Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2002

Я иду на урок

Текстоориентированное обучение в преподавании географии

Н.С. ИЛЬИНА
учитель географии
Государственной столичной гимназии
г. Москва

Содержание школьных курсов географии позволяет внедрять приемы работы с различными видами текста. Учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:

I. Задания, предполагающие обращение к литературным источникам (развивают воображение учащихся).

1. При изучении природных зон России:

— Прочти описание степи (тайги, тундры) и дай образную устную характеристику (источники: А.П. Чехов «Степь», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С. Тургенев «Записки охотника», в частности «Лес и степь», В. Астафьев «Царь-рыба», А. Леонов «Русский лес», К. Паустовский «Мещерская сторона»).

— Прочти описание степи (тайги, тундры), соотнеси информацию с тем, что тебе уже известно.

— На основе описаний степи (тайги, тундры) в различных источниках (2—3 отрывка из художественных текстов) составь характеристику соответствующей природной зоны; подумай, чем можно объяснить ее особенности.

2. При изучении ландшафтов:

— Создай образ территории, используя литературное описание (источники: М.Ю. Лермонтов «Бэла», В. Арсеньев
«В дебрях Уссурийского края»).

— Покажи различие в передаче географической информации посредством художественно-публицистических и учебных текстов (описание уссурийской тайги, данное в учебнике и у В. Арсеньева «В дебрях Уссурийского края»).

II. Задания, предполагающие обращение к публицистическому, научно-популярному, справочному тексту (закрепление и углубление знаний учащегося).

1. При изучении Азии:

— По книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря» составь путевой дневник и маршрутный лист путешественника.

2. При изучении ландшафтов России, народов России:

— Сопоставь описание Прикаспийской низменности (Л.Н. Гумилев «От Руси к России») с описанием в Большой советской энциклопедии, объясни причины произошедших изменений.

— Выдели характеристики различных этносов, проживавших в Южной России в начале I тысячелетия (Л.Н. Гумилев «От Руси к России»); какие современные народы произошли от этих народов.

3. Сообщения учащихся на уроках обобщающего повторения:

— Используя научно-популярный, художественный, публицистический текст, подготовь реферат на тему «Жизнь человека в пустынях (горах) Северного (Южного) полушария».

4. Во время подготовки к уроку обобщающего повторения по разделу «Ландшафты России» учащиеся получают следующее задание:

— Подготовь литературный альманах, иллюстрирующий влияние уникальных природных географических объектов России на творчество писателей и поэтов, отбери наиболее яркие характеристики.

III. Задания, развивающие логическое мышление учащихся при использовании различных текстовых источников.

— Поставь вопросы к тексту и ответь на заданные вопросы.

— Прочти отрывок из публицистического или художественного текста на тему урока и сформулируй задачу урока.

— Составь связный рассказ по данным таблицы (текстовая интерпретация таблиц).

В 10-м классе при изучении экономико-географических особенностей субрегионов Зарубежной Европы учащиеся получают задание составить характеристику одной из стран. В тексте характеристики должны быть отражены главные особенности данного субрегиона и специфика страны. Работа рассчитана на один урок. На втором уроке после завершения работы учащиеся заслушивают характеристики четырех стран субрегионов Зарубежной Европы, делают краткие записи в тетрадях, задают вопросы уточняющего характера, дополняют и анализируют ответы товарищей. Далее учащимся предлагается учебная ситуация, в ходе которой они смогут дать объективную оценку своей продуктивной деятельности.

Учащиеся проводят сравнительный анализ текста своей характеристики и текста из интернет-энциклопедии «Кирилл и Мефодий». При этом они должны выделить черты сходства и различия, подчеркнуть предложения, дополняющие их характеристику. В ходе обсуждения результатов отмечают черты сходства в структуре и содержании отдельных компонентов текста. Некоторые вносят свои предложения по совершенствованию энциклопедических характеристик. Многие ребята приходят к выводу о том, что в обоих текстах мало «изюминок», оживляющих любую страну, формирующих «образ территории». Это очень важно, так как на этапе домашнего задания можно предложить учащимся подобрать интересные сведения, описания, примеры, завершающие характеристику страны.

Урок этого типа занимает особое место. Это урок комплексного применения умений и знаний. При составлении описания используется поисковый метод. На этапе сбора информации учащиеся отбирают, анализируют, систематизируют материал, составляют свой текст ответа на предложенное задание. Учащиеся ведут краткие записи, тем самым «свертывают информацию» и используют информационные технологии: сравнивают содержательный и структурный компоненты текста, выделяют главное и существенное, включают новые знания в систему ранее изученного. Тем самым конструируют новый текст, дают критический анализ, оценку своей продуктивной деятельности, вносят свои предложения по совершенствованию текста, приходят к мысли о создании «образа территории», что несомненно переводит знания и умения на новый творческий уровень усвоения, основанный на использовании научно-популярных, публицистических, исторических текстов.