Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2003

Предмет


Что такое география

С.В. Лысых
аспирант кафедры экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Изучение географии часто превращается в механическую сумму отдельных уроков, никак не связанных не только с другими школьными предметами, но и между собой. Причины заключаются в том, что преподаватели замотаны низкой ценой часа и огромной нагрузкой, в разных классах уроки географии ведут разные люди, учебники для отдельных годов обучения написаны разными авторами (в результате возникают повторы и разночтения, которые путают детей), и, главное, в том, что, постоянно занимаясь географией и хорошо зная свой предмет, учителя начинают считать некоторые, а то и многие взаимосвязи очевидными и сами собой разумеющимися.
Для школьников эти взаимосвязи подчас непонятны вовсе. Почему, например, мы изучаем в 6-м классе сначала горы, а потом равнины? Почему в курсе 7-го класса, называющемся «Материки и океаны», начинаем с изучения океанов? Почему в 8-м классе изучаем сначала природные зоны, а потом природные районы? Почему в 9-м сначала изучаем население, а потом хозяйство? Почему в 10-м при изучении природно-ресурсного потенциала мира сначала говорим о минеральных и топливных ресурсах, а потом уже обо всех остальных видах ресурсов? Подобных «почему» можно привести огромное количество1. Эти вопросы попадают как бы между параграфами учебников. Учителя обращают на них мало внимания, считая (чаще всего неосознанно) очевидными, дети не обращают на них внимания потому, что приучены принимать каждый учебный курс так, как его дают. География 6-го класса с географией 9-го в сознании детей иногда не связана вообще никак; по сути это два разных предмета. Собрать отдельные имеющиеся у детей осколки географических знаний в единую мозаику могут, как мне кажется, уроки, посвященные географическим знаниям в целом. Это даст детям возможность вдуматься в уже известное, связать между собой сведения, полученные в разные годы.
Начать стоит с вопроса о том, каковы географические знания человечества. Все, в целом, вообще. Вместо слова «знания» лучше сказать «опыт».
Знания, умения и навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностное отношение к миру можно отнести к формам географического опыта. Ничего нового в этих формах нет, но интересно их распределение по составным частям географического опыта человечества. Знания, умения и навыки, не сомневаясь, относим в область научного географического опыта, опыт творческой деятельности лежит где-то на границе между наукой и ненаукой,
а весьма неохотно поддающийся исследованиям опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, по-видимому, может быть отнесен к области вненаучных географических знаний. Далее встает вопрос, почему вненаучная часть географического опыта человечества — количественно существенно большая, чем научная, — гораздо меньше бросается в глаза. Ответ прост: потому, что вненаучный опыт практически не поддается передаче, а научному географическому опыту (в чем его главное достоинство) можно НАУЧИТЬ каждого, кто хочет научиться.
Далее ответим на вопросы: когда география сформировалась как наука? Что изучает наука география? Кто такие географы?
На первый вопрос обычно дети говорят «давным-давно», «в глубокой древности»; оба ответа неудачны, поскольку если довести выраженную в них идею до абсолюта, до абсурда, то получится примерно так: обезьяна слезла с дерева, взяла камень — геолог, сорвала цветок — ботаник, оглядела окрестности — географ, пошла к ручью помочить лапки — гидролог, влезла на холм — геоморфолог, взяла палку — физик, потому что это не палка, а рычаг и т. д. География как наука окончательно оформилась в XIX в. «Так поздно? — удивятся ученики. — А как же Аристотель, Геродот, Коперник? Как же, наконец, эпоха Великих географических открытий? Что это — не география?» Как наука — нет, а как географический опыт человечества — да. А как же весь этот опыт существовал и развивался (и еще как развивался), если географии не было? До XIX в. географический опыт человечества существовал и развивался в рамках естествознания.
Ответим на второй вопрос: что изучает география? Поскольку разные науки называются по-разному, то и изучают они что-то разное. Одну науку от другой отличают как минимум две вещи: особый предмет исследования и особые методы исследования. Единого мнения о предмете нашей научной дисциплины среди ученых, к сожалению, пока нет. Намеренно упрощая, считаю, что каждый ребенок обязан знать следующее: география (любая) изучает ПРОСТРАНСТВО, а точнее, все что угодно в ПРОСТРАНСТВЕ, а еще точнее — ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ, и совсем точно: география изучает любые предметы, процессы и явления в их пространственном различии от места к месту.
