Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Задачи

Географические детективы

Следствие ведет полицейский инспектор ГЕОрг РАФ

В.А. Блаженов
г. Воронеж

Предшествующие подборки задач см. в № 32, 38/2001.

 

Человек из Невады

В Лос-Анджелесе был задержан некто Даниган, подозреваемый в серии ограблений.

— Я не имею к ним никакого отношения, — заявил он на первом же допросе. — Я завязал. Теперь я честный человек. Весь июнь я отдыхал на Гавайях. У меня сохранились билеты туда и обратно. Я могу их предъявить.

— В каком отеле вы жили? — поинтересовался инспектор Раф.

— Я путешествовал по островам и все время менял отели. Я нигде не задерживался надолго.

— Хорошо! Пусть так. Где же вы были, например, 12 июня, когда был ограблен магазин Харлега.

— В чем вы меня подозреваете, инспектор? Я был на Гавайях. Как раз в этот день я с группой совершал восхождение на вулкан с лавовым озером на вершине. Это было так красиво.

— С каких это пор вас стали интересовать красоты природы?

— К чему такая ирония? Докажите, что я там не был!

— Хорошо! Давайте вернемся к вулкану. Как он называется?

— Не помню.

— Вы сказали, что там было лавовое озеро. Может быть, это был Килауэа?

— Точно. Килауэа. Я вспомнил.

— Расскажите, как он выглядит?

— Обычный вулкан. Высокий. Крутой. На вершине кратер. Если бы не лавовое озеро, ничего особенного. Чего о нем рассказывать. Я родился в горах Сьерра-Невады и насмотрелся на эти вулканы еще в детстве.

— И все же вы меня не убедили, Даниган. Я сейчас пошлю запрос в Гонолулу, и наши ребята за пару дней опровергнут все ваше алиби.

Почему Георг Раф не поверил Данигану?

 

Ограбление на Рождество

Вскоре после Рождества к Рафу обратился за помощью инспектор страховой компании Лиммет. Они давно знали друг друга, и Раф сразу проводил старого приятеля в свой кабинет.

— Ну, что у тебя на этот раз? — начал разговор Раф.

— Ограбление особняка некоего Мартина Басса.

— Какую сумму страховки он у вас требует.

— Двадцать тысяч.

— Неплохо. Погоди! Я вспомнил! У нас же лежит его заявление. Это дело ведет сержант Рей. Давай зайдем к нему.

Через пару минут Раф и Лиммет уже сидели в кабинете Рея.

— Я понимаю, что вас настораживает, мистер Лиммет, — сразу заявил Рей. — Ограбление правда странное. Никаких следов взлома. Дом был просто открыт ключом. Две недели назад соседи видели, как к дому подъезжал грузовик, но тогда никто не придал этому значения.

— Слушай, Арчи! Давай вместе заедем к этому Бассу. Я хотел бы с ним поговорить.

Вечером инспектор Георг Раф и сержант Арчибальд Рей поднимались по ступенькам небольшого двухэтажного особняка. Дверь открыл сам хозяин и сразу проводил гостей в кабинет.

— Все произошло в мое отсутствие, — начал он. — Я биолог. Специализируюсь на земноводных и часто бываю в экспедициях. Весь прошлый месяц я провел в Венесуэле. Изучал лягушек в долине Капанапаро.

— И вы не вернулись домой даже на рождественские праздники?

— Оттуда очень тяжело выбраться. Это забытый богом край. Целый месяц шли дожди, и деревушка, где я жил, была отрезана от внешнего мира. Я прилетел всего 4 дня назад и увидел, что меня ограбили.

— Исчезло что-нибудь ценное?

— Прежде всего моя коллекция амфибий. Там есть очень редкие и дорогие экземпляры. Затем золотые изделия, кое-что из аппаратуры.

— У кого кроме вас есть ключи от дома?

— Ключи только у меня. Я никому их не доверяю.

— Пожалуй, Лиммет прав. Хозяин сам организовал это ограбление, — рассуждал вслух инспектор Раф, когда они с Реем шли к полицейской машине.

Почему инспектор Раф пришел к этому выводу?

 

Двое подозреваемых

Полиция получила информацию о том, что вечером в районе третьего портового причала должна произойти передача крупной партии наркотиков. Вечером район был оцеплен и прочесан. Было задержано несколько человек. Двоих наиболее подозрительных Раф решил допросить сам. Первым ввели невысокого негра в нейлоновой куртке. Он выглядел крайне возмущенным и сразу обрушил на Рафа град обвинений.

— На каком основании вы меня задержали? Я не делал ничего противозаконного. Я нигерийский гражданин. Я требую, чтобы немедленно вызвали консула.

— Успокойтесь. Если все это так, вас немедленно отпустят, но сначала я должен задать вам несколько вопросов. Как вас зовут и что вы делали на причале?

— Я матрос с нигерийского судна «Лагос». Меня зовут Салех Ошогбо. Я шел на свое судно, когда на меня напали двое ненормальных и отвезли сюда.

