. Через образ воспринимается и понимается индивидуальное, особенное, уникальное. Тогда как познание на основе научных понятий в первую очередь предполагает выявление и объяснение причинно-следственных, структурно-функциональных и других связей, устойчивое повторение которых в пространстве и во времени позволяет выводить закономерности и теории.

Совершенно ясно, что познавательные средства художественного восприятия и конструирования образа иные, чем в научной географии. Большое значение здесь имеют культурные, исторические, эстетические элементы, исключаемые в рациональном познании.

Большими возможностями в формировании страноведческих культурно-образных представлений обладает национально-региональный компонент стандарта географического образования, который изучает географию своего региона. Культурологический принцип положен нами в основу создания учебно-методического комплекса по страноведческому по своей сути курсу «Географии Свердловской области». Структура этого курса включает две части, в каждой из которых методическими средствами и приемами развиваются знания культурологического содержания. Первая часть «Природа, население, хозяйство» изучается в 8—9-м классах и интегрируется в федеральный курс «География России». Вторая часть «Глобальные географические проблемы и регион» изучается в 10-м классе и раскрывает специфические особенности проявления общепланетарных процессов в Свердловской области. Речь идет о проблемных и противоречивых процессах, с которыми связываются тенденции развития современного мира и сама возможность дальнейшего существования человека на Земле. Педагогическая ценность этого аспекта очевидна: он позволяет соединить общечеловеческие ценности и идеалы с условиями конкретной жизненной ситуации, складывающейся в конкретном регионе — месте жизни ученика.

Культурологическая ориентация учебного курса учитывалась и при определении планируемых результатов обучения. Мы выделяем три составляющих качества образованности учащихся: содержательно-предметную, ценностно-ориентационную и коммуникативно-деятельностную. В каждой из них через конкретные требования фиксируются элементы культурологических знаний.

Приведем несколько примеров. Ценностно-ориентационная составляющая образованности ученика фиксирует те элементы, которые входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей и проявляются как ценностные ориентации. При изучении первой части курса формируются следующие ценностные ориентации:

  • уважение к социально одобренным нормам поведения по отношению к природе региона;

  • понимание ценности гармоничных отношений человека и природы как условия дальнейшей жизни человека, как основы рационального природопользования;

  • понимание безусловной ценности научной географической информации в различных видах человеческой деятельности;

  • оценивание значения научного исследования как творческой деятельности;

  • уважение к людям науки, гордость за вклад уральских ученых в развитие отечественной науки.

  • Во второй части курса требования в рамках ценностно-ориентационной составляющей возрастают. Вот примеры:

  • понимание противоречивого характера развития регионального культурного пространства: позитивных тенденций развития, в том числе развития культурных ценностей, возникших в результате взаимодействия человека с уникальным, самобытным географическим пространством региона; негативных тенденций развития, в том числе существующий в области комплекс географических проблем разного характера;

  • понимание общественного назначения нормы как общепризнанного правила или образца деятельности;

  • понимание атрибутов нравственности, требуемых в культурном пространстве региона: гуманизм, уважение к чужим жизненным стандартам, социкультурным ценностям, умение искать компромиссы как средство предотвращения проблем разного характера, чувство общепланетарной общности и ответственности, чувство личной сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, регионе и ближайшем окружении;

  • способность к рациональному, созидательному поведению в географическом окружении на основе понимания сложных взаимосвязей культурного пространства и предвидения деструктивных изменений при нарушении этих связей; становление гражданской ответственности;

  • способность определять возможности применения своих знаний в различных сферах жизнедеятельности и профессиональном образовании.

В заключение еще раз подчеркнем мысль о том, что педагогическая ценность страноведения определяется его культурологическим потенциалом. Через страноведение происходит приобщение ученика к культурам разных стран и народов, к геокультурным особенностям регионов мира, что стимулирует процессы самоопределения, саморазвития личности, формирует не только деятельностные, но и глубинные смысловые, ценностно-ориентационные структуры личности, развивает не ученика вообще, а конкретного человека в конкретной геокультурной ситуации. Страноведение в современном его понимании не должно быть лишь механически включено в систему традиционно выстроенного, научно обоснованного географического образования. Его развитие в содержании региональных разделов федеральных курсов и особенно в региональных курсах национально-регионального компонента образовательного стандарта реально может изменить методическую систему школьного обучения школьной географии, способствовать ее переходу от предметно-информационной к личностно-развивающей и ценностно-ориентационной стратегии образования. Хочется отметить, что российская географическая наука в последнее десятилетие пополняется новыми исследованиями гуманитарного характера, в том числе и страноведческого содержания. Появились и интересные пособия для учителей и студентов по страноведению8.

Об авторах

Иван Николаевич КОРНЕВ — кандидат географических наук, профессор, зав. кафедрой экономической географии и методики обучения географии Уральского государственного педагогического университета.
Светлана Николаевна ПОЗДНЯК — кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

1 См.: В.М. Мешков. Образность против сухости. Сергей Меч //География, № 29/95. — Прим. ред
2 Об этих учебниках см.: В.М. Мешков. «Московская четверка»//География, № 1, 21/97. — Прим. ред
3 См.: В.М. Мешков. Профессорский стиль: Эмиль Лесгафт//География, № 37/97. — Прим. ред
4 С. Меч. Россия. Учебник отечественной географии, изд. 32-е. — М., 1917, с. 139—140.
5 Э. Лесгафт. Краткий курс географии Европы, изд. 3-е. — Пг., 1916.
6 А. Крубер, С. Григорьев, А. Барков, С. Чефранов. Курс географии Европы (Западная Европа), изд. 2-е. — М., 1910, с.161—162.
7 С.В. Рогачев. Чем плоха современная география, почему школьной географии суждено стать страноведением и что такое, наконец, страноведение//География, № 22/2001, с. 3—6; № 23/2001, с. 15—18.
8 Я.Г. Машбиц. Основы страноведения: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1999; Н.С. Мироненко. Страноведение: Теория и методы: Уч. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.