Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2002

К 70-летию города

Комсомольск-на-Амуре

Т.А. АДАШОВА, В.В. КОВАЛЕВ
г. Комсомольск-на-Амуре

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
План Комсомольска-на-Амуре

 

Нанайцы — коренное население Приамурья
Нанайцы — коренное население Приамурья. Фото В. Юрченко (www.amursk.ru)

 

Монумент первостроителям
Монумент первостроителям Комсомольска-на-Амуре. Отлит на ленинградском заводе. На трехметровом постаменте пятиметровые бронзовые фигуры молодых людей

 

Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре
Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре

 

Крейсерская АПЛ проекта 971
Крейсерская АПЛ проекта 971
Субмарины этого класса впервые в истории отечественного подводного кораблестроения по уровню скрытности превзошли американский аналог — АПЛ третьего поколения «Лос-Анджелес». Первоначально лодки этого проекта имели только тактические номера, но начиная с 1990 г. лодкам проекта 971 были присвоены имена собственные. АПЛ, выпущенные в Комсомольске, получили названия «Акула», «Дельфин», «Кашалот» и др. В настоящее время достраивается лодка К-152, ввод в строй которой намечен на 2002 г.

 

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
АПЛ этого проекта получили собирательное название «Мурена» (по классификации НАТО — «Дельта»). Первая субмарина этого типа, выпущенная в Комсомольске-на-Амуре, вступила в строй в 1974 г. Из-за большой длины ракет обтекатель ракетных шахт стал выше, а силуэт лодки приобрел характерный «горб» (за рубкой), ставший отличительным признаком этого проекта

 

Эмблема КнААПО

Эмблема КнААПО

 

Истребитель Су-27СК, выпускаемый КнААПО
Истребитель Су-27СК, выпускаемый КнААПО
Технические характеристики:

Длина

21,9 м

Размах крыльев

14,7 м

Высота

5,9 м

Максимальный взлетный вес

33 т

Максимальная скорость вблизи поверхности

1400 км/ч

Максимальная дальность полета

3680 км

Минимальный радиус разворота

450 м

Предельный вес боезапаса

8 т

 

Истребитель Су-35
Истребитель Су-35
Технические характеристики:

Длина

22,2 м

Размах крыльев

14,7 м

Высота

6,4 м

Максимальный взлетный вес

34 т

Максимальная скорость вблизи поверхности

1400 км/ч

Максимальная дальность полета

4000 км

Предельный вес боезапаса

8 т

 

Судно на Амуре
Судно на Амуре

 

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Куст населенных пунктов в районе Комсомольска-на-Амуре

 

Жилой микрорайон Амурска
Жилой микрорайон Амурска
Фото В. Юрченко (www.amursk.ru)

 

Герб Комсомольска-на-Амуре создан в 1967 г.,

Герб Комсомольска-на-Амуре создан в 1967 г.,
к 35-летию города, московским художником Б. Стариусом
Основа герба — французский геральдический щит. Он окантован золотым цветом, символизирующим молодость, мечты, богатства Приамурья. В центре — изображение молодого человека в одежде строителя, который руками раздвигает вековую тайгу. Внизу синь и белые барашки волн таежной реки Амур. Над синей гладью восходит солнце

 

Амурск.

Амурск. Здание заводоуправления ПО «Вымпел»

Общие сведения:

численность населения — 289 тыс. чел. (2001 г.);
производство промышленной продукции — 35 млрд руб. (2000 г.);
расстояние от Москвы по железной дороге — 8835 км.

Рождение города

Хронология поселения, на месте которого стоит Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860 г. Тогда по распоряжению первого военного губернатора Приамурья П.А. Казакевича (адмирал, сподвижник Н.Н. Муравьева и Г.И. Невельского) были подготовлены срубы для жителей будущего села. Первые переселенцы — крестьяне из Пермской губернии, которым по жребию выпало здесь обосноваться, дали селу название Пермское-на-Амуре. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5—6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие. Приамурье полностью открылось для жителей России и иностранных граждан.

