Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2002

Партнерство

Внешняя торговля.
Специализированные ярмарки-выставки

С.Н. Раковский

Специализированная промышленная ярмарка в Ганновере
Специализированная промышленная ярмарка в Ганновере

 

51_02.jpg (8678 bytes)

Лейпциг — традиционное место ярмарок

 

В Германии есть что посмотреть: удивительно разнообразная природа при относительно некрупных размерах территории страны, множество заботливо охраняемых исторических памятников, интересные с различных точек зрения города и т. д. Это привлекает иностранных туристов. В 1999 г. их было 15,8 млн чел., что принесло дополнительные доходы экономике. Однако (и это уже другая тема) у Германии нет пляжей на теплых морях, субтропиков с их привлекательностью. У нее и не столь живописная и мирная история, особенно тяжелая в ХХ веке, то есть на памяти нынешних поколений. Поэтому ей трудно тягаться с лидерами иностранного туризма в Европе: Францией, которую посетили (в том же 1999 году) 67,3 млн туристов, Испанией — 43,3 млн, Италией — 34,1 млн, Великобританией — 25,5 млн чел.; даже в Польше их было 19,5 млн, а в Чехии — 16,8 млн чел.

Уровнем развития, характером и структурой экономики Германии определяются ее международные связи, прежде всего внешняя торговля. Германия торгует почти со всеми странами мира. В целом же 70—75% торговли (по стоимости) приходится на Европу, 10—15% — на Азиатско-Тихоокеанский регион (включая Австралию), около 8% на Северную Америку и по 2% на Латинскую Америку и Африку. Главными адресатами германского экспорта в конце XX в. (1999 г.) были: Франция — 11,1%, Великобритания — 8,6, Италия — 7,4, Нидерланды — 6,8, Бельгия и Люксембург — 5,7, всего же страны ЕС — 56,4%, кроме того: США — 9,4%, Япония — 1,9%. Импорт шел также в основном из ЕС — 53,7%, в том числе из Франции — 11,1%, Италии — 7,8, Нидерландов — 7,7, Великобритании — 6,8, Бельгии и Люксембурга — 5,6, а также из США — 8,3, Японии — 5%. При постоянно положительном сальдо внешней торговли в целом, как и с большинством стран, в торговле с Японией Германия уже много лет имеет резко отрицательный баланс — вдвое и больше. Это объясняется покупкой у Японии некоторых дорогих изделий электроники, в развитии которой, как известно, преуспевает именно эта страна.

В экспорте ФРГ преобладают изделия металлообрабатывающей промышленности (в самом широком понимании) — 59—60% в 1999—2000 г., затем химической — 16%, других отраслей обрабатывающей промышленности — 6%; вывозят также некоторые продукты питания, сырье, каменный уголь. Экспортируют электроэнергию (по проводам) в соседние страны — около 40 млрд кВт•ч в год, но фактически столько же и импортируют. В импорте основную долю (и по номенклатуре, и по стоимости) составляют топливо и другое самое различное сырье, химикалии, полуфабрикаты, продукты питания, но в последние десятилетия, в связи с интеграцией в ЕС, также машины и оборудование. При этом некоторые страны ЕС стремятся к сбалансированной торговле (например, Франция, Италия, Бельгия и Люксембург, Швеция и Дания).

Торгово-экономические отношения ФРГ с Россией занимают скромное место в общем объеме ее внешней торговли. Однако для России Германия остается главным торговым и финансовым партнером среди всех стран дальнего зарубежья: на долю Германии (в 1998—1999 гг.) приходилось примерно 18% стоимости оборота внешней торговли РФ с этими странами и около 30% объема финансовых обязательств России по отношению к ним. Из ФРГ Россия получает около 40% всего импорта машин и оборудования, 33% кожаной обуви, 18% медикаментов, 12% мяса и мясопродуктов. Доля России в импорте ФРГ в целом составляет всего-то около 1,5%. Однако это почти 45% германского импорта природного газа, 25% — нефти, 40% антрацита, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных цветных металлов и т. д.