— Так вы из Нигерии. Расскажите о себе поподробнее.

— Я не знаю, что вам рассказать. Ну, родился я в штате Квара. Это на западе Нигерии. В деревне Гвасеро, где я жил, жили хауса и йоруба. Это два главных народа Нигерии. Мой отец был хауса, а мать йоруба. Я был восьмым ребенком в семье. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, мы переехали жить в Лагос. Там я устроился на корабль, и с тех пор я матрос.

— Спасибо. Пока достаточно. Сейчас вас отведут в соседнюю комнату, и вы все это напишите на бумаге.

Вторым был смуглый высокий человек в светлом костюме. Он спокойно вошел в кабинет Рафа и сел на предложенный ему стул.

— На каком основании я задержан? — поинтересовался он.

— Не волнуйтесь! Это обычная проверка. При вас не оказалось никаких документов. Как вас зовут и что вы делали в районе причала?

— Я работаю механиком на судне «Бешар». Сам я алжирец, и это алжирское судно. Кстати, через час мы выходим в море, и я бы попросил быстрее доставить меня к судну.

— Не волнуйтесь, наша машина отвезет вас прямо к трапу. Итак, вы из Алжира. Расскажите немного о себе.

— Меня зовут Саид Абесси. Я родом из южного Алжира. Есть там такой город Оран. У моего отца был неплохой сад. Там росли оливки и финики. Урожай мы продавали купцам и смогли накопить неплохие деньги. На них отец мне дал образование. Я окончил мореходное училище в Алжире и с тех пор работаю на судне механиком.

— Кстати. Вы хорошо говорите по-английски. Вы где-нибудь учили наш язык?

— В Алжире с колониальных времен английский — официальный язык. Многие алжирцы его знают.

Когда второй подозреваемый вышел, Раф вызвал сержанта Рея и приказал ему задержать...

Кого приказал задержать Георг Раф?

 

Кто написал письмо?

Во время одной из вечеринок Хью Дентон показал Георгу Рафу свое новое приобретение. Это было старое пожелтевшее письмо, написанное на гербовой бумаге.

— Наверняка это почерк какой-нибудь знаменитости?

— Да. И попробуйте угадать какой!

Георг Раф развернул письмо и углубился в чтение.

«Здравствуй, дорогой брат Чарльз. Я сейчас в Келиме. Это небольшой портовый город на восточном побережье Африки. Письмо это должно ненамного опередить меня, так как через неделю я собираюсь назад в Англию. А теперь о том, где я был последние полгода.

В октябре 1855 г. я начал сплав по Замбези. Это огромная река. Шириной больше мили. Берега покрыты величественными труднопроходимыми лесами. По вечерам мы приставали к берегу. Леса вокруг настолько густы, что с трудом удавалось найти поляну для ночевки. В ноябре мы достигли поселка Сешеке, где мне уже приходилось раньше бывать. Ниже поселка мы обнаружили огромный водопад. Высота его не менее 130 ярдов при ширине более мили. Река с уступа низвергается в узкое, глубокое ущелье. Водопад представляет собой удивительное зрелище.

Ниже водопада река сужается и изобилует порогами. Густые леса не позволяли мне обносить пороги по берегу, и приходилось проводить наши лодки прямо через камни. Это оказалось весьма трудоемким занятием, и путешествие наше затянулось. К морю мы вышли, когда здесь уже начался сухой сезон, то есть к концу мая».

— Ну что, вы уже угадали, чье письмо вы держите сейчас в руках?

— Знаете, Хью, многие факты здесь соответствуют действительности, и все же письмо писал не тот, о ком вы думаете. Этот человек слишком хорошо знал Африку, а автор письма, скорее всего, ни разу там не был. Вам опять подсунули фальшивку.

Кого имел в виду Георг Раф и почему он убежден, что письмо фальшивое?

 


Ответы

 

Человек из Невады

Вулканы Гавайских островов, и Килауэа в частности, относятся к щитовым вулканам. Для них характерна небольшая высота и очень пологие склоны. Этим они резко отличаются от классических вулканов Северной Америки.

 

Ограбление на Рождество

Венесуэла расположена в Северном полушарии, в области субэкваториального климата. Для субэкваториального климата характерно чередование сухого и влажного сезонов. Но на зимние месяцы приходится сухой сезон. Следовательно, все рассказы о затяжных дождях на Рождество (то есть в декабре) являются выдумкой.

 

Двое подозреваемых

Подозрение вызывает то, что человек, родившийся в Алжире, ничего не знает об этой стране. Во-первых, Оран находится на севере страны, во-вторых, Алжир был не английской, а французской колонией. Кроме того, южная часть Алжира — это безжизненная пустыня, и утверждать, что там есть сады и виноградники, может только тот, кто ничего не знает об этой стране.

 

Кто написал письмо?

Письмо явно написано по мотивам путешествия Ливингстона, но сам Ливингстон такого написать не мог. Замбези протекает по саваннам. Утверждать, что река течет через непроходимые леса, мог только тот, кто подделал письмо. Этот человек никогда не был в Африке.