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. Связи по Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты... В амурском селе жили лучше, чем в губерниях центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка. К 1932 г. в Пермском насчитывалось 49 дворов с населением 300 человек.

Началась первая советская пятилетка, была поставлена задача индустриализации восточных районов страны. Первыми бойцами трудовой армии в Пермское прибыли навербованные вольнонаемные и комсомольцы. Из Хабаровска их доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполнявший роль ледокола, на буксире у него баржа — бывший плавучий дом отдыха амурских речников — «Клара Цеткин», в кильватере — пароход «Колумб»1, название которого как нельзя лучше подходило для будущих первостроителей. 10 декабря 1932 г., через семь месяцев после прибытия первого десанта, Пермское было объединено с нанайским стойбищем Дзёмги2 и преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре.

Судя по названию да и по мифологизации романтизма первых пятилеток, город должен был застраиваться комсомольцами. В действительности главной рабочей силой были заключенные. Комсомольск-на-Амуре был центром лагерной системы Хабаровского края. Первые заключенные Дальлага стали прибывать в край в марте 1933 г. Через пересыльный пункт в Комсомольске прошло не менее 900 тыс. подневольных строителей. В городе нет ни одного предприятия из числа заложенных в 30—40-е годы, в строительстве которого не принял бы участие Дальлаг. В послевоенные годы (1945—1949) на территории города находилось четырнадцать лагерей японских военнопленных, где содержалось до 16 тыс. человек. Среди строителей были и вольнонаемные, вербованные, переселенцы.

Топография Комсомольска

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Человека, впервые попавшего в Комсомольск, не покидает ощущение, что он находится в горной стране. Окруженный грядой высоких сопок город словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан3 и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» — хвоя, ель и «алин» — горный хребет. Приток Амура — небольшая горная река Силинка делит город на две части — «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, — Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение. Для разгрузки трассы в 2000 г. была построена новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К 70-летию города планируется ввод в эксплуатацию еще одного моста.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км. Застройка Комсомольска начиналась с набережной, здесь возводились первые дома, улицы, предприятия. Первоначальное жилье чаще всего имело вид бараков, строилось оно совсем рядом с заводами. Таким образом появилось несколько десятков отдельных небольших поселков. Во многих из них до сих пор сохранились одноэтажные домики с приусадебными участками. Здесь все еще можно увидеть наследие мастеров-пермяков — дома с деревянными кружевами, резными наличниками, карнизами, крыльцами, с непременным запоминающимся коньком на крыше.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень — 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города».

Центр набережной украшает оригинальное здание пассажирского речного вокзала — самого большого на Амуре. Его очертания напоминают плывущий корабль. Четко просматриваются палуба, нос, корма, труба, трап. Речной вокзал может принимать суда типа «река—море» водоизмещением до 6 тыс. т. Три причала порта рассчитаны на перепад уровня Амура в пределах 10 метров4. От реки на северо-запад веером расходятся широкие улицы и проспекты. Такой планировкой архитекторы ослабили силу господствующих южных ветров.

Главная улица города — проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности — самый большой в городе, 714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9—14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, — фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска (88,1 тыс. чел. в 2001 г.), с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог — озеленность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

Демографические проблемы

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку — старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Основной движущей силой роста населения долгие годы были миграции. Строить новый город ехали тысячи юношей и девушек со всей огромной страны. Население Комсомольска росло стремительно: в мае 1932 г. насчитывалось 150 жителей, через четыре года — 20 тыс., к 40-м годам — свыше 70 тыс. В перспективе Комсомольску-на-Амуре отводилась роль центра агломерации с планируемой численностью населения 700 тыс. чел. к 2005 г., высокоразвитой промышленностью, транспортом, связью, наукой. Стимулировать миграционный поток предполагалось за счет государственных средств. Однако в начале 90-х годов ситуация стала меняться. Приток молодежи сократился. Конверсия на градообразующих предприятиях привела к резкому спаду производства. Объем производства на предприятиях военно-промышленного комплекса сократился на 80% по сравнению с доперестроечным уровнем. Это привело к потере рабочих мест, что в свою очередь вызвало отток населения из Комсомольска. Пик безработицы пришелся на 1995 г. — почти 8%. К настоящему моменту ее удалось снизить втрое.

