Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2002

Учебник

В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10—11 кл. шк. с углубл. изуч. гуманит. предметов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 351 с.
В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10—11 кл. шк. с углубл. изуч. гуманит. предметов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 351 с.

 

G. Burgel. Du tiers-monde aux tiers-mondes. – P.: Dunod, 2000.
G. Burgel. Du tiers-monde aux tiers-mondes. – P.: Dunod, 2000. 122 p.

Разные книги с единой идейной основой

В.А. ШУПЕР

Трудно сравнивать две столь непохожие книги, как известный учебник В.Н. Холиной, вышедший в прошлом году вторым изданием, и небольшая книжечка профессора Ги Бюржеля, директора Лаборатории урбанистической географии в Университете Париж Х, которая адресована студентам старших курсов. Сама серия, в которой она вышла, — это вести с переднего края науки от наиболее ярких ее представителей, изложенные кратко, четко, доступно и снабженные необходимым справочным аппаратом. Однако не сравнить их нельзя, ибо обе они проникнуты идеологией постиндустриальной эпохи, что остается еще крайней редкостью в нашей стране, да и на книжном рынке просвещенной Европы встречается не столь часто — общественное сознание, как всегда, отстает от общественного бытия.

Оценить по достоинству обе книги можно, лишь отказавшись от взгляда на мировоззрение постиндустриального общества как на привилегию постиндустриальных стран — в условиях глобализации это уже мировоззрение всего цивилизованного человечества. Ги Бюржель рассматривает проблемы третьего мира и назвал свою книгу «От третьего мира — к третьим мирам» в силу возникновения глубочайших различий внутри самой этой категории стран. Полезно вспомнить, что понятие «третий мир» ввел в 1951 г. известный французский демограф Альфред Сови по аналогии с третьим сословием перед Великой французской революцией. Благодаря способности к самоорганизации обществ в развивающихся странах никогда не оправдывались пессимистические прогнозы (а оптимистических просто не было) относительно развития продовольственной и демографической ситуации. Именно на этом спотыкались ведущие специалисты по проблемам третьего мира — ведь любой новый подход легко признать на словах, но трудно последовательно провести.

Идея самоорганизации совершенно несовместима с представлениями о ведущих и ведомых факторах, об экономическом базисе и идеологической надстройке. Это относится и ко второй центральной идее книги Бюржеля — равноправию экономических и внеэкономических факторов в развитии стран и регионов. Бурная, чтобы не сказать лавинообразная, урбанизация третьего мира, которой он во многом обязан снижением рождаемости, лишь отчасти может быть объяснена экономическими причинами, такими, как аграрная перенаселенность и рост производительности труда в сельском хозяйстве. Ничуть не меньше роль внеэкономических, можно даже сказать психологических, факторов, связанных с привлекательностью больших городов и порождаемыми ими надеждами, как правило несбыточными. «Утечка мозгов» из развивающихся стран, крайне неблагоприятно влияющая на их развитие, тоже, вопреки укоренившимся предрассудкам, может быть лишь отчасти объяснена существенной разницей в оплате труда. Ничуть не меньшую роль играет косность местных обществ, которые отторгают талантливых и инициативных людей, не дают им реализовать свой творческий потенциал. Разве не эти же факторы выталкивают десятки тысяч способных и энергичных молодых людей, получивших хорошее образование, из регионов России в Москву или за границу?

В.Н. Холина и Ги Бюржель, вероятно не подозревающие о существовании друг друга, в равной степени верны этому новому подходу, заключающемуся в том, что региональная география и страноведение рассматриваются как науки о природных и социальных ограничениях, в пределах которых действуют законы макроэкономики. Вульгарный экономизм, который Дж. Сорос назвал в своей книге «Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности» рыночным фундаментализмом, постоянно побуждает рассматривать производство, особенно материальное, в качестве лошади, влекущей телегу социальной сферы. Парадоксальность современного взгляда состоит именно в том, что лошадь и телега постоянно меняются местами! Учебник Холиной зачастую критикуется учителями за недостаточное, по их мнению, освещение производства, понимаемого только как производство материальное.

Однако даже в далекой от постиндустриальной фазы развития России в промышленности и сельском хозяйстве занята лишь треть экономически активного населения. Мы приближаемся к постиндустриальному обществу по структуре хозяйства, но отнюдь не по жизненному уровню, и одно это должно изменить наш взгляд на индустриальное общество как таковое.

Впрочем, критиковать школьных учителей за отставание в осознании глубочайших перемен в современном мире было бы совершенно несправедливо. Даже в двухтомном Российском энциклопедическом словаре 2000 г. издания мы прочтем, что США — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Далее указано, что доля промышленности в ВВП — 19%, сельского и лесного хозяйства, включая рыболовство, — 2%... Остается только посоветовать учителям относиться к некоторым пассажам и в самых солидных энциклопедических изданиях с должной иронией и легкой грустью.

