Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2002

Город

Шанхай: старый лидер нового Китая

Е.Н. Самбурова, О.А. Синюгин, Н.А. Слука

Небоскреб Джин-Мао («Больше золота») — визитная карточка нового Шанхая
Небоскреб Джин-Мао («Больше золота») — визитная карточка нового Шанхая
(об этом 88-этажном здании — четвертом в мире по высоте — см.: «География», № 25/98, с. 1—2).
Но город обновляет свои визитные карточки, и ныне заканчивается возведение более высокого небоскреба — Международного финансового центра (см. с. 13), который обещает стать высочайшим зданием мира

 

Герб Шанхая, утвержденный горсоветом в 1990 г.

Герб Шанхая, утвержденный горсоветом в 1990 г.
Основные фигуры треугольной эмблемы — цветок магнолии, большая джонка и пропеллер. Пропеллер символизирует постоянное развитие города. Джонка — старинное китайское судно — отражает богатую историю и блестящее будущее шанхайского порта. Магнолия — весеннее цветение обновляющегося города

 

Шанхай в переводе с китайского означает «Над морем», «Приморский» (хай — море). Некогда город находился на берегу Восточно-Китайского моря. К настоящему времени вследствие роста дельты Янцзы город «удалился» от побережья на 30 км.

 

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Космический снимок района Шанхая
Город расположен как бы на острове, вдающемся в Восточно-Китайское море и ограниченном с севера эстуарием Янцзы, с юга — заливом Ханчжаувань, а с запада — озером Тайху и цепочкой мелких озер. В этом смысле «остров Шанхай» сродни другим, настоящим и преуспевающим островам, расположенным при входе в гигантский китайский субконтинент, — Тайваню, Сянгану, Аомэню. А если угодно, то под стать и Сингапуру, Занзибару, Бахрейну и другим подобным островам-посредникам (в сущности вечным оффшорам), научившимся держать ключи от континентальных богатств и при этом дистанцироваться от континентальной бедности

* Великий Китайский канал, пересекающий Хуанхэ и Янцзы, соединяет Тяньцзинь и Шанхай (имеет ответвления на Ханчжоу, Пекин и др.). Канал построен в XIII в.

 

Шанхайская улица
Шанхайская улица

 

В старом Шанхае
В старом Шанхае

 

Вид на город от Центрального парка
Вид на город от Центрального парка

 

Ручные тележки, конечно, давно уже не главное транспортное средство в Шанхае, но их еще много на улицах
Ручные тележки, конечно, давно уже не главное транспортное средство в Шанхае, но их еще много на улицах

 

Шанхайская девочка
Шанхайская девочка

 

Вид на набережную реки Хуанпу
Вид на набережную реки Хуанпу

 

Шанхайская кухня
Шанхайская кухня

 

Окраина. Складская зона
Окраина. Складская зона

 

Здание в шанхайском деловом центре
Здание в шанхайском деловом центре

 

Шанхай обновляется. Идет снос старых, хотя еще и пригодных для жилья зданий
Шанхай обновляется. Идет снос старых, хотя еще и пригодных для жилья зданий

 

Общий грузооборот крупнейших портов мира, млн т

3_d.gif (4514 bytes)

Шанхай входит в первую десятку портов мира и по объемам переработки контейнерных грузов.

 

Шанхай грузится, разгружается и строится
Шанхай грузится, разгружается и строится
Фото 90-х годов

 

Велосипедная стоянка у торгового центра
Велосипедная стоянка у торгового центра

 

Шанхайское метро
Шанхайское метро

 

Велосипедные дорожки на некоторых городских магистралях выделены в отдельные полосы проезжей части
Велосипедные дорожки на некоторых городских магистралях выделены в отдельные полосы проезжей части

 

Скульптура перед Дворцом науки
Скульптура перед Дворцом науки

 

Перед музеем
Перед музеем

 

Так будет выглядеть современный сгусток высотных сооружений в Шанхае к 2005 г. (проектный рисунок)
Выделяются силуэты уже существующих телебашни «Жемчужина Востока», небоскреба Джин-Мао и достраиваемого в настоящее время Шанхайского международного финансового центра (с дыркой вверху; как грустно пошутил один географ: чтобы самолеты пролетали, не задевая)

 

