Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2003

Данные и задания


7-й класс — при изучении литосферы и полезных ископаемых, а также особенностей отдельных материков
8 — 9-й класс — материал для определения особенностей России на мировом фоне
10-й класс — общий уровень

Десять первых стран мира
по добыче железной руды

Двадцать первых стран мира по добыче железной руды,
2000 г., млн т

1. Китай 224,0
2. Бразилия 208,8
3. Австралия 167,9
4. Россия 87,0
5. Индия 73,5
6. США 63,1
7. Украина 55,6
8. Канада 35,9
9. ЮАР 33,7
10. Швеция 20,6
11. Мексика 18,3
12. Венесуэла 17,4
13. Казахстан 14,9
14. Иран 12,4
15. Мавритания 11,1
16. Чили 8,0
17. Турция 4,4
18. Перу 4,1
19. Новая Зеландия 2,7
20. Египет 2,5

Задания

1. Базовый уровень. Постарайтесь запомнить хотя бы 5 лидирующих стран.
Хороший уровень. Запомните 7—8 стран из первой десятки. Изобретите для этого какую-нибудь мнемоническую формулу — фразу или стишок, состоящий из слов, последовательно начинающихся с букв К, Б, А, Р, И, С, У, К, Ю, Ш. Запомните лидеров в каждой части света (на каждом континенте). Запомните (с точностью до 50 млн т) объемы добычи.
Нанесите на карту (соблюдая пропорциональность высот столбиков) сведения о второй десятке стран.
Творческий уровень (опережающий вопрос). Запомните первую десятку, но не механически, а попытавшись объяснить положение каждой страны в рейтинге. Почему на первые позиции в добыче железной руды вырвались именно Китай, Бразилия, Австралия? Почему приотстали Россия, США, Канада?
2. Базовый уровень. Используя карту полезных ископаемых (минеральных ресурсов) мира, постарайтесь определить где находятся месторождения железных руд, обеспечивающие высокий уровень добычи для первой десятки стран, обозначенных на приведенной выше картосхеме.
Хороший уровень. Проделайте ту же работу и по второй десятке.
Творческий уровень. С какими географическими и геологическими особенностями местности обычно связаны железорудные месторождения? (Для ответа используйте физическую карту и карту строения земной коры).
3. Базовый уровень. Можно ли утверждать, что крупнейшими добытчиками руды являются самые большие по площади страны? Есть ли среди крупнейших производителей железных руд относительно небольшие по территории страны?
Хороший уровень. Установите наличие или отсутствие зависимости «площадь — объем добычи». Ответ поясните.
Творческий уровень. Почему сравнительно небольшие по площади страны — ЮАР и Швеция — добывают сравнительно много железной руды? Приведите примеры крупных стран (с площадью более 1 млн км2), не вошедших в первую двадцатку. Как вы думаете, почему здесь добыча мала или отсутствует?
4. Базовый уровень. Можно ли — в качестве общего правила — утверждать, что крупнейшие добытчики одновременно являются и самыми населенными странами?
Хороший уровень. Поясните свой ответ на предыдущий вопрос. Воспользовавшись данными по численности населения стран мира (из учебника или справочника), рассчитайте, сколько килограммов добытой руды приходится на душу населения в каждой из 10 (20) стран.
Есть ли в мире страны с очень большим населением, не входящие в первую десятку по добыче руды? Назовите их, объясните, почему здесь мала добыча.
Творческий уровень. Выделите среди 10 лидеров страны с наименьшим населением. Почему и для чего здесь добывается столько руды?
Можно ли в принципе в современном мире при производстве стали обходиться без железной руды?
5. Базовый уровень. Можно ли утверждать, что большая добыча железной руды является признаком высокого экономического развития?
Хороший уровень. Укажите случаи соответствия «высокий уровень развития — большая добыча руды» и два возможных сочетания несоответствия «низкий — большая», «высокий — незначительная». Постарайтесь объяснить эти соответствия и несоответствия.
Творческий уровень. Постарайтесь сформулировать общий принцип зависимости «добыча руды — территория, население, уровень развития». Как на уровень добычи влияет (может влиять) географическое положение страны?