Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2002

Международные организации

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Сведения о международном форуме

У.В. Мизеровская

Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.

В 1989 г. была образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Несмотря на некоторую противоречивость и несмолкающие споры об эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в мире. Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

 

1. История возникновения

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

Однако ни одна из этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).

 

2. Состав и значение

Эмблема АТЭСЭмблема АТЭС

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг)1, КНР и о. Тайвань2, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды.

Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

За 1990—2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.

 

3. Развитие

Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС в Брунее в 2000 г.Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС в Брунее в 2000 г.

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.

Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в Мексике в 2002 гЭмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в Мексике в 2002 г.

На манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разразившийся в 1997—1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона.

В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС — экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).

 

4. Структура

Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в Таиланде в 2003 г.Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в Таиланде в 2003 г.

На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые документы, определяющие долгосрочную стратегию развития организации, утверждается объем работ и их финансирование.

Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для обсуждения актуальных проблем.

Главный лозунг организации — «APEC means business» («АТЭС значит дело») — подтверждается круглогодичной работой ее многочисленных структурных подразделений.

В начале сентября 2002 г. во Владивостоке состоится симпозиум по вопросам инвестиций в рамках АТЭСВ начале сентября 2002 г. во Владивостоке состоится симпозиум по вопросам инвестиций в рамках АТЭС

На снимке: Макет оформления выставочного комплекса «Владэкспо» на время проведения симпозиума

Образованный в 1993 г. Секретариат (расположен в Сингапуре) является, как это определено в его рабочих документах, «основным механизмом поддержки идущих в АТЭС процессов». В его ведении находится консультативное и материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской программы ведется в узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах и рабочих группах.

Огромный цветочный глобус с изображением очертаний стран АТЭС был установлен на клумбе в новом шанхайском парке во время проведения здесь саммита форума осенью 2001 г.Огромный цветочный глобус с изображением очертаний стран АТЭС был установлен на клумбе в новом шанхайском парке во время проведения здесь саммита форума осенью 2001 г.

Одна из отличительных черт организации — постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учрежден для создания благоприятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 г. Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового сотрудничества.

Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники (срок — один год). Страна-председатель ответственна за организацию министерских встреч и саммитов глав государств и правительств. Очередность председательства в АТЭС: США (1993), Индонезия (1994), Япония (1995), Филиппины (1996), Канада (1997), Малайзия (1998), Новая Зеландия (1999), Бруней (2000), Китай (2001), Мексика (2002), Таиланд (2003), Чили (2004), Южная Корея (2005).

 

5. Дискуссии вокруг АТЭС

Здание Секретариата АТЭС в Сингапуре Здание Секретариата АТЭС в Сингапуре

Эффективность деятельности АТЭС — одна из любимых тем дискуссий у политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса «весовых категорий» стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности образование вторых «Соединенных Штатов Европы». (Ну какая интеграция может быть между, скажем, США и Папуа-Новой Гвинеей?) Работа организации, как уже отмечалось, направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не жесткие директивы, а рекомендации.

Эмблема Шанхайской встречи АТЭС 2001 г.Эмблема Шанхайской встречи АТЭС 2001 г.

Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров — действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации.

Но пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.

 

Таблица

Показатели социально-экономического развития стран АТЭС, 2000 г.1

Страна

ВВП2, млрд долл.

Темпы прир. ВВП, %

ВВП на душу насел., тыс. долл.

Экспорт, млн долл.

Импорт, млн долл.

Числ. насел. (на середину 2001 г.), млн чел.

Темпы прироста насе. (2001 г.), %

Число польз. Интер.3, млн чел.

Австралия

446

4,7

23,2

63869

71531

19,4

0,99

7,77

Бруней

6

3,0

17,6

3500

1600

0,3

2,11

0,03

Вьетнам

154

5,5

2,0

14450

15635

79,9

1,45

0,12

Индонезия

654

4,8

2,9

62124

33515

228,4

1,60

0,40

Канада

775

4,3

24,8

276635

244786

31,6

0,99

13,28

Китай

4500

8,0

3,6

249297

225097

1273,1

0,88

22

Южная Корея

765

9,0

16,1

172268

160481

47,9

0,89

15,3

Малайзия

224

8,6

10,3

98237

82210

22,2

1,96

1,5

Мексика

915

7,1

9,1

166424

182635

101,9

1,50

2,5

Новая Зеландия

68

3,6

17,7

13267

13906

3,9

1,14

1,34

Папуа-Новая Гвинея

12

2,9

2,5

1980

1120

5,0

2,43

0,002

Перу

123

3,6

4,6

7002

8797

27,5

1,70

0,40

Россия

1120

6,3

7,7

105200

45500

145,5

-0,35

9,2

Сингапур

110

10,1

26,5

137875

134545

4,3

3,50

1,74

США

9963

5,0

36,2

781125

1257636

278,1

0,90

148

Сянган (Гонконг), особый район Китая

181

10,0

25,4

202440

214200

7,2

1,30

1,85

Таиланд

413

4,2

6,7

69057

61924

61,8

0,91

1

о. Тайвань

386

6,3

17,4

148320

140010

22,4

0,80

6,4

Филиппины

310

3,6

3,8

39783

33808

82,8

2,03

0,50

Чили

153

5,5

10,1

18158

18070

15,3

1,13

0,63

Япония

3150

1,3

24,9

479249

379511

126,8

0,17

27,06

Всего по странам АТЭС

24428

5,6

14,0

3110260

3326517

2585,3

1,33

261,0

Всего по миру

43600

4,8

7,2

6364000

6669000

6157,4

1,25

407,1

Страны АТЭС в % от общемировых показателей

56,02

48,87

49,88

41,99

64,12

1 Источники: экспорт и импорт — официальный сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО) ( www.wto.org  ); остальные показатели — The World Factbook-2001 на сайте ЦРУ США (www.cia.gov).
2 По паритету покупательной способности валют.
3 Бруней — 2001 г., Канада — 1999, Китай — 2001 г.

 

Страны — участницы международного форума
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества


1 С 1997 г. — особый административный район Китая.
2 Так как форум придерживается линии «одного Китая», Тайвань участвует в организации под названием Китайский Тайбэй (Chinese Taipei).