Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2002

Я иду на урок

Усвоить науку можно лишь тогда,
когда она поглощается с аппетитом.
А. Франс

Ассоциации — в помощь учению

М.Ю. ЕФРЕМЕНКО
учитель географии школы № 1048
г. Москва

Все начинается с детства, когда бабушка читает про злого Бармалея, живущего в Африке. «Не ходите, дети, в Африку гулять...» Это самый первый материк, который мы узнаем в три года, но еще не знаем, что такое материк. А вот уже в седьмом классе, когда спрашиваешь, на каком материке жил Бармалей, каждый ответит без труда, даже самый ленивый ученик: Африка. Вот что значит память из детства и связь: Африка — Бармалей. В более разумном возрасте Африка ассоциируется с пирамидами, а потом и с самым богатым алмазным государством на юге Африки — ЮАР.

 

Африка
3 года

Бармалей
12 лет

Пирамиды
15 лет

Алмазы ЮАР

 

Ассоциации — связи между отдельными звеньями воспринятого — играют очень большую роль в припоминании, а значит, и в запоминании. То, что вместе воспринимается, вместе и запоминается.

Классик изучения памяти Г. Эббингауз в «Основах психологии» отмечал, что элементы ассоциативного запоминания связываются не только самым разнообразным образом между собой, но и с элементами случайными и в известном отношении совершенно для них безразличными, второстепенными. Отдельные члены ряда ассоциативно связываются с местом, которое случайно занимают на клочке бумаги: со столом, с тряпочкой, при движении которой на моем столе возникает складчатость, на которой впоследствии появятся горные системы (воображение).

Складчатость (тряпочка, видимая всеми) — горы (воображение). Это сочетание пошло в память.

В основном речь идет об ассоциациях по смежности. Очень часты ассоциации по сходству. Рисуем очертания материка, ищем схожесть с любым предметом, животным и т. д.*

В память: предмет — материк.

Собственно, на таких ассоциациях основаны и все поэтические метафоры и сравнения. Относительно простые и прозрачные, как в отрывке из Н. Матвеевой:

Река текла как дождь,

Лежащий на боку,

А дождик шел как речка в вертикали,

И мост подныривал подобно поплавку,

Когда струи по нем перетекали.

Или усложненная ассоциация по противоположности: жаркий день — снежное поле.

При изучении географии ассоциативное мышление или связи прослеживаются очень часто. Приведу лишь отдельные примеры. На всех материках нашей планеты есть страны, а вот Антарктида — материк науки. Провожу урок «Я дарю вам материк», на котором дети создают свою страну с названием, флагом, гимном, деньгами, производством, культурными центрами. «Моя страна (к примеру, Льдиния) — только лишь моя», — рассуждают дети. В память: Антарктида — материк, на котором нет государств. Правило в том, что одни и те же слова-стимулы вызывают то, что связано с опытом человека, его главным делом, его мыслями и чувствами.

Ассоциации обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение. Благодаря им материал вспоминается. Однако это автоматическое воспоминание для ребенка развертывает умственную работу — припоминание. «Упорное припоминание, — писал К.Д. Ушинский, — есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний».

Может быть, ассоциации — мрамор для нерукотворных памятников?

У ночи — мрак,
У листьев — шум,
У ветра — свист,
У капли — дробность,
А у людей — пытливый ум
И жить упорная способность.


* См.: Картинки на карте//География, № 6, 9, 13, 14/99.