Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2003

Я иду на урок


Урок — экспедиция

на научно-исследовательские станции Антарктиды

А.Д. ИВАНОВА
учитель географии гимназии № 4
г. Норильск

Класс делится на пять команд по названию научных станций. Учитель открывает научную конференцию, на которой заслушиваются начальники станций с сообщениями об исследовательской работе.
Когда и кем была открыта Антарктида? Над этой темой работали историки и археологи со станции «Пионерская». Слово предоставляется начальнику станции, сотрудники дополняют.
Задания по карте: проследить маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева; записать фамилии первооткрывателей Антарктиды и даты в опорный конспект.
Как Антарктида покрылась ледниковым панцирем, каковы его толщина и движение? Как образуются айсберги? Эти вопросы изучали гляциологи на станции «Мирный». Отчет гляциологов с демонстрацией картин и рисунков, схем ледника. Составление опорного конспекта.
Геологи, вулканологи, тектонисты, работая на станции «Беллинсгаузен», изучали подледный рельеф, провели разведку полезных ископаемых. Что же находится под ледяным куполом Антарктиды, есть ли там полезные ископаемые? Если есть, то как они образовались? Какие открытия сделали вулканологи и тектоники? Отчет начальника станции и сотрудников. Демонстрация образцов полезных ископаемых. Составление опорного конспекта.
Климатологи со станции «Восток» зарегистрировали самую низкую температуру на Земле и открыли полюс холода. С климатическими условиями континента знакомят нас климатологи. Дополнение опорного конспекта.
Биологи со станции «Молодежная» начинают свой отчет с показа видеофрагмента о пингвинах.
Зачитывают отрывки из хрестоматии.
В опорном конспекте указывают особенности растительного и животного мира Антарктиды.
Обобщение учителя и дополнение о современных исследованиях материка, экологических проблемах.
Подведение итогов.
Задание на дом. Нанести на контурную карту советские научные станции. Отметить полюс холода.