Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2002

Мнение читателя

№ 12: «Статьи помогают воспитывать чувство интернационализма»

Ю.Г. Четыркина,
учитель географии школы № 16
г. Химки
Московская обл.

Автор рецензии на испанском побережье

Автор рецензии на испанском побережье

Учиться должно быть интересно. Сегодня никого уже не удивит подобное высказывание, тем более что содержание предмета «География» позволяет сделать его одним из самых любимых в школе. Наибольший интерес у учащихся обычно вызывает курс географии материков и океанов, пронизанный романтикой путешествий и открытий. К девятому классу интерес к изучению географии, к сожалению, падает. И в самом деле, преподавание экономической географии России не всегда удается сделать эмоциональным, вызывающим отклик в сердцах учеников. Вот почему мне понравилась статья
С.Г. Павловой «Элиста», написанная с таким знанием родного города и своей республики, с такой любовью к ним, что организованный по ней урок о Калмыкии несомненно станет запоминающимся. Содержание ярко отражает национальную специфику города. Он не воспринимается как однотипный и обыкновенный. Как правило, школьники не могут уловить национальный колорит, для них нет большой разницы, какую религию исповедует тот или иной народ, в чем его жизнь и быт отличается от им привычного. Но, живя в многонациональном государстве, необходимо знать и уважать людей, их нравы и обычаи. Именно такие статьи помогают воспитывать чувство интернационализма и понимание общечеловеческих ценностей. Важно, что автор описывает именно современный город, его настоящее. Это и установка статуй Будды, и реконструкция зданий в восточном стиле, строительство олимпийской шахматной деревни, и любовь жителей к классическим шахматам. Описание пейзажей за пределами города настолько живописно, что невозможно их себе не представить. Добавим работу учащихся с картами атласа параллельно с обсуждением современных проблем, с которыми сталкивается город и республика в целом, и можно быть уверенным, что в сознании школьников будет создан географический образ территории, образ живой и не похожий на другие.

Рубрика «Отрасль» в этом номере посвящена статистике производства кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов и тракторных сеялок по регионам Российской Федерации. Здесь хотелось бы отметить, что, к сожалению, у городских учащихся данные о производстве сельскохозяйственной техники не вызывают особого энтузиазма, их больше увлекает автомобилестроение. Поэтому хотелось бы видеть на страницах газеты не только статистические данные, но и методические рекомендации по их использованию, например какие-либо занимательные задачи или вопросы, решение которых связано с использованием статистики, что может привлечь внимание школьников к работе с цифрами.

Полезна информация «космического глаза». Сам учитель и учащиеся по его рекомендации всегда смогут через космический объектив увидеть территории — фавориты общественного внимания текущего момента. Ценность статьи в указании адресов сайтов с полезной и увлекательной информацией.

Удачный опыт преподавания в 6-м классе темы «Горы и равнины в сопоставлении» заслуживает внимания, а главное, этот опыт легко опробовать в своей школе на собственных уроках.

Рубрика «Топонимика» в этом номере представлена отрывком из книги Р.А. Агеева «Страны и народы: происхождение названий». На мой взгляд, в этом отрывке очень много незнакомых для учащихся слов, поэтому без адаптации со стороны учителя этот материал будет трудно использовать на уроке. Другое дело — расшифровка самого длинного имени столицы южноазиатского государства Шри-Ланка. Как говорится, коротко и ясно.

Удачной находкой для учителя являются отрывки из известных литературных произведений, связанных с географией. Их обсуждение с детьми, как правило, проходит живо, в диалогах, позволяет высказать свое мнение и является для учащихся одной из любимых форм работы. Представление в газете таких отрывков из книг способствует творческому подходу учителя к преподаванию.

В заключение хочется отметить, что в номере много полезной информации, пригодной для использования в разных классах.