Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2002

Я иду на урок

Наш населенный пункт — село Баклаши

Н.С. Маслова
учитель географии СШ с. Баклаши
Иркутская область

Цель 

Дать представление о географическом положении, населении, хозяйстве, традициях и обычаях с. Баклаши. Учить детей на основе краеведческого материала добывать знания, умения, навыки об особенностях географии села, населения, хозяйства. Воспитывать толерантное отношение к вынужденным переселенцам, мигрантам, беженцам, прибывшим в наше село за последние годы.

Урок проводится по типу деловой игры «Круглый стол». Столы расставлены по периметру класса.

Оборудование 

этикетки на столы: «Глава администрации с. Баклаши», «Заведующий паспортным столом», «Директор школы», «Гости». Карты: политико-административная России, физическая Иркутской области. Фотографии достопримечательностей села; выставка рефератов по краеведческой работе; доклады «Моя малая родина»; портрет А.П. Белобородова, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка; словарные слова: мигрант, вынужденный переселенец, беженец, толерантность.

Организационный момент

Звучит песня «Деревня моя». Учащиеся и гости занимают свои места.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые ученики, гости урока географии. Тема урока сегодня: «Наш населенный пункт — село Баклаши». Мы познакомимся с историей появления нашего села, его географическим положением, хозяйством. Но главной задачей урока будет разговор о толерантности — это слово все чаще звучит в передачах по радио, телевидению, мы можем встретить его в газетах, журналах, в разговорах между людьми. Что же обозначает это слово?

Ответы учеников.

— Сегодня мы будем говорить с вами о толерантности по отношению к людям, которых судьба, обстоятельства, чья-то злая воля заставили покинуть свою малую родину, свой дом, своих родных, соседей и уехать на чужбину, в другой климат, к чужим людям, часто на пустое место, где нет ни работы, ни жилья, ни дружеской поддержки. Этой чужбиной для некоторых из них стало наше село Баклаши.

Ученики: Мы получили задание выяснить кто, когда приехал к нам в село как иммигрант, беженец, вынужденный переселенец, и вообще, есть ли такие люди у нас. Да, есть!

1. Это семья Кати Фаст, ученицы 5-го «А» класса, — беженцы из Республики Казахстан.
2. Это семья Лианы Ханделян, ученицы 9-го «Б» класса, — вынужденные переселенцы из Республики Армения.
3. Это семья Шерали и Рустама Салимовых, учеников 6-го «А» и 9-го «Б» класса, эмигрировавшая из Республики Таджикистан.
4. Семья Вали Куровой, ученицы 6-го класса, — переселенцы из Магаданской области.
5. Семья Насти Полторацкой, ученицы 3-го класса, — иммигранты из Республики Казахстан.
6. Семья Артема Томаленко — иммигранты из Республики Туркменистан.
7. Семья Петакчан, — Граира, ученика 5-го класса, и Айна, ученика 6-го класса, — переселенцы из Армении.
8. Семья Насти Прониной, ученицы 8-го класса, — мигранты из Бурятии.

Учитель: Гостями нашего урока являются сегодня люди, которых вы только что назвали. Уважаемые гости, просим ответить вас на несколько наших вопросов.

1. Расскажите о причине, заставившей вас приехать в Баклаши. (Гости по очереди рассказывают об этой причине.)
2. Что вы оставили на родине?
3. Что вы нашли у нас?
4. Чего вам очень не хватает сейчас и чем мы можем вам помочь?

Учитель: На нашем уроке присутствует заведующая паспортным столом сельской администрации Людмила Юрьевна Волкова, она расскажет нам о демографической ситуации в селе, особенно в вопросе миграции.

Слово гостя.

Учитель: Еще один гость у нас сегодня — это глава сельской администрации В.А. Московских. Просим Вас рассказать ученикам и нашим гостям, что делает администрация села для помощи людям, приехавшим к нам искать работы, жилья, понимания, дружеского участия и этой помощи.

Слово гостя.

Учитель: Каждая приезжающая семья имеет в своем составе учеников, которые идут в нашу школу. Слово директору школы В.Д. Балтаеву. Просим рассказать нам о ситуации, в которой оказываются ваши новые ученики, чем школа помогает им, что вы ждете от новичков?

Слово гостя.

Учитель: Мы сейчас послушали гостей, узнали надежды и чаяния наших новых земляков и людей, от которых зависят многие вопросы быстрой и безболезненной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, а теперь мы хотели бы послушать вас, юные хозяева нашего села. В чем проявляется ваша толерантность по отношению к ним?

1. Как вы относитесь к вашим новым землякам?
2. Что вам нравится в них?
3. Что вы хотели бы, чтобы они изменили в себе?
4. Чем вы можете помочь новым друзьям?

Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что люди, сменившие место жительства, приехавшие к нам, — не только объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения нашего общества, в которое они влились.

Примеров этому много в истории нашей страны, во многих областях жизни. Давайте чуть коснемся только географии. Границы нашей державы расширяли, водружая ее флаг в самых отдаленных уголках планеты, датчанин Витус Беринг, немцы Георг Стеллер, Фаддей Беллинсгаузен. Вот и наши новые земляки, будем надеяться, станут добрыми соседями, активными и добросовестными учениками, прекрасными работниками. Я думаю, нашим новым землякам интересно будет узнать о нашем селе — их новой родине. Давайте расскажем о Баклашах.

Ученики, занимающиеся краеведением, получившие опережающие задания, рассказывают об истории образования села, о его месте на карте области; о развитии и состоянии хозяйства, транспортных связях, об истории школы, о легендарном земляке — дважды Герое Советского Союза А.П. Белобородове.

Учитель: Наш урок толерантности подошел к концу.

Мы подняли с вами очень важную проблему общежития людей, имеющих разную национальность, разные обычаи, разный национальный темперамент. Но мы живем в нашем селе теперь рядом, мы соседи, мы земляки, и научиться понимать друг друга, помогать друг другу очень важно и нам, и нашим новым соседям. Помните, что люди, сменившие место жительства, — не только объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они вливаются. Знания, жизненный опыт, инициативность наших новых земляков пригодятся в нашем селе, сделают и нас богаче и опытнее. Я думаю, что наша сегодняшняя встреча хотя бы чуть-чуть нам в этом важном, трудном вопросе поможет.

Домашнее задание: Побеседовать за ужином с членами своей семьи об уроке толерантности, рассказать папам и мамам, какие новые люди есть в нашем селе, подумать, чем им можно помочь.

Звучит музыка «Деревня моя». Урок окончен.