Шанхай. Даунтаун
Шанхай. Даунтаун
Космический снимок со спутника IKONOS с интернет-сайта www.spaceimaging.com (см. «География», № 12/2002, с. 21 и др.)
На снимке великолепно видны телебашня «Жемчужина Востока» (внизу), небоскреб Джин-Мао (вверху). Скоро к этой картине добавится и Международный финансовый центр, который станет самым высоким зданием в мире

 

Правительство города ставит задачу превратить Шанхай в один из крупнейших международных финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Не все небоскребы Шанхая парадные и обладают архитектурным своеобразием. Есть и довольно заурядные, типовые жилые высотки
Не все небоскребы Шанхая парадные и обладают архитектурным своеобразием. Есть и довольно заурядные, типовые жилые высотки

 

Джин-Мао в городском пейзаже
Джин-Мао в городском пейзаже

 

Шанхайская телебашня «Жемчужина Востока» —  самая высокая в Азии

Шанхайская телебашня «Жемчужина Востока» — самая высокая в Азии

 

Схема расположения района Пудун
Схема расположения района Пудун

 

Растущие небоскребы Пудуна, сдобренные авангардной уличной скульптурой
Растущие небоскребы Пудуна, сдобренные авангардной уличной скульптурой

 

Пудун — нагромождение стекла и стали
Пудун — нагромождение стекла и стали

 

Профиль (скайлайн) Пудуна
Профиль (скайлайн) Пудуна

 

Эспланада в Пудуне
Эспланада в Пудуне

 

В перспективе Пудун должен представлять собой единый комплекс пяти специализированных зон: торгово-финансовой зоны Луцзяцзуй, экспортно-перерабатывающей зоны Цзиньцяо–Циннинсы, зоны свободной торговли Вайгаоцяо, производственной зоны Чжоуцзяду–Люлу и технопарка Бэйцай–Чжанцзян. Зона Луцзяцзуй становится центральной частью Пудуна. В Вайгаоцяоской беспошлинной зоне приняты меры для расширения беспошлинного складского хозяйства, развития ориентирующейся на внешний рынок обрабатывающей промышленности и увеличения реэкспорта. В Цзиньцяоской зоне обрабатывающей промышленности концентрируются предприятия промышленности с экспортной ориентацией. В Чжанцзяоской зоне по освоению высоких и новейших технологий приоритетно развиваются современная биофармацевтика, микроэлектроника и информационная техника, техника интеграции оптики, электроники и машиностроения. Помимо соответствующих профилю производственных мощностей, в каждой из них будут построены жилые микрорайоны с необходимой социальной инфраструктурой.

Города, особенно крупные, ярче всего отражают облик страны. И если Пекин остается официальной «визитной карточкой» КНР, то современный Шанхай олицетворяет собой новый Китай. Ныне это не только крупнейшая агломерация и ведущий экономический центр КНР, ядро наиболее мощного в стране в хозяйственном отношении Шанхайского экономического района (в него входят приморские провинции Цзянсу, Чжэцзян и Фуцзянь, а также Аньхой и Цзянси), но и свободная экономическая зона с колоссальным иностранным капиталом, национальный «испытательный полигон» в области научных и финансовых технологий, центр большинства экономических и социальных инноваций. Кроме того, это очень привлекательный и необычный город.

Большой Шанхай является городом центрального подчинения и как административная единица включает в себя 15 городских районов и 5 пригородных уездов. За последние полстолетия его административные границы неоднократно изменялись. Их особенно существенное расширение отмечалось в 1958, 1960 и 1980 гг. В результате по сравнению с 1945 г. территория Шанхая увеличилась почти в 10 раз — с 636 км2 до 6340 км2. Город расположен на части аллювиальной равнины нижнего течения р. Янцзы и имеет исключительно выгодное транспортно-географическое положение. Здесь многие наземные пути пересекаются с водными магистралями, ведущими в глубь страны по р. Янцзы и на север — по Великому Китайскому каналу. По морю же обеспечивается связь со всеми портами КНР и многими странами мира.

Шанхай и прилегающие сельские территории находятся в зоне субтропического муссонного климата. Средняя годовая температура в пределах городского района составляет от +12 до +20 °С. Зимой температура может падать до –10 °С, что в сочетании с большой влажностью создает определенный дискомфорт, а летом, наоборот, бывает очень жарко — выше +30 °С. Годовое количество осадков колеблется от 1000 до 1800 мм. Больше всего осадков приходится на летние месяцы, особенно на август; с июня по сентябрь выпадает больше половины годового количества. «Сливовые дожди», идущие в начале лета, оказывают благотворное влияние на всходы риса. Шанхай лежит в пределах обширной территории, получившей в народе название Край риса.

