Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2003

Предмет и метод


Обучая и обучаясь географии, мы...

Составитель Ю.Н. ЛАЗАРЕВИЧ

Предшествующую подборку по этой теме
см. в № 1/2003

используем исторические источники...

[О природе Персии]

А зима в персидскои земли невелика. Орют и сеют пшеницу и ячмень о рождестве Христове [7 января] и о крещении [19 января]. И о великом заговеньи [начало великого поста; оно может приходиться на середину февраля — середину марта] и после того великим постом [еще семь недель] станут снеги перепадывать. Ночью падет, а днем стает, а на горах снег болши падет, а по полям нет, и того по Благовещеньев день [7 апреля]. А земля не мержнет, а всякои скот — овцы, и коровы, и кони, и буйволы, и ишаки, и катары все на поле травою сыти бывают, сень не ставят [сена не запасают]. А хлеб поспевает жнут на Георгиев день [имеется в виду Егорий вешний, 5 мая], а овощ прежде всего. А другои хлеб сеют и поспевает на успеньев день [28 августа]. А не по всеи земли хлеб родится ровно, в ыном городе хлеб жнут, а в ыном сеют в то время!
А в гилянскои земли [северной, прикаспийской провинции] подле море, тут теплее иных городов. Цветы всякие на великое заговеино поспевают. А хлеб в гилянскои земли в Фарабате поспевает скоре, тут хлеб нужен [вреден], люди с него бесятся и место нездорово. А лесов в Гиляни подле море много, и рыбы севрюжина, и осетрина, и белужины, а опроче [кроме] Гиляни во всем шахове земли никаких лесов нет, только горы. А вод нет никаких, ни рек, воды все привозные из гор, и по полям воду розводят и тем напаяют нивы, а дожжеи опроче гиляньскои земли и Шамахи нет!

Федот КОТОВ.
О хожении с Москвы
в Персицкое царство
и ис Персиды в Турскую землю,
и в Индею, и в Урмуз
на Белое [Аравийское] море,
где на кораблях немцы приходят.
1623—1624

Московия

Московия, или Россия, занимает собою север Азии и Европы и, начиная от границ Китая, протянулась на полторы тысячи лье вплоть до пределов Польши и Швеции. Однако огромная сия страна оставалась почти неизвестной в Европе, пока на ее престоле не оказался царь Петр. Московиты были менее цивилизованы, чем обитатели Мексики при открытии ее Кортесом. Прирожденные рабы таких же варварских как и сами они властителей, влачились они в невежестве, не ведая ни искусств, ни ремесел* и не разумея пользы оных. Древний священный закон воспрещал им под страхом смерти покидать свою страну без дозволения патриарха, чтобы не было у них возможности восчувствовать угнетавшее их иго. Закон сей вполне соответствовал духу этой нации, которая во глубине своего невежества и прозябания пренебрегала всяческими сношениями с иностранными державами.
Летосчисление московитов велось от сотворения мира; начало прошлого века они считали 7207 годом, не заботясь о каком-либо сему объяснении. Первый день их года приходился на тринадцатое число нашего сентября. Причиной сего установления полагали они то, что Бог должен был сотворить мир осенью, когда созревают плоды земли.
В огромных владениях царя есть также множество подданных нехристиан: татары, живущие на западном берегу моря Каспийского, и у Азовского моря — магометане; обитатели Сибири, остяки и самоеды — это дикари, частию идолопоклонники, а частию вообще не знающие никакого божества, хотя поселенные среди них шведские пленники почитали оных лучшими, нежели старые московиты.
Российская нация немногочисленна, хотя женщины у них плодовиты, а мужчины отличаются крепостию телосложения. К несчастию, сам Петр в своих государственных делах способствовал сему оскудению в народе: частые рекрутские наборы для неудачливых попервоначалу войн, переселение целых народов с берегов каспийских на балтийские, где они погибали под тяжестью непосильных работ и были истребляемы беспощадными болезнями, когда три четверти детей вымирали в Московии от оспы, более губительной там, нежели в иных климатах. И, наконец, как печальное следствие издавна дикого и варварского правления явилось то, что обширные местности до сих пор остаются в полном запустении. Ныне в России насчитывается пятьсот тысяч дворянских семейств, двести тысяч приказных, немногим более пяти миллионов горожан и крестьян, платящих подати,
и шестьсот тысяч в провинциях, отвоеванных у Швеции. Украинские казаки и прочее вассальное казачество составляют около двух миллионов. Всего на необъятных сих пространствах живет не более четырнадцати миллионов**, что соответствует двум третям населения Франции.

ВОЛЬТЕР.
История Карла XII,
короля Швеции, и Петра Великого,
императора России. 1732.
Пер. с франц.


* И не было у них ни «Слова о полку Игореве», ни храма Василия Блаженного, ни Андрея Рублева... — Прим. ред.
** Сие было написано в 1727 г. С тех пор число жителей возросло, благодаря завоеваниям, лучшему правлению и стараниям привлечь в страну чужеземцев. — Прим. авт.

и, наконец, не забываем — и не устаем напоминать — об охране
окружающей среды...

