Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2003

Дискуссия


Требования к знаниям и умениям представляются необоснованно завышенными

Современная география — единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей. В рамках школьной географии формируются необходимые знания об изменении окружающей среды, о динамике мировой экономики, нуждах, потребностях и правах человека. Анализ и сопоставление природных и социально-экономических процессов — характерная особенность географии (комплексной учебной дисциплины).
В предложенном проекте образовательного стандарта* в базовом и профильном уровнях обязательного минимума содержания не просматривается, на наш взгляд, сбалансированность природного и общественного блоков географии. Ощущается явный перекос в сторону социально-экономической географии. А ведь к рубежу XXI века резко возросла скорость изменений в географической оболочке Земли, в первую очередь под воздействием техногенных факторов. Судя по имеющейся информации за последнее десятилетие о стихийных (в том числе катастрофических) явлениях в географическом пространстве, рассмотренный проект образовательного стандарта по географии должен быть, на наш взгляд, более ориентированным к личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности.
Представленный для обсуждения проект, к сожалению, не избежал редакционных погрешностей, штампов. Например, в качестве цели указано «воспитание... нетерпимого (курсив мой. — С.Р.) отношения к ксенофобии, этнофобии». Заметим, что ...фобия — вторая составная часть сложных слов — обозначает «нетерпимость», «боязнь» чего-либо (см. Словарь иностранных слов). Вряд ли уместно употребление термина «масштаб» в переносном смысле («современные масштабы и типы освоения Земли», «масштабы использования») в географическом образовательном стандарте. Вызывает опасение, что использование в школьной географии термина «ноосфера» без учета конфликтов и конфликтности, объективной и субъективной дестабилизации системы «общество—природа» будет способствовать неадекватному восприятию географической реальности, ожиданию светлого будущего. В этой связи нельзя не обратить внимание на «Географический энциклопедический словарь» (М., 1988. С. 202), в котором отмечено, что «формирование ноосферы органически связано со становлением коммунистического общества».
Выдвинутые требования к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для выпускников школы (базовый уровень) представляются необоснованно завышенными и, пожалуй, невыполнимыми (например, «квалифицированное участие в общественных экспертизах», «проведение мониторинга окружающей среды»).
Заключая изложенное, подчеркнем, что содержание проекта данного стандарта нуждается, на наш взгляд, прежде всего в отражении приоритетности изучения окружающей человека среды, формирования умений и навыков в субъектно-объектной деятельности школьников-граждан в пространственно-временной конкретности. Стандарт географического образования в условиях России, очевидно, должен отвечать основополагающему требованию — формированию подготовленности выпускников школы быть адекватными разнообразной, быстро меняющейся окружающей географической действительности.

С.Г. Розанова,
учитель географии
негосударственного образовательного
учреждения «Лицей Москвич»


* См.: Проект образовательного стандарта... //География, № 33, 34/2002.