За последнее десятилетие город потерял свыше 6% своего населения (более 20 тыс. чел.). По сравнению с северными городами страны это, вероятно, немного. Однако «город юности» покидает в основном молодое и квалифицированное население. Несмотря на некоторую стабилизацию экономической ситуации, численность горожан продолжает уменьшаться, сказывается превышение смертности над рождаемостью. Население некогда молодежного города постепенно и неуклонно стареет.

Традиционно в городе преобладало мужское население. Это было обусловлено историческими особенностями хозяйствования: предприятия тяжелой промышленности нуждались в мужской рабочей силе. Кроме того, не надо забывать, что Комсомольск был местом ссылки репрессированных в 30—50-х годах; мужчины составляли и основную массу заключенных, и охрану. Теперь ситуация иная — преобладает женское население (52%). Однако во многих поселениях Комсомольского района по-прежнему большинство за мужчинами.

Комсомольск — промышленный узел Приамурья

Своим возникновением город обязан строительству в 30-х годах мощных предприятий тяжелой индустрии. В их числе был и крупнейший на Дальнем Востоке судостроительный завод: этого требовала сложная военно-политическая обстановка межвоенного периода. На дальневосточных рубежах СССР готовились отразить агрессию со стороны Японии и оккупированных ею северо-восточного Китая (Маньчжурии) и Кореи. Закладка предприятия состоялась 12 июня 1933 г. Событие это оказалось настолько важным для города, что с тех пор день рождения завода стал днем Комсомольска.

Амурский судостроительный завод (АСЗ) способен выпускать различные типы морских и речных судов: речные паромы, дизель-электроходы, шаланды, сухогрузы класса «река—море» и морские лесовозы-пакетовозы. За годы его деятельности со стапелей сошло более двухсот судов. С 50-х годов здесь стали осваивать производство сложной наукоемкой продукции, в частности атомных подводных лодок (АПЛ). Осуществлялось строительство АПЛ с крылатыми ракетами. В России было три таких предприятия: в Нижнем Новгороде, Комсомольске и Северодвинске, но только в последнем сохранилось производство АПЛ.

Позже завод специализировался на строительстве ледоколов. По прочности и проходимости они до сих пор не имеют себе равных в гражданском флоте. Эксплуатация ледоколов типа «Амгуэма»5 позволяет осуществлять круглогодичное плавание в северных морях, закрытых для других судов из-за ледовой обстановки. Один из ледоколов, построенных в Комсомольске-на-Амуре, участвовал в высадке на дрейфующую льдину очередной советской экспедиции «Северный полюс».

Современная специализация АСЗ связана с опытом создания основания платформы для добычи нефти и газа на шельфе Сахалина. Заключен контракт на изготовление опоры, необходимой для посадки платформы на грунт. За получение этого заказа стоимостью около 6 млн долл. боролись 32 российские и зарубежные компании. Планируемая к выпуску продукция — морские нефтегазодобывающие платформы, морские береговые сооружения.

Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) им. Ю.А. Гагарина — базовое предприятие по производству самолетов конструкции П.О. Сухого. Таких в России еще два — в Новосибирске и Иркутске. Здесь были заложены первые самолеты Су-27 (базовая модель) и отработана технология их изготовления. Ныне здесь выпускают все модификации «сушек», среди которых Су-33 — корабельный вариант, который выпускает только КнААПО.

Авиазавод (прежде секретный объект № 126) вошел в строй в 1939 г. Он осуществлял сборку боевых самолетов, новейших для того времени. Первой специализацией была бомбардировочная авиация. Разведчик-бомбардировщик Р-6 (АНТ-7) конструкции А.Н. Туполева долгое время находился на вооружении ВВС страны. Наряду с этим он широко использовался в качестве пассажирского самолета в «Аэрофлоте» и многоцелевого в структуре Главсевморпути.

