Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2002

Документ

Концепция проведения

Всероссийской
олимпиады школьников
по географии

Робин Бьюик. Группа из трех фигур. Бронза. 1997
Робин Бьюик. Группа из трех фигур. Бронза. 1997

Цели олимпиады. Всероссийская олимпиада по географии (далее — Олимпиада) проводится среди учащихся средних школ и является заключительным мероприятием в рамках проведения олимпиад по географии среди школьников России, а также отборочным туром для формирования команды Российской Федерации для участия в последующих международных состязаниях школьников по географии. Задача Олимпиады — не только выявление лучших среди увлекающихся географией школьников, но и пропаганда географических знаний в школьной среде.

Участники Олимпиады. Олимпиада проводится среди учащихся 9-х и 10—11-х классов, однако задания Олимпиады сформулированы с учетом программы преподавания географии не только в этих, но и в предшествующих классах. При составлении заданий предполагается, что участники могут творчески развить полученные в школе знания и обладают определенной географической эрудицией, то есть некоторым багажом географических знаний, выходящих за пределы школьной программы.

Участниками Олимпиады являются победители (призеры) областных (республиканских, краевых, окружных) олимпиад школьников. В исключительных случаях возможно формирование команд отдельных городов или иных муниципальных образований. Для участия в Олимпиаде орган управления образованием субъекта Российской Федерации (или в исключительных случаях — муниципального образования) формирует команду своего региона, состоящую из одного девятиклассника, одного десяти- или одиннадцатиклассника и одного руководителя (методиста, учителя географии, инструктора Дома творчества молодежи или другого ответственного педагогического работника). В отдельных случаях представительство субъекта федерации на Олимпиаде может быть увеличено. Например, к участию в Олимпиаде допускаются победители и призеры всероссийских олимпиад прежних лет. С учетом опыта проведения всероссийских олимпиад в прежние годы ориентировочное количество участников Олимпиады составляет 100—140 учащихся и 50—60 руководителей команд.

Порядок проведения Олимпиады. Олимпиада состоит из двух туров состязаний участников, а также внеконкурсных мероприятий. Состязание участников проходит как в индивидуальном первенстве (раздельно для девятиклассников и учащихся 10-х и 11-х классов) — первый тур, так и в командном первенстве (среди команд субъектов Российской Федерации) — второй тур.

Первый тур Олимпиады — теоретический — представляет собой выполнение участниками письменных, одинаковых для всех, заданий по различным темам школьного курса географии. Первый тур состоит из 6—8 заданий, из которых каждый участник Олимпиады вправе выполнить 4 (или 5) любых по выбору. Продолжительность выполнения заданий первого тура — 4 астрономических часа, или 240 минут. Задания Олимпиады выполняются учащимися в пригодном для этого помещении, как правило в классных комнатах одной школы, при размещении «один участник за одним столом».

Второй тур Олимпиады — практический — проводится по системе командного первенства и состоит из нескольких этапов. Первые этапы проводятся на местности, при этом выявляется способность учащихся к практическому применению имеющихся географических знаний и навыков. Заключительные этапы второго тура проводятся в зрительном зале (не менее чем на 200 мест и с большой сценой) среди участников Олимпиады — членов команд, набравших по результатам выполнения первых этапов второго тура наибольшее количество баллов. Все остальные участники, а также руководители команд и гости Олимпиады являются зрителями заключительных этапов второго тура. Таким образом, данные этапы второго тура проводятся по типу практиковавшегося на прежних всероссийских олимпиадах конкурса знатоков.

Участники Олимпиады разбиваются на команды субъектов Российской Федерации, каждая из которых состоит из трех человек. В случае направления на Олимпиаду одним субъектом федерации не двух, а одного или трех и более учащихся будут формироваться смешанные команды по особой дополнительной процедуре (в этом случае возможно привлечение нескольких инструкторов для временного руководства «смешанными» командами).

Команда субъекта федерации — «хозяина» проведения Олимпиады принимает участие в заключительном этапе второго тура вне конкурса (порядок такого участия будет определен и согласован дополнительно).

Внеконкурсные мероприятия Олимпиады. Внеконкурсные мероприятия включают в себя торжественное открытие Олимпиады, публичные лекции ведущих исследователей-географов для участников и руководителей команд, вечера знакомств, круглые столы для руководителей команд по вопросам методики преподавания географии и проведения олимпиад школьников по географии, торжественное закрытие Олимпиады.

Публичные лекции исследователей-географов посвящены актуальным вопросам современной географической науки и адресованы участникам и руководителям команд (не носят обязательного характера). Они проводятся в пригодном для чтения лекции помещении по тематике, представленной Русским географическим обществом.

В круглых столах принимают участие представители профильных периодических изданий, методисты и др.

Торжественное закрытие Олимпиады включает в себя награждение победителей, призеров, а также вручение памятных грамот всем участникам Олимпиады.

Задания Олимпиады и порядок их оценки. Задания Олимпиады утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России.

Перед началом проверки первого тура работы участников шифруются. Оценка заданий первого тура проводится специально созданными подгруппами из членов жюри. «Вес» каждого задания первого тура — 20 баллов. Общий результат индивидуального состязания определяется по сумме баллов, полученных участником за 5 заданий первого тура (возможный вариант — 4 задания). Если выполнено большее число заданий, в зачет идут только 5 лучших.

Оценку состязаний команд во втором туре члены жюри проводят в несколько этапов. Затем на заседании жюри определяется список команд, набравших максимальное количество баллов на первых этапах, для участия в заключительных этапах второго тура (6—10 команд). Кроме того, в зависимости от места, занятого командой по итогам первых этапов, каждая из этих команд получает стартовые дополнительные очки перед началом следующего этапа. По результатам этого этапа определяется тройка команд-лидеров, состязающихся на последнем этапе тура.

Подведение итогов заключительных этапов второго тура осуществляется членами жюри сразу по окончании курса.

Разбор заданий первого и второго тура, а также апелляция по результатам первого тура проводятся в заключительный день проведения Олимпиады.

Определение победителей и призеров Олимпиады. Победители и призеры Олимпиады в индивидуальном первенстве выявляются по общей сумме баллов, полученных за задания первого тура, на специальном заседании жюри. Победители выявляются отдельно для 9-х и 10—11-х классов (для каждой параллели может быть присуждено не более одного первого, двух вторых и трех третьих мест). Специальными грамотами могут быть удостоены участники, отличившиеся в ответе на отдельные задания первого тура Олимпиады.

Победителями командного первенства являются участники последнего этапа второго тура. При этом команда-победитель (или призер) получает четыре диплома: один — команде в целом и три — каждому из ее участников, включая руководителя. Индивидуальные оценки на втором этапе не выставляются.

Победители индивидуального первенства Олимпиады имеют право на льготное поступление на географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и иных профильных вузов (конкретные льготы устанавливаются учеными советами вузов).

Жюри Олимпиады. Жюри Олимпиады состоит из представителей Методической комиссии по проведению олимпиад школьников по географии при Министерстве образования России, географов-исследователей, методистов, преподавателей педагогических вузов и учителей.