Шанхай — сравнительно молодой город. Он возник на месте небольшого рыбацкого поселка Хуту и получил статус «городской территории» лишь в 1074 г. В 1553 г. в нем насчитывалось 60 тыс. домашних хозяйств, а к 1816 г. проживало около 0,5 млн человек. Бурное развитие Шанхая началось во второй половине XIX в., после завершения «Опиумных» войн, в результате открытия для иностранного капитала ряда территорий приморской части страны. Благодаря реализации выгод географического положения и мощным финансовым инъекциям из-за рубежа, город в сжатые сроки превратился в важнейший торгово-промышленный и транспортный узел страны. Поскольку приморские районы практически не были связаны с внутренними районами из-за отсутствия транспортных коммуникаций, в Шанхае создавались предприятия, ориентированные на переработку импортного сырья и вывоз готовой продукции. К 1947 г. в Шанхае было сконцентрировано около 60% всех промышленных предприятий Китая. И это несмотря на то, что в конце 30-х годов в связи с японской оккупацией и гражданской войной многие текстильные предприятия были переведены их владельцами в Гонконг (Сянган).

Основы заложенной иностранными предпринимателями экономики стали важным фундаментом быстрого демографического и хозяйственного развития города в период социалистического строительства в КНР. Особо поражают удивительные адаптационные возможности и структурная «гибкость» города. Он стал активным участником осуществления всех этапов политики «четырех модернизаций» в китайской экономике, начиная с создания базовых отраслей индустрии, последующих комплексных структурных и технологических их преобразований в режиме активного взаимодействия с иностранным капиталом, организации «специальных экономических зон» и кончая перевооружением промышленности на основе новых технологий в зонах производственного освоения высоких технологий и новой техники или зон экономического и технического развития. В результате за прошедшие десятилетия Шанхай не только сохранил, но, пожалуй, и упрочил позиции неофициальной столицы КНР. Ныне здесь проживает чуть более 1,1% населения страны, но производится около 4,5% ее ВВП, 5% валовой продукции промышленности, примерно 9% экспорта. Большая численность населения, экономическая мощь города, динамично модернизирующаяся бизнес-инфраструктура, традиционная открытость для внешних контактов и активная интеграция в мирохозяйственные процессы свидетельствуют о вполне обоснованных его претензиях на включение в систему «мировых городов».

По численности населения Шанхай еще в 30-е годы ХХ в. обошел Кантон (Гуанчжоу) и поныне остается крупнейшим городом КНР. Более того, на протяжении уже многих десятилетий он входит в первую десятку агломераций мира*. За 1950—2000 гг. демографический потенциал города практически утроился — с 5,3 млн до 14,2 млн человек (табл. 1). Однако динамика роста численности жителей города отличалась большой неравномерностью, резкими перепадами. Прослеживается прямая взаимосвязь темпов прироста населения Шанхая с основными историческими этапами развития страны. Так, в 50-е годы — период первых пятилеток и процесса социалистической индустриализации — численность населения города (как за счет естественного прироста, так и за счет миграции) увеличивалась очень быстро, в среднем на 5% в год. В период «культурной революции» темпы роста людности агломерации резко сократились до 0,5% в год. В 80-е годы — первое десятилетие кардинальных хозяйственных преобразований — они составили 1,0—1,5%, а в 90-е — опять понизились до 0,4—0,9% в год. Последнее тесно связано с взаимоналожением сразу нескольких факторов: демографического эха периода «культурной революции», эффекта проведения государственной политики, ориентированной на создание малодетной семьи, политики городских властей на ограничение притока мигрантов. Но что особенно важно — произошло существенное изменение социально-демографической поведенческой модели людей.