В 40-е годы завод был одним из основных производителей дальних бомбардировщиков ДБ-3 (его модифицированный вариант в дальнейшем получил новое имя — Ил-4) конструкции С.В. Ильюшина. На счету предприятия в военные годы около 3 тыс. выпущенных боевых машин. Они участвовали во всех битвах Великой Отечественной войны, еще в тяжелейшем для советской авиации 41-м бомбили Берлин. Позже завод выпускал в основном Ли-2, известный летчикам под названием «воздушный извозчик». Этот неприхотливый самолет предназначался для эксплуатации в районах с суровыми климатическими условиями.

В дальнейшем судьбу оборонного завода определило производство реактивных истребителей МиГ конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. С этими самолетами предприятие впервые вышло на мировой рынок. С конца 50-х годов завод был переориентирован на выпуск первых серийных сверхзвуковых фронтовых истребителей марки Су, в том числе способных нести тактическое ядерное оружие. Машины этого типа составляли основу фронтовой ударной авиации СССР в 60-е годы. Уже в середине 60-х дальневосточные авиастроители стали осуществлять их экспортные поставки. Первыми странами-импортерами стали Алжир и Египет. Около 2 тыс. самолетов Су различных модификаций были отправлены в 18 стран мира. Они стали основой ударной силой авиации ВВС Болгарии, Египта, Сирии, Ирака, Ливии, Индии, Алжира, Перу, Анголы, Афганистана, Вьетнама, Северной Кореи, Венгрии, Южного Йемена и ГДР.

Важная веха в развитии предприятия — освоение производства истребителей четвертого поколения Су-27. «Этот тип самолета, заслоняя всех конкурентов, выбран в качестве многоцелевого базового самолета российских ВВС в следующем столетии», — так охарактеризовал самолет солидный западный журнал «World Air Power». Благодаря совершенной аэродинамике и высокой тяговооруженности, самолет способен выполнять уникальные боевые фигуры высшего пилотажа, недоступные зарубежным аналогам, в частности знаменитую «Кобру», впервые выполненную летчиком-испытателем Виктором Пугачевым: движение самолета по горизонтали брюхом вперед с носовой частью поднятой вверх и даже запрокинутой назад. Обладая мощным вооружением, истребитель может успешно бороться с любым воздушным противником. К выпуску Су-27 завод приступил в 1976 г., позже самолет был почти полностью модифицирован. Это потребовало его нового освоения в производстве. С середины 80-х годов новая боевая машина заняла почетное место в частях ВВС и авиации войск ПВО страны.

90-е годы ознаменовались крупными экспортными поставками истребителей. Чтобы сохранить покупателей, российская сторона идет на серьезные уступки. Так, Китаю, первому и основному покупателю дальневосточной военной техники, продана лицензия на производство Су-27. В истории развития российско-китайских отношений это не единичный случай. В середине 50-х годов КНР была продана лицензия на производство МиГов. На авиазавод в Шэньяне была передана техническая документация, технологическая оснастка и другое производственное оборудование, направлены бригады специалистов. Это позволило начать сборку истребителей МиГ-17, получивших обозначение J-5. Китайские МиГи, имеющие «комсомольскую» родословную, широко использовались в многочисленных локальных конфликтах. Все это вызывает некоторые опасения у населения, поскольку потенциальный покупатель способен развернуть массовое производство не только стандартных, но и улучшенных систем. Продавая оружие, конечно, нельзя забывать того, что численный состав дальневосточного контингента Вооруженных сил России значительно сокращен. Надежду на лучшее вселяет мнение специалистов, утверждающих, что ныне в России существуют научные разработки, далеко опережающие проданные КНР технологии.

Политика конверсии военного производства, проводимая российским правительством с начала 90-х годов, незамедлительно отразилась на продукции завода. Одно из «конверсионных» направлений — гражданские самолеты. Совместно с ОКБ Сухого ведутся работы по программе легкого турбовинтового самолета Су-80, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных авиалиниях. Дальневосточные авиакомпании Хабаровска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, а также Министерство обороны и Федеральная пограничная служба России заинтересованы в самолете, который заменит морально и физически устаревшие модели, использующиеся на местных воздушных линиях: Ан-2, Ан-24, Як-40 и другие.

