Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2002

Репетитор


Задачи на пересечение множеств

Властелин колеЦ

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущую подборку см. в № 39/2002

55

55

Ответ:
Город —
Дополнительное задание:
Исчерпывающим образом заполните поле 1/2.

56

56

Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. В полях 1/2 и 1/2/3 перечислите все монархии в бассейне Персидского залива.
2. Назовите остальные страны бассейна Персидского залива (поле 1).
3. Приведите примеры монархий мира, где в качестве алфавита государственного языка используется латиница.

57

57

Ответ:
Страны А, Б и В —
Дополнительные задания:
1. Приведите примеры стран, удовлетворяющих условиям 1/3 и 2/3.
2. В поле 1/2 впишите христианские страны Азии (кроме вошедших в основной ответ).


* Условимся считать островными государства, вся территория которых расположена вне континентальной суши.

58

58

Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Приведите примеры других арабских стран (поле 1).
2. Приведите примеры стран, где есть высоты более 4000 м (поле 2).

59

59

Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Перечислите славянские страны в полях 1/2 и 1/2/3.
2. Перечислите страны в поле 2/3.
3. Перечислите страны в поле 2 (вне пересечений).


* Включая бассейн Азовского моря.

60

60

Ответ:
Страны А и Б —
Страна В —
Страна Г —
Дополнительное задание:
Приведите примеры стран в поле 2/3.


Ответы и комментарии

к задачам, напечатанным на с. 19–20

55

Ответ:

Город — Санкт-Петербург (Ленинград).

Дополнительное задание:

Москва, Нижний Новгород (Горький), Казань, Самара (Куйбышев), Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург (Свердловск), Челябинск, Омск, Новосибирск.

Комментарий

Это задание несложное, ответ на него у молодого человека, хоть сколько-нибудь знающего свою страну, должен находиться сам собою, без использования карты. Однако на первых занятиях не грех и позволить учащимся посмотреть на карту.

Направление развития задания

Проработаем аналогичные задания по другим регионам:

56

Ответ:

Страна — Турция.

Дополнительные задания:

1. Поля 1/2: Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ. Оман отдельным кусочком своей территории выходит к Ормузскому проливу, соединяющему Персидский залив с Оманским. И принято считать, что эта страна имеет-таки выход к Персидскому заливу, однако на некоторых картах (включая и школьные) вдоль северного участка оманской территории тянется надпись «Ормузский пролив», что может дезориентировать школьника. Поэтому не следует считать ошибкой указание (или неуказание) Омана в числе стран Персидского залива.
Поле 1/2/3 пустое. Ни одна из стран бассейна Персидского залива, кроме самозабвенно вестернизирующейся Турции, к латинице не склонилась. Предложим, однако, нашим учащимися ответить, была ли когда-нибудь на карте мира ситуация, когда условие 1/2/3 выполнялось. Если вашим школьникам повезло с учителем истории, и он, рассказывая
об античности, не ограничивался подвигами Геракла, но и прилежно работал с картой, то ответ на поставленный вопрос будет найден: Римская империя в период своего «апогея» захватывала верхние течения Тигра
и Евфрата на территории современных Турции и Сирии. Само собой разумеется, что Римская империя была монархией и писала на латинице (странно было бы, если бы было иначе).
2. Поле 1 (вне всех пересечений): Сирия, Ирак, Иран.
3. Великобритания, Испания, Лесото, Малайзия и другие.

57

Ответ:

Страны А, Б и В — Кипр, Филиппины, Восточный Тимор.

Дополнительные задания:

1. 1/3: Великобритания, Ирландия, Исландия, Новая Зеландия, многочисленные страны Карибского бассейна, Океании и другие.
2/3: Бахрейн, Япония, Индонезия, Шри-Ланка, Мальдивская Республика и другие.
2. Россия, Грузия, Армения. Не будет ошибкой включить в этот список и Казахстан, где славянское население, по крайней мере до последнего времени, преобладало.