Как отмечают специалисты, Шанхай в последнее время стал социальным полигоном меняющегося Китая со своей новой моралью и эстетикой. Именно здесь появляются, «обкатываются» и приживаются многие, причем далеко не всегда позитивного характера, новшества, затем распространяющиеся по всей стране. Среди последних «достижений» горо-да — массовая уличная проституция и наркомания, рост преступности, эксплуатация детского труда, спекуляция долларами, высокий уровень безработицы среди молодежи и т. д. Значительные изменения моральных устоев и социального поведения молодежи уже официально признаются государственными органами, и проблема широко обсуждается в средствах массовой информации. Как результат изменения среды в Шанхае отмечается наибольшее число разводов и огромное, по китайским меркам, количество неофициальных браков, незарегистрированных семей и «благополучных» одиноких молодых женщин.

Таблица 1
Рост численности населения Шанхая, 1950—2000 гг.

На протяжении последних лет в Шанхае наблюдается естественная убыль населения, что разительно отличает его от прочих административно-территориальных образований страны. Это результат, прежде всего, очень низкой рождаемости и относительно повышенной смертности населения. Если уровень смертности здесь не намного отличается от среднего по стране — 6,8 против 6,5‰, то уровень рождаемости — самый низкий в КНР: ниже среднего по стране более чем в три раза — 5,5 против 16,6‰ (табл. 2). В силу этого в Шанхае самый маленький средний размер семьи — 3,06 человека, то есть супруги и один ребенок, а главным источником, обеспечивающим рост населения города и компенсирующим его естественную убыль, остается миграция. Официальные сведения о масштабах механического движения населения на территории КНР отсутствуют, но по нашим расчетам, ежегодно на постоянное жительство в Шанхай переезжает не менее 250 тыс. человек.

Сложившаяся демографическая обстановка в городе отчасти связана с особенностями половозрастной структуры населения. Среди шанхайцев отмечается некоторое преобладание женщин (1033 на 1000 мужчин), что в целом совершенно нетипично для страны (аналогичная ситуация еще только в четырех административных единицах КНР — провинциях Хэбэй, Цзянсу, Хэнань и в Тибете). Шанхай имеет специфическую возрастную структуру населения — с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп (так называемый «стационарный» тип) и сохраняет безоговорочное лидерство по темпам старения населения. Если в 1990 г. здесь на долю детей в возрасте до 15 лет приходилось 18,4% всех жителей, а людей в возрасте 65 лет и старше — 9,8%, то в 1997 г. уже соответственно — 15,6 и 12,2%. Таким образом, процесс старения населения идет как бы на «встречных курсах» — за счет одновременного сокращения как абсолютного числа, так и удельного веса в структуре населения детей и, наоборот, увеличения когорт пожилых возрастов.

Таблица 2
Некоторые показатели демографического развития Шанхая, 1987—1997 гг., ‰

Подавляющую часть населения Шан-хая — 72,2%, или 10,7 млн человек, — составляют лица в трудоспособном возрасте, причем за счет миграции молодежи из сельской местности их численность и доля в структуре населения постоянно увеличиваются. При этом далеко не всем прибывающим удается быстро трудоустроиться, и многие из них пополняют армию безработных. Согласно оценкам экспертов, число безработных приближается к 2,2 млн человек. По количеству ищущих работу Шанхай занимает одно из первых мест в стране. В экономике города занято свыше 7,7 млн человек, из которых 31,2% трудится в пригородных уездах муниципального образования. В пределах собственно городской территории 58,4% всех работающих сконцентрированы на государственных предприятиях, еще 15,1% приходится на долю кооперативов. На общекитайском фоне Шанхай выделяется особой представительностью сектора частных предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, в котором в 1997 г. были заняты 943 тыс. человек.

Структура занятости населения (табл. 3) хорошо отражает главную функциональную специализацию Шанхая, по праву считающегося «индустриальной столицей» КНР. На предприятиях промышленности города работает свыше 3,1 млн человек, что вполне сопоставимо с величиной занятых в отрасли целых стран (Австралия — 1,1 млн, Канада — 2,1 млн, Польша — 3,1 млн, Таиланд — 3,5 млн, Пакистан — 3,5 млн и др.). Здесь сложилась мощная научно-исследовательская и конструкторская база, представленная несколькими сотнями НИИ, что позволяет создавать новые и все более сложные, наукоемкие производства. Лидерство Шанхая в научно-техническом потенциале во многом обеспечивает высокий уровень как качества продукции, так и общей эффективности промышленности. В городе преобладает изготовление готовой продукции (на нее приходится около 4/5 всего промышленного производства, а на сырье или полуфабрикаты — лишь 1/5), значительная часть которой направляется в другие районы страны или на экспорт.

