Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Хрестоматия

Степь отворилась,
и в степь как воронкой ветров
Душу втянуло мою.

Арсений ТАРКОВСКИЙ.
Приазовье. 60-е годы

Степь и полупустыня

Составитель С.В. Рогачев
Примечания составителя

Антропология степи

Сомкнулась степь синеющим кольцом,
И нет конца ее цветущей нови.
Вот впереди старуха на корове,
Скуластая и желтая лицом.

Равняемся. Халат на вате, шапка
С собачьим острым верхом, сапоги...
— Как неуклюж кривой постав ноги,
Как ты стара и узкоглаза, бабка!

— Хозяин, я не бабка, я старик,
Я с виду дряхл от скуки и печали,
Я узкоглаз затем, что я привык
Смотреть в обманчивые дали.

Иван БУНИН.
Степь. 1919

Тюркские степи

Этот воздух целебней бальзама

«Что за сонное однообразье!» —
Думал я про казахскую степь,
но впервые, полмира облазя,
эти звуки услышал я здесь.

Ветхий старец с бородкою узкой —
он, к домре прикасаясь едва,
бесконечной нехитрою музыкой
оживляет какие слова?

Мне ответили: — Речью своею
и единственной этой струной
славит он от души, как умеет,
красоту нашей степи родной.

Этот воздух целебней бальзама,
он травою пропитан и сух,
и вода наша — сладкая самая,
даже камни — не камни, а пух!

Так он пел.
Я спросил удивленно,
где бывал он, что видел он сам?
И опять поплыла окрыленно
песня к выжженным небесам.

Пел о том он, что в дальние страны
не бросала судьба его. Но
наше сердце не знает обмана,
лучший край выбирает оно.

Человек — не пушинка степная,
что не знает родного угла,
человек — он без отчего края,
все равно что орел без крыла!

Так мне душу выкладывал старец,
все мечты свои в песне собрав,
и мне только подумать осталось:
«До чего же он все-таки прав!»

Так он пел, и вокруг меня реяли
звуки кантеле в тишине,
и увидел я скалы Карелии,
что вдали тосковали по мне.

Тайсто СУММАНЕН. Песня старого казаха. 70-е годы.
Пер. с финск. М. Тарасова

На солончаке. Прикаспий

— Или еще того хуже было на солончаках над самым над Каспием: солнце рдеет, печет, и солончак блестит, и море блестит... Одурение от этого блеску даже хуже, чем от ковыля делается, и не знаешь тогда, где себя, в какой части света числить, то есть жив ты или умер и в безнадежном аду за грехи мучишься. Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий полынь и чабрец пестрит белизну! А тут все одно блыщание... Там, где-нибудь огонь палом по траве пойдет, — суета поднимется: дрохвы летят, стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется. Тудаков этих, или по-здешнему драхвов, на конях заезжаем и длинными кнутьями мы засекаем; а там, гляди, надо и самим с коня от огня бежать... Все от этого развлечение. А потом по старому палу опять клубника засядет; птица на нее разная налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в воздухе чириканье... А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек, или чилизник... И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет и идут от растения запахи... Оно, разумеется, и при всем этом скучно, но все еще перенесть можно, но на солончаке не приведи господи никому долго побывать. Конь там одно время бывает доволен: он соль лижет и с нее много пьет и жиреет, но человеку там — погибель. Живности даже никакой нет, только и есть, как насмех, одна малая птичка, красноустик, вроде нашей ласточки, самая непримечательная, а только у губок этакая оторочка красная. Зачем она к этим морским берегам летит — не знаю, но как сесть ей постоянно здесь не на что, то она упадет на солончак, полежит на своей хлупи и, глядишь, опять схватилась и опять полетела,
а ты и сего лишен, ибо крыльев нет, и ты снова здесь, и нет тебе ни смерти, ни живота, ни покаяния, а умрешь, так как барана тебя в соль положат, и лежи до конца света солониною. А еще и этого тошнее зимой на тюбеньке; снег малый, только чуть траву укроет и залубенит — татары тогда все в юртах над огнем сидят, курят... Тогда выйдешь и глянуть не на что: кони нахохрятся и ходят свернувшись, худые такие, что только хвосты да гривы развеваются. Насилу ноги волочат и копытом снежный наст разгребают и мерзлую травку гложут, тем и питаются, —
это и называется тюбенькуют... Несносно. Только и рассеяния, что если замечают, что какой конь очень ослабел и тюбеньковать не может, — снегу копытом не пробивает и мерзлого корня зубом не достает, то такого сейчас в горло ножом колют и шкуру снимают, а мясо едят.

Николай ЛЕСКОВ.
Очарованный странник. 1873

Открыт с четырех сторон

Как были те выходы в тишь хороши!
Безбрежная степь, как марина*.
Вздыхает ковыль, шуршат мураши,
И плавает плач комариный.

