Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2003

Районирование


Региональная группировка
стран мира

А.Л. ЧЕПАЛЫГА
доктор геогр. наук, академик Российской академии естественных наук,
ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук

Число государств в мире уже приближается к двум сотням, однако их распределение по регионам до сих пор детально не разработано. Существующие группировки стран по регионам из-за неполноты, односторонности и субъективности явно противоречивы и неудовлетворительны, особенно зарубежные. Например, в трудах Международного института стратегических исследований (Лондон, 2001) выделяется всего шесть регионов на пяти обитаемых континентах:
1. Регион НАТО и вненатовская Европа. Сюда, кроме европейских стран, включены некоторые страны Северной Америки (США и Канада) и Азии (страны Закавказья), которые, как известно, разделены Атлантическим океаном.
2. Регион Средний Восток и Северная Африка включает страны двух континентов — Азии и Африки.
3. Регион Центральная и Южная Азия объединяет страны, совершенно различные как по природным, так и по социально-экономическим признакам.
4. Регион Восточная Азия и Австралазия, куда входят страны двух континентов, омываемые Тихим океаном.
5. Регион Африка к югу от Сахары, включающий почти все африканские государства.
6. Регион Карибы и Латинская Америка объединяет почти все американские страны; упоминание в названии Карибов излишне, так как это часть Латинской Америки.
Недостатки этого районирования, как и многих других подобных, очевидны: одни регионы охватывают целые континенты, другие располагаются на двух или трех материках и даже разделяются океанами. Здесь четко прослеживается субъективное понимание районирования с позиции западных стран, НАТО и, в частности, США.
Используемые в отечественных учебниках по экономической географии мира региональные группировки гораздо более объективны, но все же далеки от совершенства. Поэтому ясно, что давно назрела необходимость разработки нового районирования мира на основе единых принципов. Однако на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей, таких как разномасштабность государств по размерам территории (в миллионы раз), количеству населения (в десятки и сотни тысяч раз), разнотипность стран по природным и социально-экономическим показателям и несовпадение природных и государственных границ.
Для преодоления этих трудностей необходимо выработать единые принципы районирования.
1. Принцип объективности: районирование или группировка стран в регионы не должны отражать узкие интересы отдельных социальных и ведомственных групп или стран. За основу принимается единство географии, то есть учет как природных, так и социально-экономических и политических показателей по возможности в равной степени.
2. Принцип стабильности: использование наиболее устойчивых во времени показателей, таких как природные и ресурсные параметры, а также исторические, этнографические, культурные и цивилизационные особенности. Наименее стабильны экономические, политические и социальные показатели.
3. Принцип непрерывности территории: регион не должен разделяться территорией государств других регионов или крупными акваториями, кроме заливов, проливов и небольших морей.
4. Принцип неделимости территории: нельзя делить территорию государства между регионами, а один регион или субрегион не может располагаться на разных континентах. Исключение составляют территория России и стран СНГ. При этом допускаются небольшие несовпадения природных и государственных границ. Например, Синайский полуостров вместе с остальным Египтом можно отнести к Африке, Восточную Фракию вместе с остальной Турцией —
к Азии, а остров Новая Гвинея может быть разделен между Азией (Индонезия) и Океанией (Папуа — Новая Гвинея).
5. Принцип иерархичности — соподчинение разных уровней группировки в рамках системы «континент—субконтинент—государство». Эта иерархия может быть продолжена далее к более мелким региональным структурам, выделяемым в составе государств.
Целесообразно выделять семь иерархических уровней регионов—районов, как на надгосударственном, так и на государственном и внутригосударственном уровнях.
Надгосударственные региональные структуры представлены тремя уровнями:
I уровень, самый высокий — континентальный, состоит из 4 обитаемых зон (Евразия, Африка, Америка, Австралия и Океания).
II уровень — субконтинентальный, представлен наиболее крупными частями континентов — макрорегионами или проще — регионами. Примеры: Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Центральная Африка и т. д. (всего 17 регионов).
III уровень — субрегиональный. Субрегионы — это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности. Примеры: субрегион Балканы в составе региона Центрально-Восточной Европы, субрегион Аравия в Юго-Западной Азии, островной субрегион в Юго-Восточной Азии и т. п. Субрегионы — самые мелкие надгосударственные региональные образования, они выделяются не во всех регионах.
Государственные региональные структуры представлены одним уровнем.
IV иерархический уровень — государственный (национальный — по западной терминологии), то есть отдельные государства различного размера и разной значимости.
Внутригосударственные региональные структуры представлены тремя уровнями.
V уровень — внутригосударственный конституционный. Это самые крупные внутригосударственные административно-территориальные единицы, перечень которых иногда содержится в конституциях этих стран. Например,
в России к этому уровню относятся субъекты федерации (области, края, республики, автономные округа, города федерального подчинения), во Франции — департаменты, в Великобритании — графства, в Польше — воеводства. В некоторых странах эти регионы группируются в более крупные административно-территориальные единицы (уровень Vа), часто основанные на исторических традициях (исторические провинции в Италии, Испании). В некоторых случаях — это административные единицы управленческой вертикали (федеральные округа в России, экономико-планировочные районы во Франции). В Великобритании такие административные единицы формируются вокруг нарождающихся национальных автономий (Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс),
а в Испании — это автономные области, состоящие из провинций.
VI уровень — более мелкие административно-территориальные региональные единицы, например административные районы в России и некоторых странах СНГ, повяты в Польше и т. п.
VII уровень — самый низкий — уровень коммун. В России — это сельские администрации (сельсоветы), во Франции, Румынии и Молдавии — коммуны, в Польше — гмины и т. д.
В таблице на с. 14—15 приводится надгосударственная структура мира в рамках I—IV уровней.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА СТРАН МИРА