Другой «конверсионный» вариант — легкий самолет-амфибия Бе-103, созданный совместно с таганрогским ОКБ им. Бериева. Этот многоцелевой самолет предназначен для эффективного использования на авиалиниях малой протяженности в районах, труднодоступных для других видов транспорта. Он может выполнять грузопассажирские перевозки, использоваться при оказании срочной медицинской помощи и проведении оперативного контроля экологического состояния акватории, в аварийных спасательных работах на воде, при патрулировании лесных массивов, для аэрофотосъемки, сельскохозяйственных работ и туристического бизнеса. По предварительным данным, потребность в этом самолете оценивается в 600 машин. В приобретении Бе-103 заинтересованы дальневосточные авиакомпании, Комитет РФ по рыболовству, Комитет РФ по водному хозяйству, Федеральная служба лесного хозяйства и другие ведомства. К гражданским самолетам КнААПО проявляют интерес в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В рамках программы конверсии завод выпускает катера различных типов, медицинскую технику, мебель и другую продукцию.

В 1993 г. на базе одного из цехов завода возникло дочернее предприятие — радиоэлектронный завод «Авест», выпускающий бытовую электротехнику: черно-белые и цветные телевизоры, пылесосы и СВЧ-печи. Ныне это крупнейший производитель телевизоров на Дальнем Востоке и в Сибири. Через дистрибьюторскую фирму в Москве «Авест» успешно осваивает рынок Европейской части России. К выпуску готовится производство принципиально нового телевизора восьмого поколения «Хамелеон», разработанного конструкторами «Авеста» и
КнААПО. Большим успехом продукция завода пользовалась в экспозиции конверсионных программ на авиасалоне «МАКС-2001» в подмосковном Жуковском. Заключен контракт с Ираком, представители которого предложили посредничество в распространении авестовских телевизоров в страны Ближнего Востока.

В Комсомольске-на-Амуре находится единственный на Дальнем Востоке металлургический завод «Амурсталь» (передельный). Здесь раньше, чем на других заводах страны, сдана в эксплуатацию установка непрерывной разливки стали. Были введены в строй большегрузные мартеновские печи, цеха электросталеплавильный и термической обработки листа, холодногнутых профилей и другие объекты. Завод производил прокат из низколегированной стали десяти марок. Некогда единый металлургический комплекс ныне раздроблен. На его базе создано семь самостоятельных предприятий, среди которых лишь три работают стабильно: это ОАО «Амурметалл», ОАО «ПО-ДВ-металл», ОАО «Амурсталь-профиль». Современная специализация предприятия — выпуск легированной стали и сортового проката (стального листа для судостроения, уголка, гнутых профилей для строительства). Осваивается производство арматурной стали по международным стандартам. Более 85% продукции предприятия экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Изначально предприятие работало на привозном сырье — дальневосточном металле и чугуне из Западной Сибири. Однако за последние годы география закупок черного лома значительно расширилась. Это приводит к увеличению затрат и снижению рентабельности. Транспортные расходы составляют почти половину (41,5%) стоимости лома черных металлов. Отмена пошлин на экспорт лома в мае 1996 г. (они составили 38 долл. за тонну) привела к тому, что качественный лом стал уходить за рубеж. К примеру, по данным Хабаровской таможни, экспорт черных металлов с территории Хабаровского края за отдельные месяцы достигает 76—80% потребностей предприятия. Отечественным экспортерам черных металлов выгоднее поддерживать металлургов сопредельных государств.

Развитие металлургического комплекса будет ориентировано в первую очередь на производство концентратов, металлизированных окатышей. Это позволит существенно улучшить качество выплавляемых сталей. Дальневосточные месторождения марганца, вольфрама, ванадия, титана способны обеспечить потребности завода при производстве легированных сталей и ферросплавов. С решением вопроса обеспечения собственным сырьем встает задача восстановления листопрокатного производства с реконструкцией прокатных цехов.

