Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2003

Центр-периферия


В поисках оптимального районирования мира

Д.В. ЗАЯЦ
канд. геогр. наук,
научный сотрудник Института географии
Российской академии наук

Районирование мира — тема, которая никогда не окажется на обочине интересов географов. Ведь ни один исследователь, считающий себя достигшим хотя бы базового уровня географического знания, не отказал бы себе в удовольствии скорректировать имеющуюся региональную сетку и нарезать регионы по-новому. Такую работу вполне можно причислить к творческой, и дело тут даже не в умении придавать границам новообразованных частей земли изящество линий, а в абсолютной презумпции невиновности соискателя лавров великого регионалиста. В любом случае автор проекта, словно заправский художник, сможет ответить: «Я так вижу», и практически всегда будет прав, ведь «намоленной» и «канонизированной» региональной структуры нет и быть не может. Во-первых, из-за того, что в основу разных вариантов районирования могут быть положены разные критерии (согласитесь, что физико-географическое районирование Земли все же заметно отличается от политико-географического). Во-вторых, потому, что число и конфигурация регионов изменяются во времени (сейчас мы склонны делить Европу на Восток и Запад, а в раннем Средневековье резоннее было противопоставлять уже затронутый культурой и цивилизацией христианский Юг варварскому и языческому Северу). В-третьих, границы регионов просто не могут существовать объективно, их нельзя найти на местности, в любом случае они будут умозрительны.
По этим причинам в существующих учебниках и справочных пособиях наблюдается путаница в вопросе районирования мира, региональной группировки стран. И это нормально. Не стоит винить авторов, что они не смогли прийти к общему знаменателю и не сумели сотворить единую интегральную «нарезку» регионов мира, которую можно было бы принять во всех странах мира как мировую константу. В подобных вещах разноголосицу и отсутствие сходных позиций, пожалуй, можно считать скорее благом, нежели вредом. Разные учебники и программы требуют своих изысканий на ниве «регионостроительства». Пострадавшей стороной при этом оказываются разве только школьники, заучившие на занятиях одну Северную Африку, а позже увидевшие в другой, не менее авторитетной книге совсем другую.
Наиболее непостоянны и дискуссионны рубежи составных частей Африки и Европы. Самые большие проблемы — на Черном континенте. Здесь разные исследователи не находят согласия не только в составе регионов, но даже и в их числе. Африку делят на две, пять и даже шесть частей. Границы регионов в Европе стали пересматриваться лишь в последнее десятилетие. Еще в 80-е годы никому не приходилось доказывать, что реально существовал регион Восточная Европа, куда входили страны, тесно связанные с Советским Союзом и организованные в региональные группировки СЭВ и Варшавский договор. Однако в связи с распадом Восточного блока, сходом с политической сцены трех государств (СССР, Чехословакия, Югославия) Запад существенно надвинулся на Восток, что выразилось в появлении региона с длинным и малопонятным названием Центрально-Восточная Европа. Непонятным, так как сразу возникают вопросы: что за этим стоит? Центральная и Восточная Европа? Восточная часть Центральной Европы? Центральная часть Восточной Европы или что-то еще? Таким образом, уже в самом названии закрепилось противоречие, неопределенность, дискуссионность, а возможно, и нежизнеспособность и недолговечность этого конгломерата государств.
Границы азиатских регионов более консервативны: это связано с тем, что фрагменты этой части света выражены наиболее четко. Здесь хорошо заметные как на карте, так и в реальности ясно выраженные природные
ограничители — горы, реки, пустыни. С Америкой и Австралией с Океанией вопрос более сложный. Явственно видно, что каждая из этих частей света делится на две неравные части, причем неравные по всем основным параметрам: площади, численности и особенностям состава населения, экономическому потенциалу и др. При этом граница между Австралией и островным миром Океании все же куда более заметна, чем рубеж между Северной и Южной Америкой (в значении не континентов, а политико-экономических регионов). Автор умышленно назвал одну из Америк Южной, а не Латинской. На то есть свои основания: во-первых, не все страны Латинской Америки можно в полной мере причислить к латино-иберийским, есть же островная Вест-Индия, есть англоязычные Белиз и Гайана, нидерландоязычный Суринам; во-вторых, сфера притяжения Северной Америки уже давно поглотила некоторые классические латиноамериканские страны, например Мексику.

