Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2003

Обучение


Задачи на пересечение множеств

Властелин колец

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущую подборку
см. в № 48/2002

97

97

Ответ:
Страны А, Б, В и Г —

Дополнительное задание:
Приведите как можно больше примеров для пересечения 1/2/3.

98

 98

Ответ:
Страны —

Дополнительное задание:
Приведите как можно больше примеров для пересечений 1/2 и 1/3.

99

99

Ответ:
Страны А, Б и В —
Страны Г и Д —

Дополнительное задание:
Приведите примеры для поля 1 (вне всех пересечений).

100

 100

Ответ:
Страны А и Б —

Дополнительные задания:
1. Перечислите все прочие страны, имеющие выход к Северному морю и столицу на море (пересечение 1/3).
2. Перечислите все остальные страны Северного моря (1 и 1/2).

101

101

Ответ:
Страны А и Б —
Страна В —
Страна Г —
Страны Д и Е —

Дополнительные задания:
1. Перечислите другие дунайские страны, имеющие выход к морю.
2. Приведите примеры стран в поле 2 (вне пересечений).

102

102

Ответ:
Страна —

Дополнительные задания:
1. Перечислите страны Персидского залива — члены ОПЕК (1/2).
2. Приведите примеры других стран — членов ОПЕК (2).


Ответы и комментарии

97

Ответ:
Страны А, Б, В и Г — Швейцария, Руанда, Бурунди, Андорра*.

Дополнительное задание:

Франция, Демократическая Республика Конго (Заир), Монако.

Комментарий
Выяснение того, что столь разные и столь отдаленные друг от друга страны, как Руанда и Швейцария, могут оказаться «в одной лодке» при многопризнаковой географической группировке, обычно производит сильное впечатление на думающих учащихся. Преподавателю следует использовать это удивление, чтобы стимулировать творческую и познавательную активность учеников. Некоторые начинают сами конструировать подобные парадоксальные задачи и при этом многое узнают и запоминают. Некоторые пускаются в размышления о существенности или несущественности разных классификационных признаков для определения сущности страны и тем самым подходят к проблематике районирования и страноведческой типологии.


* Формально Средиземноморского бассейна краешком (очень небольшим участочком) касается и территория Чада, однако реального стока оттуда нет (см. задачу 7, напечатанную в № 16/2002). Поэтому ответ «Чад» не следует относить к ожидаемым. Если же кто-то из не по летам информированных учеников такой вариант ответа приведет, от него следует потребовать комментариев, чтобы понять, является ли этот ответ действительно отражением серьезных знаний или это результат случайного тыка.

98

Ответ:
Нет решений.В Средиземноморье страны, где есть судоходные реки, не выносят свои столицы на море. Все страны с морскими столицами судоходных рек лишены.

Дополнительное задание:
1/2: Испания, Франция, Италия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Турция, Сирия (Тигр и Евфрат в пределах Турции и Сирии несудоходны, но сами реки судоходны и служат важными коридорами), Египет.
1/3: Монако, Греция (если рассматривать разросшиеся Афины как приморский город), Израиль (международно признанная столица — Тель-Авив), Ливан, Ливия, Тунис (историческое ядро города Тунис — чуть поодаль от моря, но городская застройка достигает побережья, и Тунис считается морским портом), Алжир, Марокко*.


* Обратим внимание, что столица Марокко лежит на побережье, но не на средиземноморском побережье. Это, в частности, объясняет, почему в формулировке задачи множества 1 и 3 даны как самостоятельные кольца, а не как кольцо с полукольцом (множество и подмножество) — подобно тому, как в задаче 81, напечатанной в № 45/2002.