58

Ответ:

Страна — Марокко.
Здесь расположена высочайшая вершина высочайших гор Арабского мира — Высокого Атласа. Это гора Тубкаль (4165 м). Нигде в других арабских странах нет высот более 4000 м. Арабское завоевание распространялось в основном в тех же природных условиях, что были в изначальном очаге — Западной Аравии. О горные уступы арабская колонизация разбивалась (Анатолийское нагорье — уже турки, Иранское нагорье — уже персы) или обтекала их (большие берберские, или кабильские, этнические «острова» в Атласе). Уступ Эфиопского нагорья также служит естественной границей, выше которой арабам не суждено было подняться. В тех горных районах с высотами около 3000 м, где удалось утвердиться арабскому языку, все-таки все не слава богу — ислам здесь не такой, как на большей территории арабского мира: в Горном Ливане и Северном (горном) Йемене — шииты.

Дополнительные задания:

1. Алжир, Саудовская Аравия, Иордания, Бахрейн и др.
2. Россия, США, Индия, Китай, Непал, Киргизия, Танзания, Камерун и многие другие.

59

Ответ:

Страна — Македония.
Не будет ошибкой назвать также Казахстан, где славянское население, по крайней мере до последнего времени, преобладало.

Дополнительные задания:

1. 1/2: Словакия, Болгария, Украина, Белоруссия, Чехия и Сербия (если ее рассматривать без Черногории).
1/2/3: Россия, Польша (участок у словацкой границы к югу от Кракова), Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Сербия и Черногория (или отдельно Черногория).
2. Италия и Германия.
Если ответ «Германия» более или менее очевиден, то «Италия» обычно становится для учеников маленьким открытием. Пусть дунайский водосбор и лишь слегка касается итальянской территории на крайнем севере, все-таки это означает, что, когда мы купаемся в Крыму или Сочи, нас в каждом кубометре черноморской воды омывает несколько капель итальянских альпийских вод.
3. Австрия, Венгрия, Румыния, Молдавия.

Герб Республики Македония (в составе Югославии), принятый Исторический македонский герб Проект герба Македонии, предложенный
Герб Республики Македония (в составе Югославии), принятый
в 1946 г.
Исторический
македонский герб
Проект герба Македонии, предложенный
в 1995 г.

Комментарий

Задача акцентирует внимание на важности Черного моря для славянства. Все исконно славянские страны нитями рек хотя бы чуть-чуть, да привязаны к этому морю. Исключение составляет лишь Македония, и положение этой страны, выпавшей из общего югославского гнезда, сегодня таково, что либо ей нужно стремиться к возвращению в общеславянское южное государство, либо ее попытаются переварить греки, которые хорошо помнят, что Александр Македонский был-таки грек.
Задача дает косвенный повод и для беседы на уроке о важности черноморских территорий для нашей страны, о необходимости исправлять те, мягко говоря, просчеты, которые были совершены правящим режимом в 90-е годы.

60

Ответ:

Страны А и Б — Россия, Китай.
Страна В — Япония.
Страна Г — Монголия.

Дополнительное задание:

Корея, Казахстан, Туркмения, Афганистан, Сирия, Украина, Венгрия и др.

Комментарий

Задание, помимо чисто познавательной стороны, направлено еще на умение воспринимать территорию одновременно в разных временны’х срезах, в данном случае — от Чингисхана до АЭС. Каждая точка географического пространства — своеобразный керн природных и культурных наслоений; при этом порой суть территории заключена не в верхнем, конъюнктурном слое, а глубже, в той эпохе, которая стала системообразующей для данной местности, когда местность явилась миру в своих наиболее энергичных
и ярких проявлениях. На отсталую, кочевую, скотоводческую Монголию, наверное, и восемь веков назад соседи смотрели с чувством некоторого превосходства, как и сейчас смотрят на эту не имеющую развитой современной промышленности (какие там АЭС!) страну. Но могли ли они ожидать, что в этом Центральноазиатском котле народов в какой-то момент произойдет «взрыв», и он выбросит в оседлый, культурный, земледельческий мир орду, подчинившую пол-Евразии...

Дополнение к решению задачи 32
(см. № 34/2002, с. 25)

В таблице рек, оседланных более чем одним субъектом федерации, пропущена Клязьма: на ней располагаются Москва (пояснения, почему можно так считать, см. в № 36 на с. 21) и Владимир.
На это упущение обратил наше внимание В.В. Климанов. Благодарим его за внимательное изучение задач и просим всех читателей, находящих промахи и упущения в решениях задач серии «Властелин колец», сообщать о своих находках в редакцию.