СОСТАВ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ В РАБОТАХ
РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ

  В.П.Максаковский (Экономическая и социальная география зарубежных стран. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1981) Ю.Д.Дмитревский (Экономическая, социальная
и политическая география мира.
Регионы и страны. — М.: Гардарики, 2002)
Ю.Н. Гладкий
и С.Б.Лавров
(Экономическая
и социальная география мира. — М.: Просвещение, 1993)
А.Л.Чепалыга (География,
№ 2/2003)
Северная Африка Марокко, Мавритания, Западная
Сахара, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Судан (8)
Марокко, Алжир, Тунис, Ливия (4) Марокко, Мавритания, Западная Сахара, Алжир, Тунис, Ливия, Египет (7) Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет (5)
Южная Африка Намибия,
Ботсвана,
Зимбабве, Мозамбик, ЮАР, Лесото,
Свазиленд, Мадагаскар,
Коморские
Острова, Сейшельские Острова,
Маврикий (11)
Ангола, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Малави, Мозамбик, ЮАР, Лесото,
Свазиленд (9)
Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик, ЮАР, Лесото, Свазиленд, Мадагаскар,
Коморские Острова, Сейшельские Острова, Маврикий (11)
Намибия, Ботсвана, ЮАР, Лесото, Свазиленд (5)

Все отмеченные сложности нашли отражение в региональной нарезке, предложенной на с. 13—17 А.Л. Чепалыгой. Причем неопределенности оборачиваются как достоинствами, так и недостатками схемы. Европа в схеме Чепалыги уже привычно триединая: Западная, Центрально-Восточная и Восточная, входящая в более протяженный региональный блок СНГ. К Западной Европе отнесены традиционно фигурировавшие в разных районированиях Северная и Южная Европа, а также Центрально-Западная Европа (надо же как-то называть пространство, попавшее между Северным и Средиземным морями). В такой конструкции много резонов: страны, входящие в наднациональное, близкое к конфедеративному объединение, названное Европейским Союзом, не могут находиться в разных регионах1 . Вопрос вызывают лишь выделенные в субрегион микрогосударства. Как может объективно слитно существовать такой распыленный конгломерат песчинок, связи которых друг с другом практически не прослеживаются?
В Центрально-Восточной Европе находим привычные 15 стран. Восточная Европа представлена Белоруссией, Украиной и Молдавией. Цементирующим звеном региона СНГ выступает Российская Федерация — единственная в мире страна на правах субрегиона. Закавказье политкорректно и в духе времени названо Южным Кавказом
(в этом термине, наверное, действительно нет ничего плохого). Средняя Азия и Казахстан объединены в субрегион Центральная Азия. Общность исторических судеб, национального состава и экономической специализации стран региона сомнений не вызывает. Однако в русской географической науке термин «Центральная Азия» закреплен за пространством, расположенным восточнее и занятым малолюдными пустынями Такла-Макан и Гоби. Центральной Азией в полном смысле слова можно было бы назвать регион, куда вошли бы Монголия, Уйгуристан2 , Тибет вкупе с нашими Алтаем, Тувой, Бурятией. Ныне о большинстве из этих государств можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Тем не менее насаждаемое американцами неверное понимание Центральноазиатского региона в мире все же присутствует и связано оно еще и с тем, что реальной альтернативы этому некорректному термину пока нет. Ясно, что Казахстан в состав Средней Азии не входит, а говорить и писать Средняя Азия и Казахстан слишком длинно. Может быть, когда-нибудь будет предложено иное понятие — определение этого географического пространства.
Юго-Западная Азия, по А.Л. Чепалыге, подразделяется на Восточное Средиземноморье (отнесение Ирака к этому субрегиону спорно), Средний Восток и Аравию. В Южную Азию входит Мьянма (Бирма), все же чаще включаемая в состав Юго-Восточной Азии, недаром эта страна стала членом АСЕАН. В рамках Юго-Восточной и Восточной Азии сюрпризов нет.
Африку А.Л. Чепалыга поделил на пять традиционных регионов. Наиболее неоднородными здесь выступили Восточная Африка (состоит из четырех субрегионов) и Западная Африка (три субрегиона). Вполне отвечает последним трансформациям экономико-политической картины мира (усиление южного вектора американской экспансии, более тесная экономическая и демографическая интеграция США с южным соседом, создание НАФТА) включение в Северную Америку третьего члена — Мексики. Центральная Америка видится как объединение континентального и преимущественно испаноязычного мира Средней Америки с островами Вест-Индии. Южная Америка, которую пока никому не удается бесспорно и логически безупречно подразделить на части, состоит — по хрестоматийному варианту — из горной Андской части и равнинной Атлантической (она же Амазонско-Ла-Платская). Видимо, все же более правильным было бы выделение на континенте Южного Конуса — в составе членов и кандидатов в члены МЕРКОСУР: Аргентины, Парагвая, Уругвая, Бразилии, Боливии и Чили — и горного Северо-Запада. Австралия вырвала из островного хаоса Океании Новую Зеландию и образовала вместе с ней отдельный регион.
На оставшейся части южной половины Тихого океана — три традиционных островных субрегиона.