Одно из наиболее стабильных промышленных предприятий города — нефтеперерабатывающий завод (ОАО «КНПЗ—Роснефть»). Это самый восточный НПЗ в России. На Дальнем Востоке он второй по мощности после Хабаровского. Предприятие выпускает бензин, дизельное топливо, топочный мазут, вакуумный газойль и другую продукцию. Более 70% продукции потребляется в пределах Дальневосточного региона. Завод, эксплуатирующийся более полувека (его первая продукция была отправлена в декабре 1942 г. на фронт Отечественной войны), реконструируется. НПЗ, рассчитанный на переработку 5,5 млн т сырья в год, загружен лишь на 35—40%. В апреле 2001 г. введена в эксплуатацию установка каталитического риформинга6 мощностью 450 тыс. т в год. Это позволило углубить переработку нефти и существенно повысило качество продукции. В скором времени планируется выпуск бензина мирового уровня с содержанием бензола не более 1%.

Основная доля (до 4/5) нефти по-прежнему завозится из Западной Сибири с наливного пункта Мидьян, расположенного на Транссибе между Ангарском и Иркутском. Там нефть из трубопровода Западная Сибирь—Ангарск разливают в железнодорожные цистерны. Еще в начале 90-х нефть было выгодно транспортировать по железной дороге. Ныне транспортные расходы зачастую превышают ее стоимость. В настоящее время, по подсчетам специалистов, значительно более дешевым способом представляется доставка морем. Пятая часть перерабатываемой нефти поступает на НПЗ с Сахалина по пока единственному в регионе трубопроводу Оха—Комсомольск.

Сахалинский газ — самое дешевое топливо не только для Комсомольска и его района, но и для всего Хабаровского края. При пересчете на условное топливо 1 т газа для дальневосточного потребителя в 1,5—2 раза дешевле 1 т угля. Однако в общем объеме потребления доля газа остается невысокой — 11% по сравнению с 56% в среднем по России. Согласно расчетам специалистов, добыча газа к 2005 г. должна возрасти в 12 раз от уровня 1995 г. По данным администрации Сахалинской обл., в 2001 г. добыча газа на шельфе может составить 5 млрд м3, из которых 3—4 млрд м3 будет направляться на Комсомольский НПЗ. Программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2005 г. предусмотрено строительство газопровода Оха—Хабаровск и введение его и эксплуатацию в 2008 г. Переброска больших объемов газа позволит газифицировать многие населенные пункты. Реальнее станут перспективы развития химической промышленности. Предполагается выпускать удобрения, а также химические соединения, необходимые для производства пластмассы.

Завод «Амурлитмаш» проектирует и выпускает очистное оборудование. Ныне заводом выпускается также другая продукция — насосы, станки-качалки, запчасти к нефтеоборудованию.

Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод (КнААЗ) — предприятие по выпуску стартерных аккумуляторов: мотоциклетных, автомобильных, тракторных, танковых.

Единственным в своем роде предприятием смог стать Комсомольский молокозавод («ДАКГОМЗ» — Дальневосточная акционерная компания Городской молочный завод). Здесь наряду с производством продукции из коровьего молока выпускают продукты из сои — соевое молоко, соевый кефир, диетические напитки, коктейли и другое.

Транспортный узел

По своему экономическому значению Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку. В городе производится примерно 40% промышленной продукции Хабаровского края.

Комсомольск — крупный транспортный узел. Подобных многофункциональных центров, позволяющих стыковать и перерабатывать все типы грузо- и пассажиропотоков, в регионе нет. Для речного города велика роль водного транспорта. Грузовой порт оснащен шестью причалами, способными перерабатывать 2,5 млн т грузов в год. Протяженность маршрутов речного транспорта составляет сотни километров вниз и вверх по Амуру. Однако за последние годы число рейсов пассажирских судов уменьшилось. На участке Хабаровск—Николаевск-на-Амуре из почти 30 ежедневных рейсов осталось лишь 20, из которых только 10 ежедневные.

