Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2002

Корреспонденция

Школьный эколого-географический исследовательский проект

С.Г. Розанова,
учитель географии,

Л.Н. Аксенова,
учитель биологии,
негосударственное образовательное учреждение «Лицей Москвич»
г. Москва

В Юго-Западном административном округе Москвы в конце 2001 г. состоялся окружной конкурс, в котором на заключительном этапе участвовало 38 экологических проектов. Первое место на этом конкурсе занял исследовательский проект «Эколого-географическое изменение территории Юго-Западного административного округа Москвы в результате антропогенного воздействия». Его выполнили учащиеся 10-го класса негосударственного образовательного учреждения «Лицей Москвич» под руководством учителя географии С.Г. Розановой и учителя биологии Л.Н. Аксеновой при консультации старшего научного сотрудника Института географии РАН, доктора географических наук Л.Л. Розанова.

В основу исследовательского проекта легли материалы визуальных наблюдений форм рельефа и слагающих их горных пород в обрывах долины реки Чертановка и в траншеях под теплотрассы. Во время экскурсий были взяты пробы воды из местных рек и родника. Учащиеся провели анализ (под руководством учителя химии А.М. Ефимовой) отобранных проб воды. Для составления представления об окружающей среде было проведено сравнение количественных данных о загрязнениях воздуха и почв, показателей младенческой и общей смертности по административным округам Москвы. Использованы также материалы о геологических и физико-географических условиях района исследований.

Главная задача проекта состояла в том, чтобы школьники научились самостоятельно определять ряд показателей, характеризующих качество окружающей среды, с тем чтобы на основе полученных результатов сформировать осознанное отношение к экологической обстановке в одном из городских районов, на своей малой родине. Преследовалась также цель пробудить у учащихся творческое начало в познании окружающей их среды в условиях большого города, помочь адекватно воспринимать экологическую и географическую действительность.

Первым открытием для учащихся стало то, что округ расположен в основном на Теплостанской возвышенности, при этом в районе станции метро «Теплый Стан» находится самая высокая точка в Москве (256 м над у. м.). Для сравнения укажем, что холм, на котором возвышается Московский Кремль, имеет абсолютную высоту 147 м. По картографическим материалам учащиеся установили, что почти половину территории округа занимает лесопарковая зона.

После обнаружения загрязнений воды (нитраты, алюминий, хром, стронций, нефтепродукты) в реках Раменка и Чертановка неподдельную радость у учащихся вызвали результаты анализа воды из родника, находящегося у Севастопольского проспекта, в 1 км от автомобильного моста ниже по течению реки Чертановки. Химическую и бактериологическую незагрязненность воды в этом роднике учащиеся связали с распространением здесь непроницаемой для верховодки суглинистой толщи (морены покровного оледенения), которая перекрывает водоносные тонкозернистые пески, накопившиеся, судя по данным, почерпнутым в геологической литературе, в меловом периоде, около 100 млн лет назад, в континентальных условиях. На основании этого сами учащиеся рекомендовали выделить водоохранную зону данного родника (из которого постоянно люди берут питьевую воду), чтобы не нарушать суглинистую покрышку водоносной толщи песков мелового возраста.

Учащиеся установили, что ежегодные промышленные выбросы вредных веществ в воздушную среду с территории Юго-Западного округа составляют лишь 4,5% от общемосковских выбросов при том, что площадь округа составляет почти 11% площади города (без Зеленограда). Общая смертность людей (15‰) в округе ниже средней по Москве. Показатель младенческой смертности — около 12‰ (при среднем по Москве около 17‰) — самый низкий в Москве, ниже этот показатель только в Зеленограде. Отметим, что младенческая смертность (то есть смертность детей на первом году их жизни) — это достаточно репрезентативный экологический признак качества окружающей среды. Из сопоставления данных о загрязнении воздуха и младенческой смертности учащиеся сделали вывод, что экологическая обстановка в их округе наиболее благоприятная. Это открытие вызвало весьма положительные эмоции.

Учащиеся начали глубже и разностороннее познавать антропогенные воздействия на природу, стали вырабатывать умение реально оценивать роль человеческой деятельности в изменении окружающей среды. Работа активизировала познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, повысила интерес к обучению, способствовала осознанию школьниками интеграционных связей между школьными предметами, прежде всего между географией, биологией и химией. Комплексный анализ территории позволил сформировать у школьников представление о целостности, взаимосвязанности, многоликости окружающего мира.

Активность учащихся возрастала по мере постоянного узнавания нового, увеличивалось стремление к творческому поиску. Успешность работы по проекту была обусловлена конкретностью и практической значимостью задачи — выяснения изменения окружающей среды в пределах территории, составляющей десятую часть площади Москвы. Сильной мотивационной основой для учащихся была актуальность темы проекта. Его экологическая направленность потребовала разнообразных межпредметных знаний. Но что оказалось особенно привлекательным для учащихся, так это приобщение к методам научной исследовательской деятельности. Работу над школьным проектом считаем весьма полезной для приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора, формирования экологической и географической культуры учащихся и учителей.