Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2002

Методические материалы

Из докладов, представленных на Дне учителя географии
8 апреля в Московском городском доме учителя

Пространства России

Комплексный подход

Н.Ю. МАЕРОВА
учитель географии СШ № 1289, г. Москва

Банкетный зал Московского городского дома учителя.Банкетный зал Московского городского дома учителя. Круглый стол по проблемам изучения географии России.
За столом слева направо: автор статьи Н.Ю. Маерова, главный редактор газеты О.Н. Коротова, авторы учебников А.И. Алексеев, В.П. Дронов, Е.Л. Плисецкий
Фото Е.И. Крылова

Сколько ни размышляй о комплексном подходе — пока сама не попробуешь, трудно ощутить его прелесть и сложность.

Первая особенность — это море информации. С одной стороны, наслаждаешься ее широтой, глубиной, новизной, логичностью, с другой стороны, существует опасность утонуть в ее бесконечности. Ведь невозможно выгородить Россию из природы всей Земли, отделить ее от мирового хозяйства, рассматривать вне цивилизаций, ее необходимо давать вместе со всем миром. Да и сама Земля — часть Солнечной системы и во многом зависит от нашей звезды, которая в свою очередь испытывает влияние галактики и всей Вселенной.

Встает задача не просто отобрать материал, но и структурировать его. Например, на первом уроке по теме «Пространства России» мы определяем, что такое территория государства, и пытаемся перечислить ее характеристики — размер, форма, географическое положение (ГП), границы и т. д., — а затем пробуем установить: что главное, что второстепенное, какие связи существуют между этими характеристиками.

Каждый школьник, используя карточки с названиями тем, ищет свою логику построения материала. Она может быть разной.

Можно идти от темы к теме линейно:

7_2.gif (4315 bytes)

формирование территории --> размеры территории --> географическое положение --> границы территории --> часовые пояса

Можно каждый раз отталкиваться от важного элемента, связанного со всеми остальными прямыми связями:

Из предложенных ребятами вариантов после обсуждения учитель может выбрать тот, который больше всего подходит для данного класса, и составить планирование, которое на следующем уроке будет роздано учащимся.

Планирование темы

7_3.gif (1468 bytes)

На уроках необходимо иметь:

  • планирование

  • атлас, контурные карты (к/к)

  • учебник* (один на парту)

  • ручку, простой карандаш, ластик, штрих, фломастеры

тема урока работа в классе дата домашнее задание

1

Введение. География России схема 8.1 (+1) прочитайте с. 28—33 учебника

2

Формирование территории России таблица 8.2 (+1) проанализируйте более 5 выпусков новостей (+1)

3

Пространства России (их структура)

4

Размеры России таблица 8.4 (+1) прочитайте с. 12—18 учебника

5

Географическое положение России к/к на к/к подпишите: крайние точки РФ, моря, омывающие Россию

6

Моря, омывающие РФ к/к прочитайте с. 19—23 учебника, подпишите страны-соседи РФ

7

Границы РФ самостоятельная работа ...

8

Оборонный потенциал России сообщения

9

Россия на карте часовых поясов задачи 8.9 (+1) решите задачи на листе

10

Урок повторения по теме “Пространства России” проверочная работа ... придумайте образ “Пространства РФ”

11

Урок обобщения знаний по теме “Пространства России” прочитайте с. 7—10, 40 учебника

За работы, выделенные курсивом, выставляется оценка Работа в классе и дома, оценка ...

________________________________________________

подпись учителя подпись родителей

 

После изучения темы необходимо знать:

  • площадь РФ, ее долю в территории мира

  • население РФ, его долю в населении мира

  • крайние точки РФ

  • страны, граничащие с РФ (см. таблицу на с. 16–17)

  • моря, омывающие РФ

  • особенности географического положения РФ

  • примеры изменения географического положения во времени

  • главные направления освоения пространств России

  • поясное, декретное, летнее время, линию перемены дат


* География России: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. А.И. Алексеева: в 2-х кн. кн. 1: Природа и население. 8 кл. — М.: Дрофа, 2001.

