Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №33/2002

Документ

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ*

Материалы для обсуждения

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний: о многообразии современного мира на его разных уровнях (от локального до глобального); об особенностях и динамике главных природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих в географической среде; о закономерностях размещения компонентов природы, населения и хозяйства, формирования географических регионов, в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о географии своей Родины – России во всем ее многообразии и целостности, ее роли и месте в мире; о взаимодействии природы и общества на современном этапе развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования;

ознакомление с методами познания географической среды: использование простейших приборов для наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природного и антропогенного характера, описание, обобщение и представление полученных результатов;

овладение умениями: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах; ориентирования на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и презентации географической информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений и экспериментов, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам мира, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем, в первую очередь своей страны, своего региона, своей местности;

приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни для: организации рационального природопользования, защиты окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям проживания на определенной территории; решения практических задач.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Глобус, план местности, географическая карта. Масштаб, условные знаки, градусная сеть. Географические координаты, их определение. Определение направлений и измерение расстояний на местности, глобусе, плане и географической карте. Многообразие географических карт и их классификация**. Географические прогнозы. Работа со статистическими и графическими материалами, аэро- и космическими снимками, геоинформационными системами, в том числе учебного географического полигона. Проведение глазомерной съемки небольшого участка местности. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

 

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета людей. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Современный облик планеты Земля, его сравнение с обликом других планет. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Литосфера: изучение состава (основные минералы и горные породы), строения и развития. Изменение температуры горных пород с глубиной. Формы рельефа, их изменение под влиянием внутренних и внешних процессов. Горы и равнины. Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых. Работа с геологической и тектонической картой. Характеристика стихийных явлений в литосфере и способов их предупреждения. Минеральные ресурсы Земли: виды и оценка. Сравнение особенностей жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее охрана.

Гидросфера: изучение состава и строения. Роль воды в природе и жизни людей, ее мировой круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Изучение жизни и работы рек и озер. Оценка водных ресурсов Земли: их обеспеченности и качества. Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу и ее охрана.

Атмосфера: изучение состава и строения, циркуляции. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой. Работа с климатическими и синоптическими картами. Описание способов предупреждения стихийных атмосферных явлений, влияния погоды и климата на жизнь и здоровье человека. Определение особенностей адаптации человека к разным климатическим условиям. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу и ее охрана.

Биосфера, ее границы. Разнообразие растений и животных; изучение особенностей их распространения. Определение взаимосвязей биосферы с другими геосферами. Сравнение различных приспособлений живых организмов к среде обитания. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и ее охрана.

Почвенный покров Земли как ее особая оболочка. Изучение условий образования почв. Определение типов почв. Работа с почвенной картой. Характеристика использования и охраны почв.

Географическая оболочка Земли: ее составные части, взаимодействие между ними, характеристика основных закономерностей развития. Природные зоны Земли, их описание. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку и ее охрана. Географическая среда.

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Географическое положение, его влияние на все стороны жизни территорий. Источники страноведческих знаний. Методы страноведения.

Население мира. Историко-географические этапы заселения Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы. Сравнение крупнейших народов мира. Изучение географии мировых религий. Работа с картами населения и географии религий. Размещение населения по материкам, регионам и странам, климатическим поясам и природным зонам, по удаленности от океана. Миграции. Определение географических различий в плотности населения и их причины. Изучение расселения населения. Крупнейшие города мира.

Материки и страны. Материки северного и южного полушарий. Описание своеобразия географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры населения материков, отдельных регионов и крупнейших стран. Работа с общегеографическими и тематическими картами. Изучение изменений на современной политической карте мира.

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России. Определение размеров территории и акватории, морских и сухопутных границ. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное деление страны. Работа с политико-административной картой России.

Природа России. Установление зависимости от геологического строения территории России размещения полезных ископаемых, особенностей рельефа и его основных форм. Изучение типов климата, факторов их формирующих, климатических поясов. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы. Крупнейшие реки и озера. Многолетняя мерзлота. Моря, омывающие Россию. Экологические проблемы рек, озер и морей. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв по территории, меры по сохранению их плодородия. Растительный и животный мир России, его охрана. Особо охраняемые природные территории.

Характеристика разнообразия природно-хозяйственных комплексов на территории России. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Работа с физической картой и картами природы России.

Население России. Определение численности, размещения, естественного движения населения, направления основных миграций. Применение географических знаний для анализа современных демографических проблем. Определение основных показателей, характеризующих качество и уровень жизни населения страны, их региональных различий. Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы. Народы России – их культурно-исторические особенности. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Религиозный состав населения. Основные черты расселения населения. Характеристика городского и сельского населения. Сравнение крупнейших городов. Работа с картами населения России.

Хозяйство России. Изучение структурных и географических особенностей хозяйства России. Применение географических знаний для анализа проблем его модернизации на современном этапе. Изучение географии основных межотраслевых комплексов и отраслей, проблем их развития. Характеристика разных типов хозяйственного освоения территории. Работа с экономическими картами России.

