Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2003
Факторы размещения

Монастырь — посад — город

Русские города, возникшие вокруг монастырей или на их месте

С.В. РОГАЧЕВ

Продолжение. См. № 2/2003

Киржачский Благовещенский монастырь. Благовещенский собор. XVI в.
Киржачский
Благовещенский монастырь.
Благовещенский собор. XVI в.

Известно, что первоначально Сергий Радонежский начал устраивать Троицкую обитель вместе со своим старшим братом Стефаном. Потом Стефан, видимо, убоялся трудностей пустынножительства и ушел в Москву. Епифаний Премудрый, автор жития св. Сергия, восклицает по этому поводу: «Два родные брата, а между тем какова разность в произволении! Оба совещались жить в пустынном уединении, но один из пустыни ушел в городской монастырь, а другой и саму пустынь обратил в город!» Когда Троицкий монастырь стал приобретать славу, Стефан (успевший до этого повращаться в высоких столичных кругах и снискать расположение сильных мира сего) вернулся и стал вести себя как основатель. После очередного вызывающего поступка брата Сергий — как повествует житие — тихо, не сказав ни слова, ушел из монастыря и поселился на реке Киржач11, левом притоке Клязьмы, на западе нынешней Владимирской обл. (это было около 1352—1358 гг.). Позднее, по просьбе троицких монахов и по воле св. Алексия, митрополита Московского, Сергий вернулся к братии. Но на Киржаче, где он — по преданию — прожил почти четыре года, уже сложилась маленькая обитель, и Сергий, оставляя ее, назначил игуменствовать здесь своего ученика Романа (преп. Роман Киржачский).

Киржач. Благовещенский монастырь. Всехсвятская церковь. XIX в.
Киржач.
Благовещенский монастырь.
Всехсвятская церковь. XIX в.

Слободка, образовавшаяся вокруг Благовещенского Киржачского монастыря, дала начало городу: монастырь был упразднен по екатерининской реформе 1764 г.12, а Киржач получил статус города в 1778 г. В Киржаче сохранились церкви бывшего монастыря.
Сегодня Киржач — небольшой, оторванный от основных магистралей городок. Через него не проходят радиальные дороги из столицы, здесь только сонная жизнь станции на большой подмосковной окружной железной дороге. Да и в дореволюционной России Киржач не выделялся — он не стал даже уездным центром: это был заштатный город Покровского уезда Владимирской губернии (а сам Покров-то — город совсем незначительный13, и состоять под ним в ранге заштатного и вовсе обидно). Само слово «Киржач» уже наводит на мысль о каких-то дебрях, и герб с сычом (совой), утвержденный в XVIII в., прямо указывает на дремучесть мест. Да и в XIX в. киржачские места не были притягательными. Скорее наоборот — отталкивающими, вернее, выталкивающими. Отсюда шел постоянный поток трудовой миграции — отходничества14.

Сова на гербе Киржача заставляет задуматься об исторической изменчивости
Сова на гербе Киржача
заставляет задуматься об
исторической изменчивости
географического положения.
Монастырь, некогда вставший
у некогда бойкой, ведшей
из Москвы к Суздалю Стромынки,
к XVIII в. оказался не у дел и был закрыт.
Наследовавший его положение город
в первостатейные не выбился.
Места заглохли

Но были ли киржачские места такой уж глушью во времена Сергия? Нет, ведь в те годы лежащий на этом радиусе Суздаль вовсе не был тихим музейным городком, как теперь, и к этому весьма авторитетному городу (Москва еще не до конца даже сознавала тогда свое над старшим Суздалем превосходство) шла прямая дорога из Москвы — знаменитая Стромынка. Шла она от Кремля, огибая с юга лес Сокольников (там, где по сю пору существует улица Стромынка15), через село Стромынь (поныне существующее, северо-восточнее Черноголовки) на Юрьев-Польский (Польской) и Суздаль. По этой дороге ездили даже во Владимир. Соедините на карте Стромынь с Юрьевым, и линия пройдет недалеко от Киржача. Таким образом, Киржачский монастырь основывался примерно по той же модели, что и Троицкий — при важной радиальной дороге от Москвы, на удалении около сотни километров от столицы.
С постепенным упадком Суздаля и переориентацией дороги на Владимир и Нижний Новгород Стромынка16 понемногу «заколодела и замуравела», следовательно, и Киржач остался не у дел.
Но в XIV в. этого не мог предвидеть основатель Киржачского монастыря — св. Сергий. Его Киржач, как и его же Сергиев Посад, должен был стать еще одним подмосковным оплотом, должен был развернуть веер Коломна—Кашира—Серпухов—Боровск—Можайск—Волоколамск—Клин—Дмитров—Сергиев Посад еще на 30° по часовой стрелке.