В отдельные периоды темпы роста экономики Шанхая снижались, уменьшался отрыв по уровню развития от остальных городов и регионов. В первое десятилетие осуществления хозяйственных реформ основное внимание уделялось развитию Южного Китая — провинции Гуандун с городом Гуанчжоу. Преимущество этого региона обеспечивалось близостью поставляющего инвестиции Гонконга (Сянгана). Здесь средний годовой прирост ВВП в 1979—1993 гг. был выше, чем в Шанхае (11,3 против 7,9%). Но затем темпы роста ВВП в городах сравнялись, а во второй половине 90-х годов Шанхай сделал резкий рывок. Это тесно связано с началом создания мощной Пудунской специальной экономической зоны нового поколения, куда устремились крупные западные ТНК. В результате за последнюю пятилетку средние темпы прироста валового производства города составили 11,4%. По данным статистического управления, в 2000 г. среднедушевое валовое производство в Шанхае достигло 4180 долл.(34 600 юаней). Он первым среди административных единиц КНР, не считая Сянгана, Аомэня (Аомыня) и Тайваня**, вошел в число регионов мира со «средним уровнем развития» (среднедушевое производство свыше 4 тыс. долл.). Факторами ускоренного развития Шанхая стали лучшая обеспеченность рыночной инфраструктурой (банковской сетью, биржами и т. п.), наличие крупного морского порта (входит в пятерку крупнейших по грузообороту морских портов мира), разветвленная структура промышленности и, главное, кадры более высокой квалификации.

За последние пятьдесят лет не только многократно увеличились масштабы промышленного производства в Шанхае, но и коренным образом изменилась его структура. Прежде город был одним из ведущих в мире центров текстильного производства. Он и поныне сохраняет мощный блок предприятий легкой промышленности, представленной в первую очередь хлопчатобумажной, швейной, трикотажной, кожевенной, особенно полиграфической и в меньшей степени пищевкусовой отраслями. В 50—60-е годы шанхайский научный потенциал был использован для создания баллистических ракет и авиастроения. В шанхайском промышленном комплексе сложился крупный сектор ВПК, что способствовало освоению высоких технологий. Шанхайская промышленность и возникновение здесь одного из основных центров военных исследований сделали экономику города устойчивой, защитили его от бурь «культурной революции» и подготовили к реформам. Однако главным стало созда-
ние — в процессе социалистической индустриализации — тяжелой промышленности, в которой ведущее положение заняли отрасли «авангардной тройки»: машиностроение, химия и электроэнергетика. На металлургию и машиностроение в середине 90-х годов приходилось около половины всей валовой промышленной продукции города. Большинство отраслей промышленности города имеют специализацию общекитайской значимости. Особенно высок удельный вес Шанхая в национальном станко-, судо-, автомобиле- и тракторостроении, в выпуске бытовой электроники, широкого ассортимента продукции как основной, так и тонкой химии. На сегодняшний день здесь производится, например, более 1/4 всех мощных тракторов, выпускаемых в КНР; 1/5 телевизоров, радиоприемников, часов, фотоаппаратов, химических волокон; свыше 15% грузовых автомобилей, велосипедов, стиральных машин и т. д.

Таблица 3
Распределение занятых по отраслям хозяйства в Шанхае, 1991—1997 гг., %

С учетом большой численности населения и огромных масштабов производства закономерно, что второе место после промышленности в функциональной структуре Шанхая занимает торговля. Ведь важно не только изготовить продукт, но и с прибылью его реализовать. Ныне в этом виде деятельности занято свыше 1,1 млн человек. Из них более 715 тыс. человек работает на 138 тыс. предприятиях розничной торговли, нацеленной на удовлетворение потребительского спроса местного населения. Остальная часть занятых — почти 0,5 млн человек — в значительной мере ориентирована на обеспечение внешних связей города. И это не случайно, ведь Шанхай — признанный центр межрегиональной и международной торговли. Он возглавляет весь Приморский район КНР, который является не только одним из главных поставщиков самой разнообразной продукции за рубеж, но и посредником в сбытовых связях, как между разными районами страны, так и между внутренними территориями Китая и внешним миром.