 

Нащупывая структуру всей темы или одного урока, волей-неволей находишь огромное количество связей: логических и ассоциативных, прямых и обратных, устойчивых и неустойчивых, внутренних и внешних, частных и универсальных — в этом проявляется суть комплексности.

Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность, сочетание объектов, действий, явлений, предметов, свойств и т. д., тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое.

Взаимосвязанность информации — главная особенность комплексного подхода.

На первом же уроке мы ищем, какая из характеристик территории самая важная. Ошибиться невозможно — ГП. И сразу же пробуем восстановить связи: как ГП влияет на природу через тектоническое, орографическое, климатическое и другие виды ГП, как влияет на расселение людей, их образ жизни.

На последующих уроках мы говорим о степени влияния территории на жизнь людей, о ее изменении во времени и о влиянии самого общества, его экономики на состояние природы.

Интегрирование важно не только внутри самой географии (физической, социальной, экономической, политической и др.), но и с историей, философией, социологией, психологией, культурологией, другими науками, а также с искусством и религией.

На уроке обобщения знаний, когда речь пойдет о пространстве и времени — двух характеристиках, определяющих бытие человека, важно показать, что и пространство, и время бывают разные.

Есть время бабочки-однодневки, есть время ворона, живущего 300 лет, есть время планеты, измеряемое в миллиардах лет, есть время Вселенной, жизнь, которой достоверно никто не знает. Есть время человека. Оно тоже очень разное. Можно говорить о средней продолжительности жизни, можно — об осознанном отношении к своему времени, можно — о линейном течении событий (от прошлого через настоящее к будущему).

Пространства тоже бывают разные: очень трудно сравнить мир электрона с миром Вселенной, даже у живых организмов мера воспринятого ими может отличаться в тысячи раз: пространство у птицы — одно, у гриба — другое, у клетки — третье. Совсем удивительное пространство у человека: с помощью специального телескопа можно увидеть «невидимые» миры, с помощью расчетов — установить центр Галактики, вокруг которого движется наша звезда. С помощью тех же расчетов можно заглянуть в мир элементарных частиц, а микроскоп поможет наблюдать за клеточными превращениями. Помимо общечеловеческого освоенного пространства есть пространство каждого из нас: то, где мы живем (квартира или дом, город или село...), то, где мы бывали сами, то, что можем себе представить, есть пространство сна и, быть может, другой мир после смерти. Человеческое пространство трехмерно, а существуют ли многомерные пространства?..

Так что же такое время и что такое пространство? Разговор можно продолжить на конференции, а можно написать и защитить на эту тему реферат.

К сожалению, некоторым важным, на мой взгляд, темам в наших учебниках уделяется мало внимания. Например, размерам нашей страны: «Россия — самое большое по площади государство мира... площадь России составляет 17,1 млн км2. Это почти равно площади Южной Америки. Не только отдельные государства, но даже целые материки — Австралия и Антарктида — имеют меньшую площадь, чем Россия». И — все! А ведь наши пространства — наше богатство. Сейчас землю стали продавать, сдавать в аренду, она превратилась в товар (во все времена ценилась недвижимость и прежде всего — земля). Чаще стали появляться высказывания, что у нас слишком много земли, что нам трудно хозяйствовать на такой огромной площади, что, если бы не было земель за Уралом, наша страна давно бы встала на путь интенсивного развития и т. д.

Все эти проблемы необходимо обсуждать с детьми. На уроке, посвященном размерам России, мы пытаемся познакомиться с как можно большим количеством точек зрения, рассмотреть проблемы и преимущества больших территорий.

Площадь России = 17 млн км2 = 11% обитаемой суши = 1-е место в мире (таблица на с. 18).

Население России = 145 млн чел. = 2,7% жителей планеты = 7-е место в мире.

 

Страны — соседи Российской Федерации

Файл PDF (33 kb). Просмотр возможен в Adobe Acrobat

 

Мнение: в такой огромной стране, как Россия, жить ...., потому что ....

 

Анализируем, сопоставляем, доказываем, пытаемся разобраться, а в конце урока звучат строки Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить...

