Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №36/2002

Я иду на урок

Глобализация и мы

Урок — круглый стол для 10-х классов

Е.М. Афанасьева, учитель географии и экономики,

Л.В. Бобычева, учитель истории и обществоведения

Негосударственное образовательное учреждение «Школа Сотрудничества», г. Москва

Урок о глобализации. Маленький глобус в кабинете географии, напоминая об ограниченности размеров нашей планеты, служит своеобразным камертоном дискуссии

Постоянно появляющаяся в СМИ информация о глобалистах привлекала внимание наших учеников. Нам задавали вопросы, особенно после встречи глав стран «большой восьмерки» в Италии. Интерес к теме глобализации был у наших ребят давно. Но мы решились на проведение подобного урока благодаря газете «География», которая пригласила доцента МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Горлова прочитать лекцию о глобализации 8 апреля во время проведения Дня учителя географии в Московском городском доме учителя*. Прослушав лекцию, мы получили более ясное представление о глобализации.

Мы задумали провести в 10-х классах круглый стол на эту тему. Мы работаем в «Школе Сотрудничества», и сотрудничество — это не элемент названия, а самая настоящая атмосфера в школе. Администрация поддержала нашу идею и нашла возможным выделить три урока подряд для проведения этого мероприятия.

Урок был задуман как круглый стол, где нам, преподавателям, была отведена роль членов дискуссионного клуба (что тоже, на наш взгляд, является одним из элементов сотрудничества, когда преподаватели не отгораживают себя от учеников никакими барьерами).

Конечно, проведение такого урока требует очень большой организационной работы и предварительной подготовки. В качестве ведущей круглого стола мы заранее назначили одну из учениц. Ее задачей было вести дискуссию в необходимом русле, следить, чтобы все желающие могли высказать свое мнение.

За две недели до урока мы выдали задание всем ученикам 10-х классов. Конечно, хорошо бы было поработать над этой темой дольше, но десятиклассники очень загружены — это и спецкурсы в старшей школе, и подготовительные курсы в вузы. На наш взгляд, оптимальный срок подготовки к подобным урокам — 10—14 дней. Задания выдавались с учетом желания ребят.

Часть учеников получили задание провести социологический опрос по определенной теме. И в начале урока им поручалось доложить результаты исследований. Опросный лист мы разработали совместно с ребятами и приводим его здесь.

Всем желающим мы предложили подготовить плакаты, листовки на эту тему. Плакаты и листовки мы попросили ребят принести накануне урока и оформить ими кабинет.

Все ученики должны были в любых средствах массовой информации найти как можно больше материалов по интересующей теме, проанализировать их и ответить на вопросы рабочего листа 1.

Одному из учеников мы предложили обработать материалы Г.А. Аграната, помещенные в газете «География» («О роли природы в экономике и политике» в № 3, 4/2001; «Кто в России богатеет за счет природы» в № 8, 9/2002), выступить с небольшим сообщением и, возможно, предложить одноклассникам высказать свои соображения.

Другой ученик заранее получил материал «Прощай, немытая Россия», опубликованный в журнале «Огонек» (№ 8/96), о том, неизбежен ли все же распад нашей страны. Пятиминутное сообщение, в котором был проанализирован предложенный материал, сопровождалось демонстрацией диаграмм и статистических материалов. Во многом спорная публикация послужила неплохой основой для дискуссии.

Ход урока ученики снимали на видеокамеру. Отснятый материал мы частично просмотрели на следующий день, после уроков. Взгляд на себя со стороны позволил ребятам (да и нам, учителям) сделать определенные выводы о мастерстве ведения дискуссии.

За две недели до урока мы повесили объявление в школе об этом уроке и пригласили на него всех желающих. На урок пришли свободные в это время учителя, зам. директора по старшей школе. Многие сокрушались по поводу того, что смогли присутствовать только на одном из трех уроков в свои «окна». Причем наши учителя тоже не были сторонними наблюдателями, а принимали участие в обсуждении вопросов, высказывали собственное мнение. Возвращаясь к идее сотрудничества, мы хотим отметить, что это очень полезно для наших учеников, так как они видят своих учителей совсем в другой роли. И учителя во многом по-другому увидели своих учеников.

Начался урок. Так как ребята при подготовке к уроку подбирали различные материалы, в начале урока все сдали ведущей рабочие листы 1 (c. 17) и получили ксерокопии статей, опубликованных в № 11/2002 «Независимого военного обозрения»: «Год 2015: Россия во мгле. Прогнозы аналитиков разведывательного сообщества США сулят ей безрадостные перспективы» и «Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений». Для проведения подобного урока можно воспользоваться самыми разными, подходящими на взгляд учителя материалами. По результатам работы с этими статьями ребята заполнили рабочий лист 2 (c. 17). Работать дети могли и самостоятельно, и в группах.