ДУАЛЬНЫЕ СТРАНЫ,
то есть страны, которые обладают чертами стран двух (или более) соседствующих регионов и которые в разных системах районирования мира часто оказываются в разных региональных группах

При анализе многих схем районирования определяются страны, которые не имеют постоянных и гарантированных мест внутри выделяемых регионов. Эти страны с переходными свойствами между регионами, в них проявляются общие черты каждого из граничащих пространств. Такие страны уместно было бы назвать дуальными — имеющими двойную природу. Все они служат своеобразными коридорами, по которым проходят связи и культурное взаимообогащение соседних формаций. Наиболее яркий пример — упоминавшаяся уже не раз Мексика — имплантант Латинской Америки в Северной или Северной Америки в Латинской. Аналогичное «неопределенное» положение у Мьянмы. Наибольшая же концентрация подобных стран в Африке, где они образуют два пояса, окантовывающих Северную и Южную Африку. Так произошло потому, что границы африканских регионов не линейны, а градиентны. Они как бы размыты в пространстве: типичные черты одного региона по мере удаления от него плавно замещаются спецификой другого. Преимущественно мусульманские Мавритания и Судан в своих южных районах несут многие черты Черной, засахарской Африки. Ангола, Замбия, Зимбабве и Мозамбик экономически тяготеют к промышленному лидеру всего континента — ЮАР, поставляя в эту страну гастарбайтеров и являясь рынками сбыта для южноафриканских компаний. В то же время ряд весомых черт роднят эти страны с соседями из Восточно- или Центрально-Африканского региона. Расположенные в Приозерье Руанда и Бурунди «зависли» между Центральной (французский государственный язык; Бельгия — бывшая метрополия, а ныне крупный внешнеторговый партнер; обширные диаспоры в Дем. Респ. Конго) и Восточной Африкой (влияние суахильской культуры; связь с портами вывоза). Чем-то похожи на приведенные примеры неиберийские осколки в континентальной части Латинской Америки — Гайана, Суринам, Французская Гвиана и, строго говоря, Белиз. По сути, эти страны очень мало связаны как с иберо-американским культурным субстратом, так и между собой. Принципиально они ничем не отличаются от соседних вест-индских островов. Да они фактически и есть острова с замкнутой на себя транспортной системой, открывающейся вовне лишь в портах вывоза. Эта особенность трех стран Гвианского нагорья проявляется в их вовлеченности в интеграционные структуры Карибского бассейна. Даже отбор к чемпионату мира по футболу сборные этих стран проходят в играх не с южноамериканцами, а с командами из Северной и Центральной Америки.
Как дуальные можно определить страны не только экзотические, удаленные от нашего дома на десятки тысяч километров. Дуальностью характеризуются и наши соседи — республики Прибалтики (их попеременно включают то в Восточную, то в Центрально-Восточную, а иногда и в Северную Европу), страны Закавказья (то ли Европа, то ли Юго-Западная Азия), Молдавия (ряд западных географических справочников относит ее к Балканским странам, видимо, уже заранее объединив с Румынией) и хорошо знакомый новой генерации курортников Кипр (без пяти минут новобранец ЕС продолжает ходить в азиатских странах).