Главный, особый географический метод исследования — составление и анализ карт. Может география использовать методы других наук? Да, может. Могут другие науки использовать географические методы? Тоже да. А как же отличить, что’ география, а что’ нет? Очень просто: что можно нанести (положить) на карту — то география, что нельзя — не география. Это прописные истины, но большинство учащихся их не знают, не понимают, не чувствуют. Карты превращаются в довесок географии, а школьный атлас — в довесок учебника, в набор больших картинок, которые не влезли в учебник по формату.
Третий вопрос: кто такие географы? Христофор Колумб — географ? А Эйрик Рыжий? А Афанасий Никитин? А все прочие путешественники, торговцы, пираты и т. п. Дети должны усвоить, что носителями географического опыта являются все люди, которые расширяют и развивают его, но не все они географы. Географы — это люди, первостепенной (не сопутствующей) задачей которых является изучение географии в научных целях.
В учебниках всех классов (с 6-го по 10-й) об ученых-географах написано весьма мало. Лучше всего о них дается материал в учебнике 8-го класса (Э.М. Раковская, 1998), где на полях не только приводится справочная информация об ученых, но и даны их портреты. Перечислены географы: М.В. Ломоносов, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Л.С. Берг, В.А. Обручев, Н.М. Пржевальский. В короткой статье о каждом ученом хорошо и подробно написано, чем он занимался и в какой области специализировался. В предисловии к учебнику для 10-го класса (В.П. Максаковский, 2000) говорится о вкладе в развитие отечественной географической науки Н.Н. Баранского и И.А. Витвера; приведены их фотографии. Однако учащимся непонятно, какую конкретно из изучаемых ими закономерностей данный ученый открыл. Нужно сказать это более четко, например, так, как сделано это в учебниках для 9-го класса (В.П. Дронов и В.Я. Ром, 2001, а также А.И. Алексеев и В.В. Николина), где четко и понятно написано: «...познакомимся с теорией Больших циклов (Длинных волн) Н.Д. Кондратьева2». К сожалению, о других ученых в указанных учебниках не говорится. По-видимому, необходимо четко определить список классиков географической науки (ну, скажем, 10 для каждого года обучения), не зная которых ребенок вообще не может получить положительную годовую оценку по предмету. Пока в учебниках этого нет, приходится самостоятельно, по мере возможностей добавлять имена классиков. Помощь может оказать статья В.П. Максаковского «Теории социально-экономической географии», напечатанная в газете «География»3. Как быть с физической географией — вообще непонятно...4
Обсудив вклад отдельных ученых в географическую науку, заметим, что кто-то открыл закон, кто-то — теорию, а еще концепции, предположения и т. п.
А что же истинно в географии? По-видимому, в физической географии истина — это договоренность ученых, поскольку, например, никто не жил в ледниковый период и не наблюдал движение покровных ледников, никто не трогал вещества мантии и не знает, что оно собой представляет. Мы можем на основании множества фактов предполагать, как оно было на самом деле. А на самом деле все может быть иначе, достаточно вспомнить хотя бы Н. Коперника5. И дети должны это усвоить, научиться размышлять и географически правильно обосновывать свои рассуждения.
В социально-экономической географии критерий истины, вероятно, иной: истинно то, что полезно для людей (для человечества) и наиболее эффективно. Например, факторы расселения населения или принципы размещения различных производств.
Как итог стоит еще раз проговорить с учащимися и записать, зачем мы учим географию и что хотим получить. Таких выводов как минимум два: знать главные (основные) закономерности географии (законы, концепции, теории, гипотезы) и ученых-географов, их открывших; иметь правильное представление о картине мира, что выражается в знании карты мира.


1 Нетрудно заметить, что одни из этих недоумений все-таки может объяснить хороший специалист, другие же возникли только по воле составителей учебников и остаются загадкой даже для корифея. — Прим. ред.
2 Жаль, что сказано только об одном ученом, да и тот не географ. — Прим. ред.
3 См.: № 44, 45/97.
4 См.: В.П. Максаковский. Теории физической географии//География, № 33/97, с. 15. — Прим. ред.
5 Речь идет о том, что Коперник полагал Солнце находящимся в центре Вселенной. — Прим. ред.