Даже при беглом просмотре учебник Холиной впечатляет своей наступательностью в борьбе с укоренившимися и давно отжившими стереотипами. На первое место среди факторов экономического развития стран и регионов, как и у Бюржеля, ставятся качества населения — его образовательный уровень, трудовая мораль, политическое поведение, кристаллизующееся в тех или иных формах организации общества. Разве разрушенная и разоренная Западная Германия, обрубок некогда огромной страны, причем далеко не с самыми передовыми отраслями промышленности, не восстала из праха исключительно благодаря трудолюбию, аккуратности и честности высококвалифицированной рабочей силы? Разве прилично продолжать кивать на план Маршалла, когда уже 12 лет в восточные земли закачиваются гигантские средства при полном отсутствии там экономического чуда? Разве не пора, наконец, понять, что плакать надо не об отечественной промышленности с ее загрузкой мощностей в 53%, а о кадрах высококвалифицированных рабочих, ИТР и специалистов отраслевых НИИ? В отличие от простаивающих мощностей, эти кадры частично уже утрачены безвозвратно, а частично не могут воспроизводиться, что еще хуже.

В современном обществе с его девизом «Perception is reality» — представление о реальности и есть реальность — важнейшим фактором социально-экономического развития страны становится формирование плодотворных в экономическом отношении представлений об обществе и путях его развития у сегодняшних школьников и завтрашних наемных работников, предпринимателей, политиков. И мы можем с удовлетворением отметить, что у нас есть учебники, выдерживающие в идейном отношении сравнение с самыми удачными разработками наших зарубежных коллег.

Универсальная энциклопедия для юношества. Земля/Сост. А.М. Берлянт. — М.: Современная педагогика, 2001. — 672 с.
Универсальная энциклопедия для юношества. Земля/Сост. А.М. Берлянт. — М.: Современная педагогика, 2001. — 672 с.

Новое энциклопедическое издание о Земле

Л.Л. РОЗАНОВ, С.Г. РОЗАНОВА

Созданный на рубеже XXI в. по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках «Универсальной энциклопедии для юношества» том «Земля» — произведение знаменательное. Авторскому коллективу, состоящему преимущественно из географов Московского университета, удалось избежать схематизации и шаблонности в отражении многообразной географической картины мира, в чем несомненная заслуга составителя — проф. А.М. Берлянта. К достоинствам опубликованного труда следует отнести строгую научную систематизацию материала, емкие текстовые компоненты, научные персоналии, изящный иллюстративный ряд, что выгодно отличает его от известных предыдущих изданий.

Концептуально том «Земля» построен на принципах связи теоретичности и доступности, сочетания научности и увлекательности, согласованности с требованиями к уровню подготовки выпускников в России. Использование этого издания будет способствовать формированию географической компетентности учащихся, их подготовки быть адекватными окружающей географической действительности.

Рассмотренный том «Земля» состоит из 195 статей (объемом от одного до восьми книжных разворотов), распределенных по следующим разделам: 1. От мифов до научных гипотез. Географические открытия (18 статей). 2. Недра. Рельеф. Вечная мерзлота (37 ст.). 3. Гидросфера. Мировой океан. Атмосфера (42 ст.). 4. Биосфера. Почвенный покров (20 ст.). 5. Ландшафты планеты. Природные опасности. Экологическое состояние планеты. Природное и культурное наследие (30 ст.). 6. Население. Всемирное хозяйство (28 ст.). 7. Графические модели Земли (20 ст.). В справочных таблицах приведены данные о высочайших вершинах мира, крупнейших городах, ледниках, озерах, реках, островах, полуостровах, океанах, материках мира. Том снабжен предметно-именным указателем. Весьма географичны многочисленные иллюстрации, схемы, особую ценность для восприятия текстового материала имеют помещенные в книге тематические карты.

Объемная и специфическая книга не лишена редакционных погрешностей, однако они не умаляют достоинств актуального энциклопедического произведения. Доступный по форме и содержанию изложенный географический материал дополняет программы и учебники общего среднего образования, позволяет учащимся и широкому кругу читателей найти ответы на интересующие вопросы, приобрести знания и умения, составляющие основу географической культуры, мышления, миропонимания, мировоззрения. Особо следует отметить, что в томе «Земля» нашли отражение новейшие достижения в геоинформатике и картографии (представления о плоских, объемных, динамических геоизображениях, электронных атласах и др.). Научное содержание оригинального тома энциклопедии для юношества несомненно будет способствовать формированию самых существенных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе целостной географической картины мира. Книга написана простым, доступным и живым языком. Данное информационно-справочное издание безусловно окажется эффективным подспорьем в работе учителя географии. Весьма содержательная книга о современном мире Земли — хорошее подарочное издание. Энциклопедический том «Земля» может быть рекомендован для каждой школьной библиотеки.