Уровни региональной группировки
Надгосударственные Государственные
I II III IV
Континенты Регионы Субрегионы Число стран Государства
Евразия Западная Европа
(24 страны)
Центрально-Западная Европа 9 Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия
Северная Европа 5 Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия
Южная Европа 5 Португалия, Испания, Италия, Греция, Мальта
Микро-государства 5 Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Ватикан
Центрально-Восточная Европа
(15 стран)
Средняя Европа 4 Польша, Чехия, Словакия, Венгрия
Балканы 8 Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория (Югославия), Македония, Албания, Румыния, Болгария
Балтия 3 Эстония, Латвия, Литва
Содружество Независимых Государств
(12 стран)
Восточная Европа 3 Белоруссия, Украина, Молдавия
Южный Кавказ 3 Грузия, Армения, Азербайджан
Центральная Азия 5 Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан
Россия 1 Россия
Юго-Западная Азия
(17 стран)
Восточное Средиземноморье 8 Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Кипр
Аравия 7 Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Йемен
Средний Восток 2 Иран, Афганистан
Южная Азия
(8 стран)
c 8 Пакистан, Индия, Бангладеш, Непал, Бутан, МьянмаШри-Ланка, Мальдивы,
Юго-Восточная Азия (10 стран) Континентальный (Индокитай) 4 Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам
Островной (Малайский) 6 Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Индонезия, Восточный Тимор
Восточная Азия
(6 стран)
c 6 Монголия, Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань
Африка Северная Африка
(5 стран)
c 5 Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет
Западная Африка
(17 стран)
Гвинейский 5 Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия
Приатлантический 7 Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кабо-Верде
Западный  Судан 5 Западная Сахара, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер
Центральная Африка (11 стран) c 11 Камерун, Чад, Габон, ЦАР, Конго, Дем. Респ. Конго, Руанда, Бурунди, Ангола, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи
Восточная Африка
(16 стран)
Верхненильский 3 Судан, Эфиопия, Уганда
Приокеанический 6 Эритрея, Джибути, Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик
Островной 4 Сейшельские Острова, Коморские Острова, Мадагаскар, Маврикий
Внутренний 3 Замбия, Малави, Зимбабве
Южная Африка
(5 стран)
c 5 Намибия, Ботсвана, ЮАР, Лесото, Свазиленд
Америка Северная Америка
(3 страны)
c 3 США, Канада, Мексика
Центральная Америка (20 стран) Средняя Америка (Континентальный) 7 Гватемала, Гондурас, Белиз, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама
Вест-Индия (Островной) 13 Куба, Гаити, Доминиканская Республика, Ямайка, Багамские Острова, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Доминика, Сент-Люсия, Барбадос, Сент-Винсент и Гренадины, Гренада, Тринидад и Тобаго
Южная Америка
(12 стран)
Атлантический 7 Венесуэла, Гайана, Суринам, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина
Тихоокеанский (Андский) 5 Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили
Австралия и
Океания
Австралия и Новая
(2 страны)
c 2 Австралия, Новая Зеландия Зеландия
Океания (12 стран) Меланезия 4 Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Вануату, Фиджи
Микронезия 5 Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова, Науру, Кирибати
Полинезия 3 Самоа, Тонга, Тувалу

