Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2002

Географическая геральдика

Географическое положение

На гербах городов Сибири

С.В. РОГАЧЕВ

Герб Новосибирска, принятый в 1993 г.
Герб Новосибирска, принятый в 1993 г.
Щит скошен голубой перевязью с серебряными волнами. Правое поле — зеленое, левое — серебряное. Щит пересекает тонкий пояс: в зеленом поле — серебряный, в серебряном — черный, проходящий по золотому мосту в центре щита. Щит увенчан червленой башенной короной с пятью зубцами. Щитодержатели — два черных соболя. Под щитом перекрещенные червленый лук, черные стрелы, перевитые бело-сине-красной лентой.
Голубая перевязь с серебряными волнами символизирует реку Обь, а черно-серебряный тонкий пояс — Транссибирскую железнодорожную магистраль. В месте пересечения перевязи и пояса размещено стилизованное изображение моста через реку — сооружения, которое стало основой для возникновения и развития города. Количество зубцов на короне определяет статус населенного пункта как города — областного центра. Соболя, лук и стрелы заимствованы с исторического герба Сибири.
Авторы герба — Г. Кужелев, С. Моржаков, а по некоторым данным, и В. Смирнов.
Из Положения о гербе и флаге города Новосибирска от 12.01.93

 

Мост через Обь в Новосибирске — скрещение двух каналов проницаемости пространства
Мост через Обь в Новосибирске — скрещение двух каналов проницаемости пространства

 

Железнодорожный мост через Иртыш в Омске, построенный в 1896 г.
Железнодорожный мост через Иртыш в Омске, построенный в 1896 г.
Во время гражданской войны, при отступлении белогвардейцев из Омска этот мост был взорван
(восстановлен в 1920 г.)
Фото рубежа XIX—XX вв.

 

Герб Омска советского времени

Герб Омска советского времени
Принят в 1973 г.
Из географических элементов обращают на себя внимание сочленяющиеся широкая и узкая голубые полосы в нижней части щита: это Иртыш и Омь. Вверху — зубчатый контур (символический план старинной Омской крепости). Герб слишком «увлечен» производственной тематикой (шестеренка, реторта, колос). Это соответствует распространенному в советское время заблуждению, что город — это прежде всего промышленность. В действительности же город — это прежде всего схождение пространственных связей, территориальный фокус, пересечение транспортных путей. С этой точки зрения проект нового герба Омска намного глубже и умнее

 

Проект герба Омска, выбранный городской конкурсной комиссией в 1995 г.
Проект герба Омска, выбранный городской конкурсной комиссией в 1995 г.
Основной элемент (почетная фигура) — золотой крест, символизирующий крестообразный каркас расселения Омского региона и указывающий на то, что область расположена в географическом центре России и является связующим звеном между Западом и Востоком, между Севером и Югом страны.
Освоение Севера — это освоение природных богатств, добыча нефти и газа. О необходимости освоения этих мест писал еще князь Гагарин, который отстаивал идею суверенитета Сибирского царства. Движение на Юг — это сотрудничество с соседней Азией. Синяя полоса, проходящая по вертикальному столбу креста, иллюстрирует связь Севера с Югом водным путем, а также указывает на расположение города в месте впадения реки Омь в Иртыш (короткая и длинная части синей зигзагообразной полосы). Перевязь (горизонтальная часть креста) символизирует Транссибирскую магистраль, давшую новый импульс экономическому развитию города и региона в целом.
Как выражение исторического и культурного центра на золотом кресте красным цветом, цветом храбрости и мужества, изображены границы Омской крепости, внутренняя часть которой представляет собой серебряное поле, на котором помещены цифры «1716» — дата основания города, а также напоминающая очертаниями крепостные ворота буква П и римская единица, означающие, что Омская крепость была заложена при Петре I

 

Дореволюционный герб Омска, используемый и в настоящее время
Дореволюционный герб Омска, используемый и в настоящее время
Утвержден в 1785 г.
Вверху — часть Тобольского герба (так как Омск некоторое время относился к огромной Тобольской губернии). Главная же содержательная фигура — укрепленная линия, «потому что по Сибирской линии есть оная главная крепость против киргизов*»
* Киргизами в старой русской этнографии называли казахов. Самих же киргизов именовали «кара-киргизами» и «каменными (то есть горными) киргизами».

 

Герб города Петровск-Забайкальский Читинской обл.

Герб города Петровск-Забайкальский Читинской обл.
Принят в 1984 г.
Ковш, из которого разливается металл, напоминает о старинном чугунолитейном и современном металлургическом заводах, обелиск — об отбывавших здесь ссылку декабристах, а локомотив — символ Транссиба

Нетрудно представить, что герб может отражать историческую славу города или его специализацию (какие-нибудь скрещенные мечи напомнят о сражении; крепостная башня или пушка — об оборонительной функции; шестеренка, заводские трубы, реторта, молот покажут, что’ город производит). Но как представить себе изображенной на геральдическом щите не объект, не символ, а научную категорию — географическое положение?