Стога с облаками построились в цепь
И гаснут, вулкан на вулкане.
Примолкла и взмокла безбрежная степь,
Колеблет, относит, толкает.

Туман отовсюду нас морем обстиг,
В волчцах волочась за чулками,
И чудно нам степью, как взморьем, брести —
Колеблет, относит, толкает.

Не стог ли в тумане? Кто поймет?
Не наш ли омет? Доходим.— Он.
— Нашли! Он самый и есть.— Омет,
Туман и степь с четырех сторон.

И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.

Туман снотворен, ковыль, как мед.
Ковыль всем Млечным Путем рассорен.
Туман разойдется, и ночь обоймет
Омет и степь с четырех сторон.

Тенистая полночь стоит у пути,
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.

Когда еще звезды так низко росли,
И полночь в бурьян окунало,
Пылал и пугался намокший муслин,
Льнул, жался и жаждал финала?

Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит,
Когда, когда не: — В Начале
Плыл Плач Комариный, Ползли Мураши,
Волчцы по Чулкам Торчали?**

Закрой их, любимая! Запорошит!
Вся степь, как до грехопаденья:
Вся — миром объята, вся — как парашют,
Вся — дыбящееся виденье!

Борис ПАСТЕРНАК.
Степь. 1917

* Марина — картина на морскую тему. Пастернак сравнивает простор моря и простор степи.
** В этих строках Пастернак связывает образ степи с образом начала мироздания. Фигурирующие здесь колючие степные травы наподобие чертополоха — волчцы — часто упоминаются в Библии (Адаму за то, что он отведал запретного плода, было обещано, что земля теперь произрастит ему тернии и волчцы; и недаром в последней строфе стихотворения Пастернак упоминает грехопадение). Связь между открытыми небу просторами степи и сотворением мира (и становлением человечества) прослеживается и в стихах других поэтов, писавших о степи.

Южнорусская степь

Городок в степи

На степной речке Рохле приютился город Бельск*. В этом месте она делает несколько крутых излучин, соединенных протоками; все сплетение, если смотреть в ясный летний день с высокого правого берега долины реки, кажется целым бантом из голубых лент. Этот высокий берег подымается над уровнем Рохли сажен на пятьдесят и точно срезан огромным ножом так круто, что взобраться от воды наверх, туда, где начинается бесконечная степь, можно, только хватаясь за кусты бересклета, дерезы и орешника, густо покрывающих склон. Оттуда, сверху, открывается вид верст на сорок кругом. Направо к югу и налево на север тянутся холмы правого берега Рохли, круто спускающиеся в долину, как тот, с которого мы смотрим, или отлогие; некоторые из них белеют своими обнаженными от почвы меловыми вершинами и скатами; другие покрыты по большей части чахлой и низкой травой. Прямо на восток тянется безграничная, слегка поднимающаяся степь, то желтая от сенокосов, на которых густо разросся негодный молочай, то зеленеющая хлебами, то лилово-черная от поднятой недавно целины, то серебристо-серая от ковыля. Отсюда она кажется ровною, и только привычный глаз рассмотрит на ней едва уловимые линии отлогих, невидимых, глубоких лощин и оврагов, да кое-где виднеется небольшим возвышением старый, распаханный и вросший в землю курган, уже без каменной бабы, которая, может быть, украшает в качестве скифского памятника двор Харьковского университета, а может быть, увезена каким-нибудь мужиком и заложена в стенку загона для скотины.

Внизу река, изгибаясь голубой лентой, тянется с севера на юг, то отходя от высокого берега в степь, то приближаясь и протекая под самою кручею. Она окаймлена кустами лозняка, кое-где сосною, а около города выгонами и садами. В некотором расстоянии от берега, в сторону степи, тянутся сплошной полосой почти по всему течению Рохли сыпучие пески, едва сдерживаемые красною и черною лозою и густым ковром душистого лилового чабреца. В этих песках, верстах в двух от города, приютилось и городское кладбище; с высоты оно кажется маленьким оазисом с возвышающеюся над ним деревянной колоколенкой кладбищенской церкви. Сам город не представляет собою ничего особенно выдающегося и очень похож на все уездные города; впрочем, он выгодно отличается от своих собратий удивительною чистотою улиц, происходящею не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город; почва эта всасывает решительно всякое количество влаги, какое может произвести разгневанное небо, и тем приводит в большое затруднение городских свиней, которые должны отыскивать себе удобное помещение по крайней мере за две версты от города, в грязных, илистых берегах реки.

Всеволод ГАРШИН. Медведи. 1883

* Названия вымышленные. Под Бельском, по всей видимости, подразумевается город Старобельск Екатеринославской губ. (ныне Луганская обл.), где Гаршин периодически жил с 1858 г.