Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2002

Место в регионе

В центре Европы

С.Н. Раковский

Рейн — крупнейшая транспортная артерия Германии
Рейн — крупнейшая транспортная артерия Германии

 

Железнодорожный вокзал в Лейпциге — крупнейший в Европе (26 путей)
Железнодорожный вокзал в Лейпциге — крупнейший в Европе (26 путей)
Фото Е.В. Баранчикова
Панорама германских Альп
Панорама германских Альп

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта по изучению немецкого языка онлайн 5german.com. Язык великих Шиллера и Гете, Гейне и Шопенгауера, официальный и рабочий язык многих международных организаций, язык, на котором говорят Германия, Бельгия, Люксембург, Швейцврия и Австрия, очень скоро станет понятным и близким, если Вы начнете изучать его с преподавателями 5german.com. Все, что нужно для того, чтобы начать учить немецкий язык, — компьютер с доступом в интернет и Скайп. Заходите на сайт http://5german.com, записывайтесь на бесплатный пробный урок и начинайте учить немецкий язык или или продолжайте совершенствоваться свое владение им. Всего несколько часов занятий в неделю, настоящее желание овладеть немецким и уже через несколько месяцев Вы сможете поразить своих знакомых и друзей переводом песен Rammstein, Tokio Hotel, Оomph!, Lacrimosa, Hanzel Und Gretyl, DORN, Scorpions, а может начнете читать Фауста в оригинале.

При широте международных связей Германии и открытом характере ее рыночной экономики все же место этой страны — именно в центре Европы.

Германия занимает центральное географическое положение в зарубежной Европе. Она протянулась как бы «поперек Европы» с севера на юг на 876 км — от Северного моря до Австрийских Альп и на 640 км с запада на восток — от Франции до Польши (пограничного Одера). На севере Германия выходит к Северному и Балтийскому морям, соединенным внутри страны коротким (всего 99 км) и удобным международным Кильским каналом. Крупные реки текут в основном в соответствии с общим уклоном рельефа на север, к морям, лишь Дунай — на восток, в широтном направлении, но и он наконец-то в 1992 г. был соединен судоходным каналом с Рейном через Майн. Многочисленные другие каналы как широтного, так и меридионального направлений образуют вместе с реками самую густую в Европе сеть водных путей.

В окружении ФРГ — 9 соседей, больше, чем у любой другой страны в Европе. На ее территории пересекаются важнейшие кратчайшие пути — железные дороги, автострады, по рекам и каналам, над ней — авиационные из Северной Европы к Средиземноморью, из Западной Европы в Восточную, на юго-восток, на Балканский полуостров и к Черноморским проливам, далее в Западную Азию. К этой сложнейшей сети инфраструктуры после Второй мировой войны, особенно в последние десятилетия, добавилось густое переплетение линий электропередач, нефте- и газопроводов. На каждый квадратный километр земли в Германии в среднем приходится 2 км протяженности коммуникаций! Кажется, ни в одной стране мира, сравнимой по площади с Германией, нет такой сверхвысокой плотности транспортной сети.

Фактически все государства, окружающие Германию, ядро Европейского Союза, — высокоразвитые; 2/3 из них — члены ЕС. Уровень их экономического развития подтверждает хотя бы такой важный показатель, как ВВП на душу населения (в 1999 г., по данным ООН, в тыс. долл., округленно): Дания — 26, Нидерланды — 24, Бельгия — 26, Люксембург — 41, Франция — 23, Швейцария — 29, Австрия — 25, лишь бывшие члены СЭВ — заметно меньше: Чехия (прежде Чехословакия) — 13, Польша — 8; у самой же ФРГ — 24. Через территорию Германии и всю ее производственную, а также иные системы осуществляют самые разнообразные связи как соседи ФРГ друг с другом, так и многие более дальние страны. Изо дня в день круглые сутки через страну во всех направлениях идет мощный поток всевозможных грузов, товаров, энергии и, разумеется, людей, как в саму Германию с различными целями, так и транзитных пассажиров, в том числе иностранных туристов. Где еще в мире есть такой колоссальный «вал» всего и вся? Может быть, лишь на северо-востоке и севере США, вокруг Нью-Йорка, Чикаго.

ФРГ очень трудно полностью и вовремя перерабатывать, «переваривать» все, что проходит через ее территорию. Однако страна справляется с этим, получая огромные доходы. Будучи высокоразвитой и более сильной страной, чем ее соседи, тоже отнюдь не бедные, Германия нередко использует самые широкие экономические и иные связи с ними в свою пользу. ФРГ очень расчетливо, так сказать, по-немецки, с выгодой для себя реализует и другие особенности своего географического положения, компенсируя в то же время определенные его минусы. Так, Германия имеет менее удобное морское побережье, чем ее соседи: моря мелководные, лишь один порт — специально переоборудованный Вильгельмсхафен — способен принимать супертанкеры; конфигурация морских границ такова, что берега как бы зажаты зонами других стран; эстуарии рек глубоко вдаются в сушу: от взморья до порта Гамбург по Эльбе — 130 км. Зато на ФРГ в наибольшей мере работает расположенный в устье Рейна самый крупный порт в Европе, второй на земном шаре — нидерландский Роттердам*. Рейн же со своими притоками, а также каналами имеет бассейн, охватывающий едва ли не всю западную половину страны.

В Рурском бассейне, при впадении Рура в Рейн, расположен Дуйсбург — крупнейший металлургический центр зарубежной Европы и одновременно самый большой речной порт мира, превосходящий по грузообороту большинство морских портов Европы. Рейн — международная река, по которой перевозят грузы суда десятков стран мира, пользуясь при этом определенными льготами правительства ФРГ. Ныне, когда очень резко упали перевозки по Волге и Дунаю, грузооборот по Рейну — первый в Европе, к выгоде прежде всего Германии, а также и других стран ЕС. При дележе экономических зон Северного моря ФРГ досталось лишь около 25 тыс. км2 шельфа, а Дании — почти 57 тыс. км2, Нидерландам — 61 тыс. км2. Германии остается лишь с завистью смотреть на богатые нефтью и газом прибрежные зоны Норвегии и Великобритании. Зато рядом, в соседних Нидерландах, после Второй мировой войны были открыты месторождения нефти и, что особенно важно, — огромные запасы природного газа, который почти сразу же начала получать ФРГ. Еще больше газа поступает из далекой Западной Сибири с середины 70-х годов и до сих пор, в первую очередь благодаря межгосударственной (ФРГ—СССР) долгосрочной сделке «Газ—Трубы». Наряду с нефтью и газом основную часть необходимого для промышленности природного сырья Германия получает за счет импорта отовсюду: от соседей — членов ЕС до Канады, Чили, Южной Африки и Австралии.


* Более полувека он был первым в мире, уступив первенство Сингапуру лишь в последние 2—3 года.