Природно-хозяйственное районирование России. Определение специфики отдельных регионов – Северо-Запада, Центра, Поволжья, Севера и Юга Европейской части страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Оценка влияния географического положения регионов, особенностей их природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; природный и хозяйственный потенциал. Применение географических знаний для анализа экологических проблем отдельных регионов.

Россия в современном мире. Определение места России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Россия и ее соседи.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Определение особенностей заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Изменение характера взаимодействия общества и природы в прошлом и настоящем.

Изучение географии основных видов природных ресурсов и их территориальных сочетаний. Оценка взаимного влияния различных видов хозяйственной деятельности, быта людей и природы. Характеристика рационального природопользования, разнообразных форм природоохранной деятельности населения. Применение географических знаний для анализа проблем охраны природы. Изучение мировой и национальной практики сохранения и развития ландшафтов – природных, городских, историко-культурных, а также территорий традиционного природопользования. Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды.

Изучение и прогнозирование стихийных природных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения географии ученик должен

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Знать и понимать:

план, глобус и географические карты, их различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения; простейшие аэро- и космические снимки; методы изучения окружающей среды; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; поясное и декретное время.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек и характер местности; географические координаты и местоположение географических объектов;

описывать географические объекты и явления;

получать из разных источников и оценивать информацию, необходимую для изучения состояний и тенденций развития природных, социально-экономических и экологических объектов и явлений.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

читать план местности, карту, простейшие аэро- и космические снимки; составлять планы и простейшие карты;

ориентироваться на местности;

знать и использовать основные фенологические признаки своей местности.

 

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Знать и понимать:

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы, раскрывающие: развитие географической оболочки Земли, географической среды, геосфер, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах; территории районов, стран, регионов Земли, основные тенденции взаимодействия человека и природы.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

приводить примеры: хозяйственного использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;

проводить наблюдения за отдельными природными, социально-экономическими и экологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

оценивать последствия воздействия человека на природу, эксплуатации природных ресурсов в различных природных зонах и ландшафтах.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

приборы и инструменты (барометр, термометр, гигрометр, флюгер) для наблюдения за погодой и ее прогнозирования, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

представлять комфортные и дискомфортные характеристики природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра, целебных, лекарственных и опасных растений и т. д.

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Знать и понимать:

разнообразие природы, народов Земли и их культур; особенности размещения населения по материкам, климатическим поясам и природным зонам, странам и регионам; различия в степени хозяйственного освоения разных территорий Земли; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и специализацией хозяйства отдельных регионов и стран; уникальные природные и социально-экономические объекты и явления крупнейших стран и регионов мира.

 

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

узнавать: по различным источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по материкам, регионам и странам;

получать из разных источников и оценивать информацию о разнообразии природы, населения и хозяйства разных материков, регионов и стран;

оценивать: степень освоения и обеспеченность разных территорий Земли природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

географическую информацию для решения практических жизненных задач;

сведения об уникальных объектах и явлениях, природных и культурно-бытовых особенностях населения материков, регионов и стран;

простейшие приемы описания и сравнения различных стран и территорий.

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Знать и понимать:

специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации; особенности географии ее рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; культурно-исторические особенности народов России, их самобытность; различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны; роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда; уникальные объекты и явления на территории России.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории Российской Федерации;

получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных отраслей и производств, тенденции их развития;

приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов, внутригосударственных и внешних экономических связей;

оценивать последствия современных социально-экономических и экологических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

использовать полученные знания для понимания и оценки природных изменений, проблем, тенденций и перспектив развития народного хозяйства в России;

применять географические знания о своей Родине для выработки активной гражданской позиции и адаптации к изменениям в природной и социально-экономической среде;

использовать географические знания о хозяйстве России и специфике ее регионов для самоопределения в будущей трудовой деятельности.

 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Знать и понимать:

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на местном, региональном и глобальном уровнях; необходимость активных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

приводить примеры: рационального и нерационального природопользования, мер по охране и восстановлению природных ресурсов, техногенных и культурных ландшафтов; стихийных явлений и бедствий, путей преодоления их последствий;

получать из разных источников и оценивать информацию о состоянии экологической ситуации в разных районах России, других странах и регионах;

оценивать последствия деятельности человечества в окружающей среде;

проводить наблюдения за основными источниками загрязнения окружающей среды и результатами природоохранной деятельности в своей местности.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

быть компетентным в области рационального природопользования и охраны окружающей среды;

использовать простейшие приборы и методы для определения состояния окружающей среды в своей местности;

иметь представление о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях;

принимать необходимые меры по охране природы своей местности, а также в случае стихийных бедствий.

 

Проект стандарта среднего (полного) общего образования см. в следующем номере

* Печатается по: Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. Начальная школа. Основная школа/Под ред. Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. — М., 2002. — 305 с. Авторы раздела — Н.Н. Петрова (рук.) и В.П. Дронов.

** Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.