Аэропорт Комсомольск с 1989 г. служит запасным для приема международных рейсов. За последнее десятилетие здесь произошли существенные изменения, особенно в пассажирских авиаперевозках. Из прежних 22 рейсов, 12 из которых были ежедневными (в том числе 2 до Москвы), фактически сохранился только один, до Красноярска. Поскольку монополия на авиаперевозки принадлежит авиакомпании «Красноярские авиалинии», веерное авиасообщение осуществляется лишь из города на Енисее (рейс до Москвы осуществляется дважды в неделю). При этом стоимость билетов на дальние рейсы в один конец немалая: из Комсомольска до Киева — 8500 руб., до Санкт-Петербурга — 7100 руб., до Москвы — 6500 руб. На аэродроме Дзёмги, расположенном на территории авиазавода, в течение 2001—2005 гг. планируется строительство таможенного пропускного пункта военной продукции через российскую государственную границу.

Положение на пересечении сухопутных и водных магистралей обеспечивает благоприятные транспортные связи, привязывая к Комсомольску обширные территории, включая Нижний Амур (от устья Анюя, примерно на полпути от Хабаровска до Комсомольска) и восточный участок БАМа. Более тесные связи город имеет с зоной непосредственного тяготения — территорией близлежащих сельских районов. Мост через Амур длиной 1,5 км и высотой 24 м дал возможность выхода к Тихоокеанскому побережью. До этого в течение 30 лет действовала паромная переправа и ледовая дорога. Строительство амурского моста до сих пор расценивают как крупное техническое достижение. Впервые в отечественном мостостроении было использовано реактивное бурение скального дна Амура.

Агломерация

Комсомольск-на-Амуре — центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск7, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов8. Характерная черта агломерации — ее очаговость: расстояние между населенными пунктами составляет десятки километров.

Территория зоны тяготения к агломерации богата природными ресурсами промышленного значения. Оловорудное месторождение дало жизнь пгт Солнечному, расположенному в 38 км к северо-западу от Комсомольска. Амурск своим возникновением обязан строительству первого в Дальневосточном регионе лесопромышленного комплекса, в состав которого входили целлюлозно-картонный и мебельно-деревообрабатывающий комбинаты. Здесь же были построены крупные оборонные предприятия. По официальным сообщениям, на одном из них — заводе «Вымпел» выпускался каждый третий патрон в стране. Амурск некогда занимал третье место по размерам промышленного производства в крае. Ныне большинство предприятий прекратили свое существование. В их числе и целлюлозно-картонный комбинат. Для города характерным явлением стала маятниковая миграция в Комсомольск, чего прежде никогда не было.

На обширной территории края Комсомольск занимает срединное положение между городами на Амуре — Хабаровском и Николаевском. Ему принадлежит роль экономического и культурного центра Нижнего Амура. Комсомольск служит базой снабжения слабозаселенных северных районов Хабаровского края. Высшие учебные заведения города представлены педагогическим и политехническим университетами.

Наличие крупных оборонных предприятий прежде ставило Комсомольск в число неофициально закрытых российских городов. Приезд иностранцев по их личной инициативе был практически невозможен. Теперь все более заметную роль в экономике города стали играть совместные предприятия, созданные при участии стран — соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Деловое сотрудничество подкрепляется дружескими отношениями. Пример тому — установление в октябре 1994 г. побратимских отношений с китайским городом Цзямусы.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск—Амурск—Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска. На этих 9% территории Хабаровского края проживает 30% краевого населения. В перспективе ожидается расширение влияния свободной экономической зоны в северном и северо-восточном направлениях.

Дилемма ВПК: либо патроны американцам, либо линолеум россиянам

Завод «Вымпел» был заложен в Амурске в феврале 1976 г. Изначально он проектировался как узкоспециализированное предприятие по выпуску патронов калибра 5,45 мм по государственному заказу.

Первую продукцию «Вымпела» отечественный оборонный комплекс получил в 1982 г., а в начале 1989 г. выпуск патронов достиг проектной мощности. С начала 90-х годов, несмотря на кризис оборонной промышленности, предприятие сумело освоить производство еще нескольких типов боевых патронов, среди которых пистолетные патроны, патроны с пулей повышенной пробиваемости.