Успехи сибирских герольдмейстеров убеждают, что это вполне возможно. Нужно лишь обладать пространственным мышлением, географическим ви’дением мира. Давно известно, что главным элементом географического положения крупнейших городов Сибири является размещение на пересечениях Транссибирской магистрали с великими сибирскими реками (и, публикуя в № 1/99 структурно-функциональную схему российского пространства, мы специально обращали внимание читателей на это).

Такое географическое положение красиво отражено на недавно принятом гербе Новосибирска. То самое пересечение линий, схождение путей и связей, рождающее центр. Нетрудно догадаться, что синяя диагональная лента (перевязь*) — Обь. А горизонтальная линия (пояс) — Транссиб. Основной элемент герба — золотой мост через Обь (так и хочется сказать с американской торжествующей артикуляцией: Golden Bridge). На гербе нет самого города, нет заводов, нет башен, но есть сущность города — пересечение пространственных связей. Золотой мост выражает душу, причину бытия самого мощного сибирского форпоста России.

Обратим внимание на некоторые детали герба. Перевязь Оби пересекает щит из нижнего левого (на «зеркальном» геральдическом языке — правого) угла в верхний правый. Это идет вразрез с планом Новосибирска: река через город идет с юго-востока на северо-запад. Может быть, составители герба с презрением отвернулись от географической карты? Но на людей со столь яркой пространственной идеей это было бы непохоже. Посмотрим на карты разного масштаба и выясним, в чем дело. На коротком участке в черте Новосибирска Обь действительно течет «снизу справа вверх налево». Но это лишь излучина. А на значительном, почти 500-километровом участке, от Камня-на-Оби до слияния с Томью Обь течет на северо-восток. И, соответственно, всю Новосибирскую область река пересекает в северо-восточном направлении. Составители герба, указывая на значение Новосибирска как областного центра, акцентировали внимание не на микроположении (территория города), а на мезоположении (территория области). Впрочем, если бы у Новосибирска были выраженные претензии на лидерство во всей Западной Сибири (как у Екатеринбурга — на всеуральское), тогда, наверное, новосибирские герольдмейстеры повернули бы обскую перевязь на северо-запад, отражая всю траекторию великой реки (Обь от Алтая до Ямала) и макроположение Новосибирска на ней.

Поле слева от Оби на геральдическом щите закрашено зеленым, справа — серебряным (белым). Официальное описание герба трактует это так: «Бело-зеленая цветовая гамма имеет давнюю историческую традицию для Сибири. Зеленый цвет — здоровье, природные богатства Сибири, а серебро — чистота помыслов, снег, покрывающий город в течение длительного периода». Сентенция про чистоту помыслов слишком официозно слащава и годится скорее для какого-нибудь маленького, но гордого национально-территориального образования или молоденькой африканской республики. Географу двуцветность щита навевает скорее мысль о нарастающей на восток континентальности климата: атлантической смягченности запада и холодной суровости зимнего востока.

В целом же новосибирский герб, если закрыть глаза на легкие пошлости описания и трехцветные ленточки обрамления, заслуживает отличной оценки.

Ту же идею пересечения важных пространственных связей, но иными художественными средствами, транслирует проект нового герба Омска. Когда читаешь описание, создается впечатление, что над ним работал профессиональный экономикогеограф. В тексте мы встречаем такую непростую категорию, как «каркас расселения», находим указания на географическую центральность омских земель в России, видим, что Север, Юг, Запад и Восток осмысливаются не просто как направления, но как цивилизационные и экономические регионы, а в парах выступают как дихотомии. Герб подмечает и подробности микроположения: впадение Оми в Иртыш, напоминает об исторических вехах. И, что важно, сохраняет элементы преемственности по отношению и к дореволюционному гербу (крепостная стена) и к гербу советского времени (слияние Оми с Иртышом, план цитадели). Наряду с насыщенностью деталями герб не теряет главной идеи: город вскормлен пересечением широтной магистрали (в нынешней ипостаси — Транссибом) и меридионального водного пути.

Этот герб — по крайней мере, по замыслу — заслуживает не просто отличной оценки, а достоин быть поставлен в пример другим городам. Отобранный конкурсной комиссией в 1995 г. в качестве лучшего, герб этот остается пока проектом. В Омске же в основном пользуются дореволюционным гербом, главным элементом которого служит крепостная стена — защитная линия от Киргиз-кайсацкой орды — казахов. И дореволюционный герб, и проектируемый несут категории пространственного анализа. Только на старом — барьер, препятствующий связям, а на новом — связи, пробивающие барьеры. Вполне возможно, что старинный герб в настоящее время кажется омичам более актуальным — имея в виду неважное поведение соседей-казахов. Однако по мере постепенного призвания их к порядку, наверное, восторжествует идеология герба нового: идеология связей, взаимодействия, соподчинения территорий.

Что же до тех транссибирских городов, которым не посчастливилось оказаться у пересечения с крупной рекой, они довольствуются на своих гербах линейными символами: таков магистральный локомотив на гербе Петровска-Забайкальского. А под ним, присмотритесь: рельсы и шпалы. Шпалы самой длинной в мире дороги — Транссибирской железнодорожной магистрали.


* Здесь и далее курсивом выделены геральдические термины.