Уникальная ситуация — с Афганистаном. Числясь «в штате» Юго-Западной Азии, эта страна связана со своим «родным» регионом чуть ли не менее всего по сравнению с другими. Посмотрите на схему внизу и судите сами.
Более глубокий анализ существующей конфигурации регионов современного мира позволяет выделить не только дуальные страны, но дуальные регионы. Регионы мира можно уверенно разделить на две группы: базовые и транзитные. Такая схема могла бы послужить иллюстрацией к известной геополитической концепции конфликта цивилизаций С. Хантингтона (об этой схеме мы постараемся рассказать в ближайшее время). Базовые регионы первичны, относительно монолитны, в их пределах четко прослеживаются ядро и периферия, именно они создают всю мозаику господствующих на земле культур, как в цветном кинескопе все многообразие оттенков создается путем сочетания лучей всего трех цветов — красного, желтого и синего. В самом деле, Индия выстраивает Южную Азию, Китай — Восточную, Япония — пока что еще редко выделяемую, но тем не менее объективно существующую Тихоокеанскую. Эти регионы порой невозможно подразделить на более мелкие части. Единственный путь — выделение центральной страны и ее окружения, которое может довольствоваться лишь ролью периферии и контактной зоны. Некоторые базовые регионы многоядерны: Западная Европа (Германия + Великобритания + Франция), Ближний Восток и Северная Африка (Саудовская Аравия + Египет + Иран [ядро шиитской идеологии]), Южная Америка (Бразилия + Аргентина).

БАЗОВЫЕ И ТРАНЗИТНЫЕ РЕГИОНЫ МИРА

Транзитные регионы переходны и в пространственном смысле (зажаты между массивами базовых регионов) и во временно’м отношении (существуют относительно недолговечно, часто меняют конфигурацию, сливаются с базовыми или снова пускаются в самостоятельное плавание). Влияние стран-ядер в регионах этого типа гораздо слабее (Мексика в Центральной Америке, ЮАР в Африке). Неопределенность ситуации часто приводит к острому соперничеству стран-конкурентов за лидерство в транзитных зонах. Такую природу имеет стремление Индонезии, Малайзии или Таиланда вывести себя на место единоличного лидера Юго-Восточной Азии. Схожую геополитическую программу доминирования в рамках своего Туранского региона реализует ныне руководство Узбекистана. На роль наиболее удачливого посредника между Востоком и Западом, понимаемыми в широком смысле как цивилизационные блоки, претендуют сразу и Польша, и Чехия, и Турция. Отсюда происходит стремление этих стран быстрее инкорпорироваться в европейскую систему интеграции и стать своего рода плацдармом для экспансии объединенной Европы и стоящими за нею США на восток.
Транзитный регион Восточной Европы ныне включает 12 стран «Центрально-Восточной Европы», западные районы Белоруссии и Украины, Турцию (в современной геополитической конфигурации это тоже Европа), Кипр, Израиль (анклав Европы в сердце арабо-мусульманского мира). В этот же перечень, к нашему глубокому сожалению, попадает и Калининградская область России, связи которой с ядром страны становятся все слабее. Восточная Европа — регион классической транзитности. Ее характер наглядно показал американский исследователь Терри Джордан, взявший в качестве примера Польшу.

сильная Германия +
слабая Россия =
доминирование
Германии в Польше
слабая Германия +
сильная Россия =
доминирование России
в Польше
сильная Германия +
сильная Россия =
нет Польши

Российские политикогеографы В. Колосов и А. Трейвиш добавили к этой логической последовательности еще одну строку:

слабая Германия +
слабая Россия =
сильная Польша

(исторический пример —
польско-литовское государство
XVI — XVIII вв.)

Заменив в приведенных формулах Польшу на Восточную Европу, приходим к выводу, что восточноевропейский регион недолговечен. Рано или поздно он будет либо интегрирован в один из граничащих с ним базовых регионов, либо поделен между ними. Давление Запада на восток, инициированный и развивающийся процесс приема новых членов в НАТО и ЕС говорят в пользу этой версии.