Собственно дискуссия началась на втором уроке. В своих высказываниях ребята отмечали следующее:

— глобализация — объективный процесс формирования единого финансово-экономического пространства, который начался примерно 10 лет назад на базе новой, в основном компьютерной, технологии;

— Россия как государство реально участвует в процессах глобализации, но во многом еще не готова к ним;

— если Россия будет вне глобализационных процессов, то в ближайшие 25 лет наша страна перестанет существовать как государство, народ, культурная общность;

— пассивно следовать процессам глобализации для нашей страны означает оказаться сырьевым элементом «нового мирового порядка»;

— Россия должна стать одним из лидеров «нового мирового порядка», только тогда она обеспечит себе и другим народам достойное место в дальнейшей истории человечества; наша страна должна выступить в качестве противовеса США, не допустить однополярности мира.

Анализируя свою работу, мы постоянно видим, что можно было что-то сделать по-другому, как-то иначе расставить акценты. Планировали минут двадцать пять посвятить работе над эссе по теме, но, увы (а может быть, сожаление здесь излишне), времени едва хватило, чтобы логично завершить обсуждение темы. Эссе мы желающим задали написать дома. Почти все дети принесли работу.

С нашей точки зрения, подобные уроки хороши тем, что:

— мы всем поставили отличные оценки: кому-то за плакат, кому-то за эссе, кому-то за отлично подобранный материал и т. д.;

— детям была предоставлена свобода выбора в определении предстоящей работы;

— подобные уроки позволяют применять знания как инструмент для решения проблем; как утверждал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность»;

— ребята учатся высказывать собственное мнение, мысли, не озвученные учителями, учатся слушать других, быть терпимыми к другим идеям, в том числе и высказанным приглашенными учителями;

— тема урока не оставляет никого равнодушным, так как даже мнение, что в этой стране людям жить невозможно, дети должны были обосновать, не говоря уж о перспективах развития России;

— сам факт проведения урока по запросам учеников говорит о внимании к ним со стороны администрации и учителей, что служит характерной чертой нашей школы.

Возможно, коллег заинтересуют некоторые материалы, которые ребята использовали при подготовке своих выступлений (помимо тех, что перечислены в статье).

1. Игнатов A.А. Стратегия глобализационного лидерства России. www.ignatov.ru./rus/publications/l2/text/mainpage.htm .

2. Реальна ли угроза четвертой мировой войны? Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». — М.: Новый век, 2001.

3. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальная проблематика и Римский клуб: Лекция. — М.: УРАО, 1997.

4. О концепции глобализма и антиглобалистах рассказывает директор Института проблем глобализации д. э. н. Михаил Делягин. www.moscjwvoice.ru/Persona/np7-27-l132.html .

5. Маломон К.М. Культурная экспансия и экономическая глобализация//Мировая экономика и международные отношения. № 1/2000.

6. Глобализм и национальная независимость. Диалог В. Видемана и Николая фон Kpейтора. http://press.21.ru .

7. Дунаев В.А. «Глобалисты», «гегемонисты» и «просвещенные националисты»//Независимая газета. 24.11.99.

8. Загберс К. Сшивая лоскутное одеяло... (Шансы и риск глобализации в Росси). — [б. м.]: PRO et CONTRA, 1999.

9. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на пресс-конференции в Международном медиа-центре по итогам участия во встрече руководителей стран «большой восьмерки» 23.07.2000. www.president.kremlin.ru/events/51/html .

Уже после проведения урока газета «География» опубликовала отличный материал Л.В. Смирнягина «Глобализм и национальные деловые культуры» (№ 18/2002).

 

Вопросы рабочего листа 1

1. Дайте наиболее точное, на Ваш взгляд, определение термину «глобализация».

2. Объясните причины и предпосылки возникновения термина «глобализация».

3. Назовите, на Ваш взгляд, основные глобальные проблемы человечества, объясните свое мнение.

4. Как Вы считаете, почему глобальные проблемы и сам термин «глобализация» возникли лишь в конце ХХ века?

5. Перечислите основные признаки глобальных проблем.

6. Как Вы понимаете термин «мировая система»?

7. Попытайтесь перечислить наднациональные единицы сегодняшнего времени. О чем, по-Вашему, свидетельствует их рост?

8. Предложите пути решения глобальных проблем в рамках «мировой системы».

9. Как по-Вашему, глобализация — это утопия или реальность? Докажите на примерах свою точку зрения.

 

Вопросы рабочего листа 2

1. Ваше первое впечатление от статьи «Год 2015: Россия во мгле».

2. С какими фактами и оценками, изложенными в данной статье, Вы категорически не согласны? Почему?

3. Какие факты статьи вызвали у Вас сомнение? Почему?

4. Какие материалы и факты оказались близки Вашему пониманию проблемы глобализации? Почему?

6-1.gif (16989 bytes)


* О Дне учителя географии см. в № 16/2002 и др.