Оборот внешнеторговых операций города стремительно растет и ныне превышает 30 млрд долл. в год. При этом в последнее время стоимость экспорта и импорта практически равновелика***, а их товарная структура почти на 9/10 представлена готовой промышленной продукцией. На внешний рынок поступает огромный спектр изделий, включая комплектное оборудование, телевизоры, аудио- и видеоаппаратуру, стиральные машины, цветные металлы, ткани и пр. Ввозятся автомобили, мотоциклы, разнообразное оборудование для промышленности, широкая гамма химической продукции. В последнее время особое внимание уделяется внешнеторговым операциям в области новых технологий. В этом направлении Шанхай наладил сотрудничество с партнерами из более чем 40 стран. В различных отраслях, в основном в промышленности, реализуется 395 проектов с участием США, 365 — Японии, 260 — Германии. Вместе с тем предприятия города все активней выходят на внешний рынок технологий с собственной продукцией. На нем, например, весьма популярно комплектное оборудование для цементных заводов единичной мощностью от 700 до 2000 т в сутки, работающее по наиболее эффективному «сухому» способу****. Его уже приобрели Таиланд, Пакистан, Иран и ряд других стран.

География внешней торговли Шанхая весьма широка. По экспортным поставкам он связан с 205, а по импортным — с 90 странами мира. Однако и по экспорту, и по импорту у Шанхая есть явные предпочтения. На первую десятку стран — внешнеторговых партнеров Шанхая приходится около 80% стоимости всего экспорта и 85% импорта. Главный партнер — Япония, на которую замыкается более 30% всего внешнеторгового оборота города. Второе место традиционно занимал Гонконг***** (16% экспорта и 14% импорта). Значителен объем взаимопоставок также с США (15 и 11%), Германией (4 и 12%) и Южной Кореей (4 и 5%).

Почти 99% всего внешнеторгового оборота Шанхая осуществляется морским транспортом. Город является одним из крупнейших портов мира. В рейтинге крупнейших портов мира по общему грузообороту Шанхай занимает пятое место. Ежегодный грузооборот за последние двадцать лет вырос более чем вдвое и в 1998 г. превысил 166 млн т (1980 г. — 84,8 млн т). Он составляет почти 1/5 грузооборота всех портов КНР. Портовый комплекс располагает 238 причалами общей протяженностью 23,7 км, оснащен современной техникой, постоянно расширяется и модернизируется. В нем проходит обработку почти каждая вторая тонна груза из всего грузооборота города (свыше 310 млн т в год). Взаимопоставки с другими регионами страны обеспечиваются в основном автомобильным транспортом (86%), чуть больше 10% — по водным артериям: реке Янцзы и Великому Китайскому каналу. Железнодорожное сообщение наиболее интенсивно по направлению Шанхай—Тяньцзинь. Ежегодный грузообмен между этими городами составляет более 40 млн т, а пассажирооборот — 88 млн человек. В транспортной сфере города заняты 350 тыс. жителей; значительная часть из них обслуживает морской порт.

Хотя Шанхай — мощный транспортный центр, здесь не так остры транспортные проблемы, как, например, в Пекине. В Шанхае практически вдвое меньше автомобильный парк (383 тыс. против 784 тыс.), приблизительно одинакова общая протяженность транспортных магистралей (3,9 тыс. км против 3,3 тыс. км), но заметно больше площадь улично-дорожной сети (в 1,2 раза), которая занимает 42,7 млн м2 территории, и гораздо лучше обеспеченность населения общественным транспортом. Внутригородские перевозки осуществляют 15 тыс. автобусов (почти в 2 раза больше, чем в Пекине) и 1,6 тыс. троллейбусов. К услугам жителей и гостей Шанхая 41 тыс. таксомоторов. В 1997 г. общественным транспортом перевезено 2,7 млрд человек, что в 1,4 раза меньше, чем в Пекине. Приведенные данные говорят о меньшей транспортной мобильности шанхайцев, что косвенно может свидетельствовать о более рациональном размещении в городе мест жительства и приложения труда людей по сравнению с Пекином.