 1 Это верно, если районирование мира представлять как региональную группировку стран (на школьном уровне обычно так и делается). Между тем имеют право на существование и районирования, в которых региональные границы секут границы государственные.
И ниже мы найдем примеры таких региональных границ у автора статьи. — Здесь и далее прим. ред.
 2 Примерно соответствует территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МАТЕРИАЛАМ
О РАЙОНИРОВАНИИ МИРА

ГДЕ и КАК использовать материалы по районированию мира

Деление мира на регионы изучается в школьной программе в рамках курса экономической и социальной географии зарубежных стран, то есть в 10-м классе. В учебнике В.П. Максаковского подробно рассматривается деление Европы на субрегионы (целый параграф так и называется: «Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы») и упоминается о региональном делении зарубежной Азии и Латинской Америки.
В учебнике зарубежная Европа подразделяется на Северную, Западную, Южную и Восточную. В принципе это хорошее, обоснованное традиционное деление. Вместе с тем все чаще в средствах массовой информации и в научно-популярных, а тем более в специальных географических текстах дети встречают иные наименования регионов. В частности, все чаще фигурирует заимствованное из западной политики и науки понятие «Центрально-Восточная Европа».
Многие ученики, которые добросовестно учились в 7-м классе и помнят тамошние «Северную» и «Южную Америку», оказываются в растерянности: как сопрячь то деление с появляющимся в 10-м классе делением на «Северную» и «Латинскую Америку».
Конечно, в школе нужна четкость, особенно на уроке с детьми, не очень-то увлеченными географией. В этом случае лучше всего придерживаться районирования, заложенного в учебнике соответствующего класса. Но тем учащимся, кто географией интересуется всерьез, кто обращает внимание на вариативность районирования — мира ли, нашей ли страны, других стран — стоит изложить некоторые принципы и подходы к проблеме, проговоренные в статьях А.Л. Чепалыги и Д.В. Зайца.
Прежде всего нужно «открыть профессиональную тайну», что никакое районирование — не догма. Может быть много разных вариантов деления одной и той же территории. Однако это не означает, что любое произвольное деление имеет право на существование и что районирование — чисто субъективный процесс («как пожелаю, так и сделаю»). Всякое районирование должно быть так или иначе обосновано. Относя ту или иную страну к тому или иному региону, объединяя ее с другими странами — «товарищами» по этому региону, географы основываются на объективно существующем сродстве между странами.
Предложите учащимся задачи на отыскание такого сродства между изучаемыми странами, например, в той же Центрально-Восточной Европе. (Модель постановки и решения такой задачи дана на с. 21 на примере Афганистана.) Определим страны (наверное, это будут Чехия, Словения, Польша), в большей степени ориентированные на Западную Европу, и страны, еще не до конца разорвавшие связи с Востоком (Сербия, Болгария).
Ясно, что, например, Польша будет тяготеть к Востоку по своему славянству, по старым направлениям экспансии Речи Посполитой (границы которой доходили почти до Московской обл.), своими притязаниями на московский престол в XVII в., пребыванием (частично) в Российской империи,
а потом в Варшавском договоре в XIX и XX вв., памятниками российского зодчества, возведенными в Варшаве, и именами поляков в истории и географии России. Она же будет тянуться к Западу своим ярым католицизмом, латиницей, преклонением перед Европой, длительным (частичным) пребыванием под немцем, нынешней принадлежностью к НАТО и процессом вхождения в ЕС, Шопеном, зарытым (хотя и без его варшавского сердца) в Париже...
Заметим, что аналогичные сюжеты в школе возникают уже в 8—9-х классах при подходах к районированию России. В недавно напечатанном (№ 48/2002) уроке учитель Р.М. Кузьмина предложила своим юным экспертам «погонять» Вологодскую область: Север она или Центр? В сущности — та же задача об Афганистане, нужны только конкретные географические знания и способность их применить.
Подобная работа может в сильных классах перерасти в очень ценную с чисто образовательной точки зрения дискуссию на уроке — об обоснованности границ в той или иной схеме районирования.
Сюжет районирования мира может затрагиваться и несколько раньше, при изучении географического положения России в 8—9-х классах. С какими странами граничит наша страна? Какие общие черты она имеет со странами ближнего зарубежья? К какой части мира мы можем отнести Россию? Входит ли Россия в Европу, относится ли она к Азии или имеет совершенно особое положение на стыке двух частей света? Восток мы или Запад? Эти вопросы тоже можно если не решить, то, по крайней мере, попытаться разобрать на уроке.