Комментарий
Средиземное море — мощный транспортный стержень, вбитый Атлантикой в афро-евро-азиатскую материковую толщу. Казалось бы, оно должно служить привлекательнейшим фактором размещения. Резонно было бы ожидать, что страны, имеющие выход к Средиземному морю, будут повернуты к нему наиболее развитыми районами — своими социально-экономическими и культурными фасадами. И действительно, многие страны смотрят на это море своими столичными «лицами». А у многих стран вдоль средиземноморского побережья стоят их исторические города, сыгравшие важную роль в освоении их территорий. Однако наиболее активные центры ряда стран ушли от средиземноморской линии. Паук Мадрида забрался в центр своей полуостровной паутины. Париж «подтянулся» к Фламандии и Англии, презрев Лазурный берег. Анкара демонстративно запрыгнула в гущу Анатолии. Египет для своей столицы выбрал все-таки не средиземноморскую Александрию, а нильский, преддельтовый Каир. Даже полуостровная Италия, и та свой Рим не поставила-таки на берегу, а приурочила его к предгорным и межгорным сухим путям (туда, через Апеннины к Паданской низменности — обширной долине реки По).
Обратим внимание учащихся, что, как правило, отрыв столицы от «материнского» моря наблюдается в тех странах, где есть более или менее обширная и освоенная территория на суше. Наличие судоходных рек служит показателем подготовленности, природной «распаханности» территории под освоение*. У стран же, где нет судоходных рек, как правило, нет и значительных равнинных (или ровных нагорных) массивов для создания широкой разветвленной сети поселений. Весь Магриб, например, в сущности смят в сжатую гармошку атласских хребтов и межгорных долин, внутренние же, сахарские территории — пустынны. Греция на лоскуты изрезана заливами, проливами и горными хребтами. Ливан притиснут к морю хребтами Ливана и Антиливана. Здесь негде разойтись большой реке, здесь некуда углубиться столичному городу.
Ориентация на море дарила странам динамичность (морские извозчики финикияне, эллинизм, Карфаген с его колониями по берегам, Александрия при Клеопатре, удачливые пираты средневекового Алжира, расселившиеся по миру левантинцы, некогда всемирно известные марсельские купцы), ориентация на континентальную сушу — устойчивость, державность, государственную мощь. Имеющий за спиной громаду пригодной для заселения европейской суши Рим выиграл у Карфагена, за спиной которого была лишь полоска атласских предгорий (а дальше карфагенским корням некуда было прорастать: Сахара). Опирающаяся на мощь европейских равнин Испания провела Реконкисту и вытеснила арабов, а Франция колонизовала в XIX в. весь Магриб, у которого нет глубоко эшелонированной опоры внутри территории.


* Не следует упрощенно трактовать формулу задачи так, что именно судоходная река будто бы перетягивает к себе столицу от моря. В роли магнита работает не сама река, а большие массивы плотно освоенной земли (судоходные реки, как правило, лишь свидетельствуют о наличии таких массивов; во всяком случае это верно для областей с засушливым климатом, к каковым и относится Средиземноморье).

99

Ответ:
Страны А, Б и В — Алжир, Тунис, Ливия.
Страны Г и Д — Израиль* и Ливан.

Дополнительное задание:

Монако, Греция, Мальта.


* Не конституировавшееся еще пока государство арабов Палестины определенной столицы не имеет, поэтому нет возможности «разместить» его в системе колец, но рано или поздно придется вносить подобающие изменения в формулу ответа. Если арабам удастся оттяпать вожделенный Иерусалим (на который они имеют столь же мало прав, сколь и евреи) или они разместят новую столицу на Западном берегу реки Иордан, то Палестина окажется в поле 3 (вне пересечений); если же столицей станет Газа, то Палестина пополнит список стран в пересечении 1/3.

100

Ответ:
Страны А и Б — Нидерланды, Дания.

Дополнительные задания:
1. Норвегия*.
2.
1: Германия, Бельгия, Великобритания**.
1/2: нет вариантов.


* Можно указать, а можно и не указать Швецию. Дело в том, что «статус» проливов не совсем ясен — составляют ли они часть того или иного моря или нет.
** Можно указать, а можно и не указать Францию (по тем же соображениям, что и в предыдущем примечании).

101

Ответ:
Страны А и Б — Украина и Румыния.
Страна В — Чехия*.
Страна Г — Польша.
Страны Д и Е — Венгрия, Словакия.

Дополнительные задания:
1. Германия, Хорватия, Болгария, а также Сербия и Черногория, рассматриваемые как общее государство.
2. РФ — куцее образование, само себе купировавшее в 1991 г. немаловажные части. Так что теперь — ни Дуная, ни Карпат.


* На территорию Чехии заходят западные отроги Карпат; но, если учащиеся не назовут эту страну, отсутствие этого ответа нельзя считать ошибкой.

102

Ответ:
Страна — Бахрейн*.
Бахрейн — единственная из стран Персидского залива, где не оказалось больших запасов нефти. И остров избрал «ненефтяной» путь развития: он выполняет многие офшорные функции для богатой и консервативной континентальной Саудовской Аравии.

Дополнительные задания:

1. Иран, Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар.
2. Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла, Индонезия.