Все более важную роль в экономическом развитии Шанхая играет финансовая сфера. Созданную здесь финансовую структуру эксперты считают высокоэффективной и сопоставимой по надежности с германской. В городе в 1997 г. на основе 40 банков, страховых компаний и 120 иностранных представительств образовано 16 совместных и иностранных финансовых консорциумов. По такому показателю, как объем кредитов на душу населения, Шанхай лидирует, а по депозитам на душу населения уступает только Пекину. Объем фондов 35 финансовых иностранных учреждений в зоне «Пудун» превышает 20 млрд долл., а валютные кредиты превысили в 1999 г. 15 млрд долл. К 2005 г. предполагается еще на 20% повысить долю финансовой отрасли в стоимостном выражении в валовом продукте города. Правительство города ставит задачу превратить Шанхай к 2010 г. в один из крупнейших международных финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

Шанхай в Китае
Шанхай в Китае

В Шанхае находится филиал Академии наук КНР, огромное количество научно-исследовательских учреждений, функционирует 39 вузов и 32 библиотеки. Местная система здравоохранения представлена 6 тысячами медицинских учреждений (в том числе около 500 больниц, в которых насчитывается 70 тыс. коек и работает 150 тыс. чел. медперсонала). В последнее время очень динамично развивается сфера досуга: регулярно проводятся выставки произведений лучших китайских художников и графиков, работает 45 театров, большое количество кинотеатров, рабочих клубов, танцевальных залов. В силу сравнительно короткого историко-культурного пути в Шанхае насчитывается всего лишь 12 музеев (они расположены преимущественно в центре города), но зато очень сильно представлена современная индустрия развлечений. Ее учреждения пользуются особой популярностью среди гостей города. В 1997 г. Шанхай посетили 1,7 млн туристов, в том числе 1,3 млн иностранцев. Достижения города в социальной сфере весьма масштабны. Здесь впервые в Китае организованы фонды по поддержке издания научных работ, изучения иностранных языков, международного бизнеса и даже Всекитайский фонд по поддержке деятельности в области прав человека.

Большой Шанхай — типичная моноцентрическая агломерация. Центральное городское ядро занимает площадь 750 км2 ****** и концентрирует более половины всего населения административной единицы Шанхай — 7,9 млн человек (1991 г.). Его окружает пояс плотнозаселенных (5,8—7,0 тыс. чел./км2) ближних пригородов с многочисленными городами-спутниками. Третье кольцо агломерации представлено сельской периферией с плотностью населения 600—1000 чел./км2. Неповторима внутренняя организация собственно города, которая разительно сочетает в себе, с одной стороны, воплощение последних достижений архитектуры и градопланировки, а с другой — старую хаотичную застройку начала XX века. Не случайно название Шанхая стало нарицательным, символизируя беспорядочное нагромождение огромного количества бедняцких жилых построек.

Старый Шанхай не представлял собой целостного архитектурного ансамбля и был разделен на три зоны присутствия иностранного капитала. Только после 1949 г. раздробленное «тело» города было объединено общей транспортной системой и коммунальной инфраструктурой. В период индустриализации в городе возникли три мощных промышленных района: Западный (текстильное производство, металлообработка, радиотехника, производство часов), Восточный (хлопчатобумажная, табачная промышленность, электротехника, электроника, химия) и Южный (судостроение и металлургия); есть также два промышленных узла в городах-спутниках — Усуне (металлургический комбинат Баошань, трубопрокатный и тракторостроительный заводы, станкостроительные предприятия и завод дизельных двигателей) и Миньхане (электротехническое машиностроение и электрохимия).

Ныне Шанхай выделяется самой высокой в Китае концентрацией офисов различных фирм, в том числе крупнейших мировых транснациональных корпораций, наличием роскошных зданий отелей, входящих в мировые гостиничные цепи, огромными магазинами, поражающими изобилием товаров. Именно здесь находится более четверти из возведенных в Китае 100 самых высоких зданий, самая высокая в Азии телебашня «Жемчужина Востока» высотой 468 м, ставшая символом города, самый длинный в мире Наньпуский подвесной мост через реку Хуанпу. В этом году должен быть сдан в эксплуатацию высочайший в мире небоскреб Шанхайского международного финансового центра.

Для географов особый интерес представляет богатый опыт Шанхая по созданию новых «полюсов экономического роста». К их числу относятся зоны технологического развития Хунцяо, а также Миньхан и Цаохэцзин, расположенные в восточной части города. Последний и самый впечатляющий по масштабам проект — поэтапная организация специального района Пудун, призванного разгрузить на новом технологическом уровне промышленно-производственную базу города и стать новым деловым центром. Правительство КНР предоставило району Пудун гораздо более широкие льготы по сравнению со специальными экономическими зонами******* и зонами экономического и технического развития (например, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, торгово-промышленного и подоходного налогов, упрощение системы лицензирования экспорта и импорта и т. д.). Так, на его территории государство разрешило иностранным инвесторам создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты и другие предприятия третичного сектора, разрешено также открыть в Шанхае фондовую биржу и организовать выпуск акций.