Сельский устав 2081 года

1. Не входите в лес без пропуска. (Лес представляет собою скопление деревьев, лиственных и хвойных, многолетнего возраста.) Те несколько лесов, что остались, оказались, возможно, прибежищем ныне столь редкого воробья, а этих птиц тревожить нельзя.
2. В панику не впадайте, если дикий цветок увидите. Сначала его сфотографируйте, детальное описание географии места составьте, включая координаты (долготу и широту) по карте, прочие виды растений, если таковые имеются, а также уровень радиации. Затем пошлите свою информацию простым почтовым отправлением в ближайший пункт по поиску растений, сотрудники которого примут меры, чтоб вашу находку удостоверить.
3. Не кидайте камней в машины, что едут мимо. Существа они робкие и ранимые и, получив оскорбление, могут покинуть свои поселения.
4. Не беспокойте аристократов, главным образом, когда они стоят с ружьями на лугу и безучастно смотрят вокруг. Это может быть спаривания время, и следует беречь сие живописное племя.
5. Будьте особенно осторожны, найдя барсучьи, лисьи и прочие норы, иначе рискуете свалиться в яму, из которой группа Би-би-си снимала фильм «Исчезающая природа».
6. Не бросайте в кусты ядерные отходы (если, конечно, кусты имеются). Лучше всего их в гранит замуруйте на хорошо известном красивом месте. Или с собой их возьмите домой.
Уважайте сельскую жизнь! Избегайте ее, как чумы!

Джон ЭРЛ. 1981.
Пер. с англ. С. Прохоровой

Инерция потребления и размножения
массивна и велика

...Когда все газеты станут писать как бы тревожно о том, что мы делаем с природой, зарабатывая на жирной честности этой темы, кто-нибудь да напишет о том, как совершенны были первые способы земледелия по «вписанности», по вкрапленности в замкнутую, предельно экономичную, совершенную цепь природных процессов. Человечество было бедным и прокармливало себя трудясь, не расковыривая купола природы, стоя у дверей ее скромно и не помышляя еще о грабеже. Оно могло, подголадывая, накормить «от пуза» нескольких там князей и церковников, их было и не так много, и эта социальная «несправедливость» ничтожна, если учесть, что разность эта необходима человечеству для основания культуры. Накапливая излишества, они невольно создавали образ возможности. Никакое равенство не возведет храмы и дворцы, не распишет их, не украсит. После обеда, пира (пусть, как учат в школе) можно послушать стихи или музыку. Из обеспеченности возникала подготовленность, из подготовленности — способность ценить, из способности ценить — уровень культуры. Никак не наоборот. Культуре нужна база, богатство. Не для удовлетворения потребности художника, а для подлинного спроса.
Немыслимая, головокружительная разность человеческих потенциалов, от смерда до Рублева, осуществлялась на бесконечно малой энергетической основе, смешной для современности. За счет всего лишь социального неравенства — сохранялись смысл и возможности человечества. То есть экономичность человеческой культуры, при ее высоте как условии, так же поразительна, как экономичность природных процессов в круговороте бытия... Человечество, до наших времен, не было лишено скромности и даже застенчивости, и это не его заслуга, а те условия. Технический прогресс, тем временем, потихоньку шел на уровне уточнения часового механизма и добавления еще одного колесика к полиспасту, по одному в столетие ... пока не накопился до производства не более совершенных, а более тяжелых отмычек, орудий взлома и грабежа. Их надо было употребить — и ими взломали двери природы. Не отворили, не открыли ее тайну, чтобы войти в нее, а взломали, не поняв даже, в какую сторону створки... может, там и замка-то не было, а просто дверь на себя отворялась! Они нажали, надавили, сила есть — ума не надо, и ввалились внутрь вместе с дверью... Они оказались действительно среди развалов богатств — бери не хочу!
Принято, что человечество набрело на путь прогресса, меж тем как оно сбрело со своего пути. Точка ответвления определяется с точностью в несколько десятков лет, для истории это микрон, развилка еще видна глазами, если кому есть время обернуться — так нет, все бегут. Не сверни оно, может, и не много уже оставалось, — оно вошло бы в ту же дверь, чуть толкнув ее, — и ворота бы распахнулись, — но уже не набросилось бы на богатства с бессмысленностью грабителя, а знало бы, как и что с ними делать. Те же законы, ту же тайну обязательно откроют, когда будет поздно, когда будет невозможно уговорить прислушаться и никто не остановится первым; это и будет последний момент, когда еще можно спохватиться так, чтобы природа могла отдохнуть, зализать свои раны, регенерировать, — но человечество, еще и подученное веком, не согласится ни на какие сегодняшние жертвы ради даже завтрашнего утра...
Инерция потребления и размножения будет столь массивна и велика, что и поняв, что происходит, можно будет лишь сознательно наблюдать момент падения, миг отрыва лавины с гребня... природа расползется, как спущенный чулок, причем это не будет спуск хотя бы равный подъему — это будет мгновенно и на глазах, испарение облачком, останется злая лысина, с которой внезапно сдернули парик...
Лавинообразное потребление и размножение на базе грабежа природы, паразитирование на природе и замена всех форм созидания всякого рода исполнительством, стремительное, фантастическое падение под самого себя, где ты сам, собственным весом, будешь себя тискать и ломать собственные кости всей тяжестью потребленного, отнятого и непроизведенного, невозвращенного... — вот путь прогресса.
...Задача разума — успеть во что бы то ни стало, до критической точки (необратимости) разорения Земли прогрессом, развенчать все ложные понятия, остаться ни с чем и внезапно постичь тайну... Тут происходит революция — и Земля спасена. И все это утопия, хотя и желанная.

Андрей БИТОВ.
Пушкинский дом. 1964—1971