Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2002

Официально

Министерство образования Российской Федерации
(Минобразования России)

Департамент общего образования

№ 13-51-74/13 от 13.06.2002 г.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого необходима и уже проводится серьезная перестройка содержания школьной географии и создаются новые комплексно-страноведческие курсы по этой учебной дисциплине. При изучении географии в современных условиях особое внимание рекомендуется уделять страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предлагает следующую логику построения предмета: землеведение — страноведение — география России (отечествоведение) — география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний.

Современная география комплексно рассматривает среду обитания человечества, используя при этом системный географический подход к познанию окружающего мира. Содержание школьной географии также нуждается в дальнейшем «очеловечивании» и интеграции содержания физической и социально-экономической географии в единых страноведческих курсах.

Комплексное страноведение создает надежный фундамент целостной географии, служит ядром всестороннего изучения отдельных территорий мира.

Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. Такие подходы к содержанию географического образования согласуются с основной идеей 29-го Географического конгресса Международного географического союза — «Жизнь в многообразии» (Сеул, август 2000 г.).

Комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Содержание географического образования отличается широким спектром своего воспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально. Очень важно использовать на уроках географии данные из смежных наук (астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека и природы.

Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, помогает учащимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии необходимо поставить человека, народы материков и стран, их образ жизни, материальную и духовную культуру, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов.

Выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Известно, что новое рождается в недрах старого. Это подтверждено в структуре и содержании программ по географии для общеобразовательных учреждений. В сборнике программно-методических материалов Министерства образования «География. 6—9 классы» (М.: Дрофа, 1998, 2000) программы по географии уже содержат достаточно большой объем страноведческих знаний. В обязательном минимуме содержания основного общего образования по географии уже присутствует раздел под названием «Страноведение».

Создана экспериментальная учебная программа и новые учебники географии для 6—7-го и 8—9-го классов, выпущенные издательствами «Баласс», «Дрофа». С целью оказания помощи учителям, реализующим комплексный страноведческий подход при изучении географии, подготовлены и новые средства обучения (комплексные социально-экономические карты, слайд-альбомы, мультимедийные учебники, видеофильмы и др.). Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации рекомендует постепенный переход к новому содержанию школьного географического образования в тех территориях, где к настоящему времени созданы для этого все необходимые условия.

Руководитель Департамента общего образования
А.В. Баранников