Внешнюю (как и внутреннюю) торговлю Германии серьезно «подпирают», подкрепляют, расширяют торговые ярмарки, особенно регулярные международные. Они стали очень важным элементом экономики в германских государствах еще с раннего средневековья и продолжают традиции поныне. Лейпцигская ярмарка впервые упомянута в летописях в 1165 г. (в 1965 г. в ГДР отметили ее 800-летие), но стала явно процветать с 1507 г., когда император Максимилиан предоставил ей особые привилегии. Еще ранее, в 1240 г., император Фридрих II наделил ярмарочной привилегией Франкфурт-на-Майне. Продолжают действовать поныне и возникшие в разное время ярмарки в Берлине, Дюссельдорфе, Эссене, Гамбурге, Кёльне, Мюнхене, Нюрнберге, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, Оффенбахе и в десятках других городов. Ни в одной другой стране мира нет такого числа ярмарочных городов и многовековых ярмарочных традиций, как в Германии.

В последние десятилетия торговые ярмарки, прежде всего в Германии, серьезно изменили свой характер: вместо универсальных они стали специализированными ярмарками-выставками. Так, в 1947 г. ФРГ учредила в противовес Лейпцигской торговой ярмарке в ГДР, тогда крупнейшей в мире, фактически универсальной (весной — показ техники, осенью — товаров народного потребления), — специализированную промышленную ярмарку в Ганновере. При поддержке правительства и монополий она очень быстро стала самой большой промышленной ярмаркой в мире, притом по всем показателям. Ганноверу было предоставлено право провести «ЭКСПО-2000» под девизом «Человек — природа — техника». Эту всемирную выставку в течение пяти месяцев посетило свыше 18 млн человек. В ней приняли участие 155 стран, 17 международных организаций и 20 глобальных, в том числе ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др., — так много, как никогда прежде в «ЭКСПО». Во Франкфурте-на-Майне ежегодно проводятся международные ярмарки-выставки отдельно товаров широкого потребления; изделий швейной промышленности; книжная ярмарка (издавна считающаяся самой крупной книжной ярмаркой в мире, что признано теперь и ЮНЕСКО); Международная автомобильная ярмарка, конечно же, одна из самых посещаемых и популярных ныне; раз в два года — «Сантехника — отопление — кондиционеры»; в соседнем Оффенбахе всегда в конце лета — обширная ярмарка модных кожаных изделий для осени и зимы (Оффенбах — первый в Германии центр кожевенной индустрии). В Кёльне проводят ярмарки (так же отдельно и в разные сроки): продовольствия, фото- и кинотоваров, мебели, произведений искусства, бытовых товаров, велосипедов и мотоциклов. Популярными стали ярмарки в Берлине: «Зеленая неделя» (сельское хозяйство и пищевая промышленность), Международная биржа туризма, авиационной и космической техники, Международная выставка радио. В городке Фридрихсхафен, что на берегу Боденского озера, — регулярные выставки-ярмарки авиации. Мюнхен специализировался на международных выставках-ярмарках строительных машин, ремесел, а также спортивных товаров, Дюссельдорф — на ярмарках печатного дела и производства бумаги, пластмассовых изделий, измерительной техники и автоматики; несколько раз в году там проводится выставка моды. Ярмарка игрушек в Нюрнберге известна с давних пор как популярнейшая в мире.

А в вольном ганзейском городе Бремене (как он гордо называет себя с 1806 г.), известном и своими музыкантами, уже более 960 лет действует Бременская ярмарка — балаган под открытым небом, одна из крупнейших в Германии.

Ныне в Германии проводятся 2/3 из почти 150 ежегодных международных ярмарок в мире. Они привлекают в ФРГ миллионы посетителей, приносят стране большие доходы и создают ей многостороннюю рекламу.

ФРГ активно действует и за рубежом. Ежегодно 5—5,5 тыс. фирм при поддержке правительства организуют ярмарки-выставки по самому широкому ассортименту товаров и изделий. К этому надо добавить еще до 200—250 региональных (по землям) ярмарок внутри страны, не считая множества мелких, периодически возникающих почти повсеместно. Это считается, так сказать, в порядке вещей и неизменно оживляет экономическую жизнь.