Икона преп. Романа Киржачского
Икона преп.
Романа Киржачского

Итак, Киржачский монастырь был поставлен весьма удачно — как очередной, недостающий, взыскуемый географической логикой элемент территориальной структуры формируемого Подмосковья. Отнести причины его основания только к распре Сергия со старшим братом (в сущности — к обиде) было бы слишком просто. Сергий был, как бы мы сегодня сказали, используя современную лексику, ответственным общественным деятелем. Деятелем, включившимся в процесс пространственного обустройства рождающегося Московского государства, в процесс конструирования его территориальной структуры. Одним из тех, кто делал географию Родины.
Поклониться мощам Сергия, почивающим в Троицком соборе основанной им лавры, приходили и продолжают приходить тысячи и тысячи русских паломников. В дожелезнодорожную эпоху паломники, шедшие из Москвы к Сергию, считали нужным по пути, сделав небольшой крюк, зайти в Хотьков17 монастырь, чтобы прежде поклониться гробам родителей преподобного — Кирилла и Марии.


11 Где, видимо, уже существовало тогда какое-то поселение (оно упоминается в завещаниях московских князей с 1332 г.).
12 В 1764 г. было произведено отчуждение монастырских имений в казну, а сами монастыри поставлены на государственное содержание. При этом были учреждены так называемые монастырские штаты: монастыри, в зависимости от своего значения и богатства, были причислены к 1-му, 2-му и 3-му классам, часть оставлена за штатом, а часть ликвидирована.
13 Ныне Покров сам стал городом «заштатным»: он входит в Петушинcкий район Владимирской обл.
14 Напомним недавно напечатанные в «Географии» наблюдения писателя-этнографа и географа Сергея Максимова о киржачских местах в XIX в.: «...ехали мы по... Клязьме “аргунами”... весь народ уходит плотничать. Из 550 деревень, имеющих в центре волость Аргуново, а на стороне — старинный город Киржач, не уходят в дальнюю сторону только 40 деревень, не выбираются на чужбину только несложившиеся в полную силу ребята да совсем рассыпавшиеся старики». Промышленники Соловьевы завели в Киржаче шелкоткацкое дело, и это дало городу некоторые средства к существованию, но кардинально не изменило его положения.
15 Стромынка в Москве тянется от метро «Сокольники» к метро «Преображенская площадь».
16 Другие, обусловленные физической географией, причины упадка Стромынки связаны с тем, что дорога эта шла и не по водоразделу Волги и Клязьмы (как Ярославская, пересекающая лишь верховья речек, не успевших слишком глубоко врезаться в поверхность), и не вдоль долины Клязьмы (как Владимирка, которой благоприятствует ровный придолинный рельеф): ей приходилось преодолевать многочисленные перпендикулярные ей левые притоки Клязьмы, как нарочно, почти с геометрической точностью нарезавшей эту местность на ломти глубокими долинами, препятствующими перевозкам. См.: С.В. Рогачев. Венок подмосковных столиц. Иваново//География, № 21/97, с. 3.
17 Основываясь на том, что сюда заходили направлявшиеся в лавру паломники, то есть от глагола «ходить», даже пытались объяснять название «Хотьково». Но это наивная народная этимология. Топоним «Хотьково» существенно старше Троице-Сергиевой лавры, а тем более — старше паломничества туда. Происхождение названия местности, как полагают, скорее всего восходит к имени Фотий, переиначенному на народный манер в Хотий, или звательное Хотько (сравните: Феврония — Хавронья).

Продолжение следует