Почему «умом Россию не понять»? Почему нельзя измерить общим аршином? А другие страны можно мерить общим аршином? Суждения самые разные, потому что у каждого свои отношения с родиной, свой образ территории, свое представление о других странах.

Можно сравнить Россию с другими странами-гигантами, посмотреть, одинаковы ли проблемы освоения территории, можно сопоставить страны самые большие и самые маленькие по размерам территории (см. с. 11–12). Порой проблемы одних стран становятся преимуществами других.

 

При традиционном покомпонентном подходе мы изучаем нашу Землю как бы со стороны и рассматриваем ее по отдельным частям:

в 6-м классе — литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера и только потом говорим о природном комплексе, в котором все взаимосвязано (но дети-то выучили уже все отдельно, знания по разным оболочкам лежат на разных полочках);

в 7-м и 8-м классах — изучение территорий по отдельным пунктам унифицированного плана;

в 9-м классе — вновь раздельный отраслевой подход.

При комплексном обучении мы сами находимся как бы внутри этого целого, испытываем его влияние и многими нитями (а может быть, и канатами) связаны с земными пространствами: во-первых, они влияют на нас; во-вторых, мы влияем на них.

Но самое главное — мы осваиваем российское пространство своим сердцем, разумом. Каково это пространство у каждого ребенка? Где находятся крайние точки, в которых за свои 14 лет успел побывать восьмиклассник? А если нанести их на карту, какие территории мы увидим? Как далеки они от крайних точек РФ? Можно ли расширить пространство, мысленно побывав на крайних точках?

К сожалению, мало материала, который бы помог сформировать целостный образ экстремальных точек. В нашем распоряжении есть описания мыса Дежнева, Балтийской косы, мыса Челюскина. Нет художественно-географического описания и видов мыса Флигели и южной точки близ г. Базардюзю. Нам приходится представлять ее самим и рисовать.

На каждом уроке проявляются наши личные связи с российским пространством: вспоминаем уже пережитое, увиденное, постигаем прошлое России, ее и свое настоящее, набираем знания и опыт поиска решений для будущего.

Как по комплексной программе и по комплексным учебникам преподавать географию?

Прежде всего, какие первоочередные задачи встанут пред учителем?

1. Научить умению работать с информацией:

— искать, отбирать, структурировать;
— анализировать;
— синтезировать знания;
— запоминать;
— применять и др.

2. Научить умению работать с различными источниками информации: научной и художественной литературой, интернетом, картами, произведениями искусства, периодической печатью, СМИ; проводить опросы-исследования и т. д.

3. Научить умению давать комплексные и проблемные характеристики.

4. Научить коммуникативным умениям. Анализ информации, поиск связей, попытки решения проблем невозможны без обсуждения, высказывания различных точек зрения, а для этого необходима групповая, коллективная или парная форма работы. Умениям слушать и слышать, понимать точку зрения другого, высказывать и отстаивать свое мнение необходимо учиться.

Чтобы освоить эти умения необходимо заинтересовать учащихся либо личностно значимой информацией, либо интересными фактами, либо нерешенными задачами, проблемами, конфликтами и др. Поэтому основными методическими приемами, на мой взгляд, будут проблемное обучение и личностно ориентированный подход.

Ставить и пытаться решать проблемы, находить компромиссы помогут:

— поисковая и исследовательская деятельность (работа по анализу проблемных участков российской границы, когда из многих характеристик надо выбрать существенные и предложить подходы к решению пограничных проблем и др.);

— сравнительный метод (работа по сравнению стран-гигантов и стран-карликов, проблемы использования морей, омывающих РФ, и др.);

— исторический подход (работа по поиску геополитических целей России на каждом этапе формирования ее территории и др.);

— актуальность изучаемой темы (не только актуальность самой информации, но и ее значимость для каждого ребенка (Зачем мне это надо знать? Как эти знания мне могут пригодиться?).

Таковы основные методы и формы работы, которые помогают моим ученикам и мне освоить комплексное содержание курса «География России». Сама я получила свободу выбора, свободу творчества, наслаждение постоянным поиском информации, связыванием ее в единое целое.