Гордость «Вымпела» — патрон калибра 5,45 мм, имеющий пулю с бронебойным сердечником. Сегодня это самый мощный и эффективный патрон в России. Усилившийся крен нового российского руководства в сторону сотрудничества с США и другими странами НАТО перевел в практическую плоскость планы выпуска заводом боевых патронов натовского образца для продажи на внешний рынок. Теперь, похоже, американские «солдаты удачи» будут осуществлять свою «миротворческую деятельность» в Афганистане, Югославии или Сомали, применяя боекомплекты, выпущенные не в Калифорнии, а на берегах Амура.

Помимо производства боевых патронов, объединение «Вымпел» освоило производство спортивно-охотничьих патронов к нарезному оружию. В ближайшем будущем планируется поставка зарубежным потребителям охотничьих патронов западных образцов, например стандартов «Remington» и «Parabellum». В настоящее время объединение выпускает 12 видов боевых и спортивно-охотничьих патронов.

С начала систематического разрушения российского ВПК в 90-х годах, когда пошло резкое снижение госзаказа, предприятие вынуждено было искать пути выживания — осваивать альтернативную продукцию гражданского назначения. Своеобразными конверсионными заменителями патронов стали вымпеловские гаражные замки, автомобильные стекла, полиэтиленовая пленка, линолеум и некоторая другая ширпотребовская продукция. Естественно, что такое перепрофилирование привело к частичной потере квалификации оружейников единственного на Дальнем Востоке патронного завода.

 


1 «Коминтерн» был построен в конце ХIХ в. в Бельгии по заказу русских купцов. В разобранном виде он был перевезен на Дальний Восток и заново смонтирован на примитивной верфи в селе Софийском. Под названием «Барон Корф» судно долгие годы несло почтово-пассажирскую службу на Амуре. «Колумб», построенный в 1912 г. в Благовещенске, был самым большим амурским деревянным судном. Он отличался приличной ходкостью, мог перевозить до 800 пассажиров. Проработав 35 лет (почти вдвое больше, чем другие деревянные суда), в 1947 г. из-за ветхости был разобран на дрова на Хабаровском судоремонтном заводе.

2 Мнение краеведов относительно происхождения этого топонима неоднозначно. По одной версии стойбище называлось «дзонгми», от эвенкийского «дзюми», что значит заброшенный чум, по другой — «дземги» от нанайского березовая роща.

3 По-нанайски «мио-чан» — ружье. Первое ружье появилось на Амуре с приходом русских в XVIII в. Очевидно, название было дано после находок в горах металлических руд.

4 Этот речной порт Комсомольска отличается от портов Европейской России и Сибири. На реках этих регионов также возможны очень большие перепады уровня воды, но они приходятся на весеннее половодье, то есть происходят еще до начала навигации. На Амуре же половодье летом, в самый разгар навигации. — Прим. ред.

5 Тип ледоколов назван по реке Амгуэма в Чукотском а. о.

6 Риформинг (англ. reforming) — переработка нефтепродуктов при температуре 490—510 °С под высоким давлением в присутствии катализаторов для получения высокооктановых автомобильных бензинов, ароматических углеводородов и технического водорода. — Прим. ред.

7 Амурск, построенный на месте нанайского стойбища Падали (от нанайского «падала» — пересыхающий), как младшего брата Комсомольска первоначально предполагали назвать Пионерском. Изображение герба Амурска см.: С.В. Рогачев. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная... геральдика//География, №38/2001, с. 24.

8 В середине 80-х годов по аналогии с Комсомольском предполагалась закладка нового города на Амуре с названием Бонивур, где намеревались заложить крупный химический комбинат. Строительство планировалось примерно в 100 км ниже Комсомольска, в районе с. Нижняя Тамбовка. Первые строители подготовили площадку для будущего предприятия. Но дальнейшего развития это начинание не получило: сказался дефицит финансирования и рабочей силы. Кроме того, категорически против выступили экологи.