РАЙОНИРОВАНИЕ МИРА (региональная группировка стран)
по А.Л.ЧЕПАЛЫГЕ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МАТЕРИАЛАМ
О РАЙОНИРОВАНИИ МИРА

ГДЕ и КАК использовать материалы по районированию мира

Деление мира на регионы изучается в школьной программе в рамках курса экономической и социальной географии зарубежных стран, то есть в 10-м классе. В учебнике В.П. Максаковского подробно рассматривается деление Европы на субрегионы (целый параграф так и называется: «Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы») и упоминается о региональном делении зарубежной Азии и Латинской Америки.
В учебнике зарубежная Европа подразделяется на Северную, Западную, Южную и Восточную. В принципе это хорошее, обоснованное традиционное деление. Вместе с тем все чаще в средствах массовой информации и в научно-популярных, а тем более в специальных географических текстах дети встречают иные наименования регионов. В частности, все чаще фигурирует заимствованное из западной политики и науки понятие «Центрально-Восточная Европа».
Многие ученики, которые добросовестно учились в 7-м классе и помнят тамошние «Северную» и «Южную Америку», оказываются в растерянности: как сопрячь то деление с появляющимся в 10-м классе делением на «Северную» и «Латинскую Америку».
Конечно, в школе нужна четкость, особенно на уроке с детьми, не очень-то увлеченными географией. В этом случае лучше всего придерживаться районирования, заложенного в учебнике соответствующего класса. Но тем учащимся, кто географией интересуется всерьез, кто обращает внимание на вариативность районирования — мира ли, нашей ли страны, других стран — стоит изложить некоторые принципы и подходы к проблеме, проговоренные в статьях А.Л. Чепалыги и Д.В. Зайца.
Прежде всего нужно «открыть профессиональную тайну», что никакое районирование — не догма. Может быть много разных вариантов деления одной и той же территории. Однако это не означает, что любое произвольное деление имеет право на существование и что районирование — чисто субъективный процесс («как пожелаю, так и сделаю»). Всякое районирование должно быть так или иначе обосновано. Относя ту или иную страну к тому или иному региону, объединяя ее с другими странами — «товарищами» по этому региону, географы основываются на объективно существующем сродстве между странами.
Предложите учащимся задачи на отыскание такого сродства между изучаемыми странами, например, в той же Центрально-Восточной Европе. (Модель постановки и решения такой задачи дана на с. 21 на примере Афганистана.) Определим страны (наверное, это будут Чехия, Словения, Польша), в большей степени ориентированные на Западную Европу, и страны, еще не до конца разорвавшие связи с Востоком (Сербия, Болгария).
Ясно, что, например, Польша будет тяготеть к Востоку по своему славянству, по старым направлениям экспансии Речи Посполитой (границы которой доходили почти до Московской обл.), своими притязаниями на московский престол в XVII в., пребыванием (частично) в Российской империи,
а потом в Варшавском договоре в XIX и XX вв., памятниками российского зодчества, возведенными в Варшаве, и именами поляков в истории и географии России. Она же будет тянуться к Западу своим ярым католицизмом, латиницей, преклонением перед Европой, длительным (частичным) пребыванием под немцем, нынешней принадлежностью к НАТО и процессом вхождения в ЕС, Шопеном, зарытым (хотя и без его варшавского сердца) в Париже...
Заметим, что аналогичные сюжеты в школе возникают уже в 8—9-х классах при подходах к районированию России. В недавно напечатанном (№ 48/2002) уроке учитель Р.М. Кузьмина предложила своим юным экспертам «погонять» Вологодскую область: Север она или Центр? В сущности — та же задача об Афганистане, нужны только конкретные географические знания и способность их применить.
Подобная работа может в сильных классах перерасти в очень ценную с чисто образовательной точки зрения дискуссию на уроке — об обоснованности границ в той или иной схеме районирования.
Сюжет районирования мира может затрагиваться и несколько раньше, при изучении географического положения России в 8—9-х классах. С какими странами граничит наша страна? Какие общие черты она имеет со странами ближнего зарубежья? К какой части мира мы можем отнести Россию? Входит ли Россия в Европу, относится ли она к Азии или имеет совершенно особое положение на стыке двух частей света? Восток мы или Запад? Эти вопросы тоже можно если не решить, то, по крайней мере, попытаться разобрать на уроке.