Пудун расположен на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая. Он занимает площадь 350 км2 и является частью уезда Чуаньша, входящего в состав Шанхая. Создание этого района рассчитано на превращение Шанхая в один из центров мировой экономики, финансов и торговли при использовании преимуществ его географического положения, интеллектуального и экономического потенциала. Уже ныне здесь зарегистрировано около 5000 предприятий с участием иностранного капитала, в том числе несколько сот предприятий с капиталом крупнейших ТНК мира. Ежегодный прирост ВВП Пудунской зоны составляет 20%, что значительно выше среднекитайских показателей; отмечаются самые высокие доходы на каждого работающего и наиболее развитая рыночная инфраструктура производства и управления во всем Китае. Экономическое развитие нового района привело к существенным изменениям в облике города. Более 1000 предприятий Шанхая перемещено в загородные районы. Еще несколько сотен экологически рискованных предприятий преобразуются в предприятия сферы обслуживания.

Большое значение в Пудуне придается развитию научно-технологической сферы: лишь за 1997—1998 гг. в ней появилось около 100 новых отраслевых НИИ и технологических центров по самым актуальным направлениям науки с привлечением научных кадров не только со всех регионов Китая, но и со всех развитых стран мира. Научно-технологический парк «Цаохэцзин» района Пудун имеет, по оценкам экспертов, самые высокие в Китае достижения в области новых и высоких технологий, служит базой для создания новых исследовательских центров Китая и является самым интенсивным потребителем иностранных инвестиций в области научных ноу-хау и технологий.

Более 170 высших учебных заведений КНР совместно создали в научно-технологическом парке «Цаохэцзин» Китайскую акционерную компанию по высоким технологиям, которая ежегодно предлагает предприятиям Китая более 6000 прикладных научно-технических достижений и изобретений. С участием данной компании на базе шанхайского Политехнического института «Цзяотун» и шанхайского филиала Академии наук КНР учрежден первый в Китае Институт достижений науки и техники. В институте три факультета: технико-биологический, биомедицинской инженерии, экологической инженерии и окружающей среды, а также четыре исследовательских центра: молекулярной генетики, биомедицинского приборостроения, использования научно-технических достижений в целях охраны здоровья, изучения экологических проблем.

Шанхай стремительно растет и совершенствуется. Он олицетворяет собой новый Китай, который, как губка, впитывает в себя все новейшие достижения научно-технического прогресса и стремится максимально эффективно использовать все новые выходы на ресурсы и рынки, открывающиеся в условиях процесса глобализации. Именно Шанхай одним из первых в КНР вписался в созвездие связанных между собой в общепланетарном масштабе городов, которое часто именуют «архипелагом городов». Успешная реализация возможностей в форматах глобальной сети городов с учетом огромного демографического и экономического потенциала города и особой его привлекательности для иностранного капитала дает большие шансы Шанхаю на вхождение уже в ближайшее время в элиту мировых городов.

В публикации использованы фотографии Майкла Конноли с интернет-сайта http://shanghai-shanghai.net/galleryphp.

* См.: В.М. Харитонов. Крупнейшие города Земли на пороге третьего тысячелетия//География, № 5/99, с. 2. — Здесь и далее, если не указано иное, прим. ред.
** Китайцы считают о. Тайвань юридически своим.
*** Однако по тоннажу экспортные товары заметно уступают. Так, по имеющимся данным, в 1996 г. на долю импорта приходилось 62% во всем внешнеторговом грузообороте города (26,9 млн т). — Прим. авт.
**** Об устаревающем «мокром» и современном «сухом» способах производства цемента см., в частности: Кто завладел нашей цементной промышленностью//География, № 44/2001, с. 30.
***** Ныне Сянган (Гонконг) — де-юре и де-факто часть Китая, особый административный район.
******* См.: Е.Н. Самбурова. Специальные экономические зоны Китая//География, № 34/99, с. 12.