* Не будет ошибочным также и ответ «Оман». Часть территории этой страны (северная часть, отдельная от основной территории) лежит в Ормузском проливе, поэтому можно считать, что он прикасается к акватории Персидского залива. Оман добывает и экспортирует довольно много нефти, но месторождения здесь открыты сравнительно недавно, и членом ОПЕК Оман не стал.

ГДЕ и КАК  использовать этот материал в учебном процессе

Читатели, давно выписывающие «Географию», знакомы с методической запиской к задачам. Она была напечатана в № 14/2002. Для тех же, кто начал читать газету с этого года, напомним замысел.
Главная мировоззренческая цель этих задач — формирование синтетического ви’дения поверхности Земли. Решая задачи на пересечение множеств, молодой человек учится работать с картами разного тематического содержания, сопрягать в сознании физико-, экономико-, культурно-, политико-географические сведения, внимательно наблюдать особенности географического положения разных стран, территорий, городов, рек. А ведь в таком обобщающем, комплексном видении мест и состоит едва ли не главная прелесть нашей науки. Таким образом в ходе решения формальных вроде бы задач решается сверхзадача — вырастить географически информированного и географически думающего, географически воспринимающего мир человека.
Что облегчает использование этих задач в учебном процессе? Прежде всего их строгая (и не хвастаясь скажу: не без изящества) формулировка при относительной содержательной простоте. В формулировке есть элемент головоломки, а это нравится школьникам больше, чем просто «ответы на вопросы». Формулировка задачи может легко быть воспроизведена учителем на доске, и для школьников это совсем не трудная чертежная задача.
Что затрудняет использование этих задач в учебном процессе? Сам учебный процесс в его нынешнем состоянии: мир изучается поэлементно (отдельно реки, отдельно горы, отдельно черная металлургия, отдельно религии...). В этом, разумеется, есть свой смысл, и совершенно уйти от поэлементного препарирования в процессе обучения нельзя. Но складывается такая ситуация, что, когда дети в своем познании территории доходят до американского сельского хозяйства, они уже не помнят американских природных зон, а когда изучают азиатские горы, еще не задумываются над тем, какие религии исповедуют жители этих гор. При изучении промышленности их уже совершенно не волнует вопрос, в бассейне каких рек и океанов стоят заводы. А, согласитесь, если понятие «черная металлургия России» совершенно не сопрягается в сознании молодого жителя нашей страны с понятиями «Шексна», «река Урал», «река Воронеж» или «Томь», значит, мы несколько недоработали. И это нехорошо даже не потому, что дети не будут знать, что величественная Магнитка вознеслась над рекой Урал, а «Северсталь» смотрится в воды Шекснинского плеса Рыбинского водохранилища (мало ли чего мы не знаем); плохо то, что мы не использовали в полной мере наших образовательных возможностей. Мы дали информацию в розницу, но не поработали над сопряжением ее, а сопряженная информация гораздо лучше усваивается, обладает качеством саморазвития, начинает жить своей жизнью в сознании учеников.
Конечно, задачи серии «Властелин колец» рассчитаны в основном на обобщающее повторение, на тот возрастной уровень, когда у школьников уже накапливается некоторый информационный багаж, когда вы уже научите их определять границы речных бассейнов, находить по тематическим картам необходимые справочные сведения. Но не следует лишать возможности поработать с этим типом задач и не столь зрелых учеников: ставя некоторые задачи, можно и нужно в разумных пределах забегать вперед (если дети еще не проходили города России, почему бы им не попробовать поискать их на карте уже при изучении рек?). Но, главное, задачи постоянно требуют взгляда назад, на пройденное, на основу всего в географии, на модель арены нашей жизни — требуют соотнесения любого нового тематического материала с общегеографической картой, требуют постоянного повторения пройденного.
Многие учителя и методисты, попробовав «кольца» в своих классах, уже дали о них отзывы в газету. Я благодарен за это Н.П. Петрушиной (московская школа
№ 1205), П.А. Черемисину (аспирант МПГУ), Е.В. Ковалевской (зеленоградская школа № 602),   Е.Ю.Суринову (методист информационно-методического центра г. Новомосковска Тульской обл.), Т.М. Вергопуло (московская школа № 1067) и В.М. Волынкиной (пермская гимназия № 2).
Нижайше прошу всех, кто использует «кольца» в обучении, для повторения, на олимпиадах, зачетах и экзаменах, сообщать о них свое мнение в «Географию». Присылайте, пожалуйста, и свои варианты «колец».

Автор