Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2003

Обучение


Задачи на пересечение множеств

Властелин колец

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущую подборку см. в № 4/2003

116

 

Ответ:
Река —

Дополнительные задания:
1. Приведите примеры других протяженных (более 2000 км длины) рек, впадающих в Тихий океан.
2. Приведите примеры других протяженных (более 2000 км длины) рек, имеющих исток в странах, где английский — единственный официальный язык.

117

Ответ:
Реки А, Б и В —

Дополнительные задания:
1. Перечислите другие реки длиной более 4000 км, впадающие в Атлантический океан (1/2).
2. Приведите примеры других рек длиной более 4000 км, текущих преимущественно на юг (2/3).
3. В поле 1/3 приведите примеры известных вам рек России и территории СССР.

118

Ответ:
Страны —

Дополнительное задание:
Перечислите страны в поле 2.

119

Ответ:
Страны —

Дополнительное задание:
Перечислите страны в поле 2.

120

Ответ:
Субъект федерации А —
Субъекты федерации Б, В и Г —

Дополнительные задания:
1. Заполните поле 1/2/3.
2. Заполните поле 1/3.

121

 21-6.gif (7622 bytes)

Ответ:
Острова А, Б и В —
Остров Г —

Дополнительное задание:
Назовите другие острова, по территории которых проходит государственная граница.

122

Ответ:
Страна А —
Страна Б —

Дополнительные задания:
1. Рассортируйте в соответствующие ячейки все остальные страны Каспийского бассейна.
2. Перечислите другие страны, где преобладают тюрки, и разместите эти страны в полях 2/3 и 3.


Ответы и комментарии

116

Ответ:
Река — Колорадо.

Дополнительные задания:
1. См. ответ на задачу 115, напечатанную в № 4/2003.
2. Миссисипи, Рио-Гранде, Муррей, Замбези.

117

Ответ:
Реки А, Б и В — Парана, Нигер, Миссисипи.

Дополнительные задания:
1. Конго (от истока Луалабы), Амазонка (как ни считай), Нил.
2. Меконг, Янцзы.
Обратим внимание учеников, что Волга (с ее 3530 километрами) в эту компанию может попасть только в результате очень смелого округления.
3. Дунай*, Днестр (Нистру), Южный Буг, Днепр, Молочная, Кальмиус, Миус, Дон, Бзыбь, Кодори, Ингури, Риони и др.


* Часто школьники удивляются, что знаменитый, навязший в зубах Дунай, величайшая река зарубежной Европы, существенно короче, чем не так уж и известные Парана или Меконг. Это удивление нужно использовать для того, чтобы учить детей внимательнее смотреть на карту, то есть изучать географию.

Комментарий

Донецк. Широкое водохранилище на узеньком Кальмиусе
Донецк.
Широкое водохранилище
на узеньком Кальмиусе

Вряд ли кто из здравомыслящих людей будет возражать, что такие большие реки, как Дунай, Днестр и Дон, знать по окончании школы нужно. Но по поводу других рек могут начать ворчать не только ученики, но и сами учителя (куда, мол, столько номенклатуры). Конечно, в юношескую, неподготовленную еще память не нужно насильно забивать слишком много географических названий. Не следует требовать заучивания их. Но прозвучать в классной комнате эти названия должны. Правильно поступит тот учитель, который даст школьникам некоторые мотивировки, почему неплохо бы знать ту или иную реку. Кальмиус, например, достоин того, чтобы о нем слышать, потому что этот малоизвестный водоток служит стержнем известного и очень важного для нас города и едва ли не целого промышленного района: этот водоток, по среднерусским представлениям напоминающий ручеек, — главная река Донецка (и важная линия всего Донбасса). Согласитесь, что для гражданина нашей страны, чтобы иметь какую-то позицию по поводу нашего родного Донбасса, нужно что-то знать о нем. (А ведь о Париже, например, нужно знать, что он стоит на Сене, о Лондоне — что на Темзе. И даже какой-то завалящий Потомак известен в мире...) Обихоженная долина Кальмиуса в черте Донецка так украшает этот прекрасный город, превращенный советскими архитекторами в 80-е годы в самый крупный розарий СССР! Учителю стоит рассказать (или напомнить, если задача решается в старших классах) школьникам о роли Риони в жизни и творчестве Маяковского, да и вообще о риони-куринском стержне Закавказья. Наверное, достойны упоминания Молочная — в связи с молоканами и духоборами и Ингури (Ингур) — в связи с Ингури-ГЭС и Сванети-ей — труднодоступной котловиной Верхнего Ингури. А уж о Кодорском ущелье — как о месте концентрации чеченских военных формирований на территории Грузии — ныне средства массовой информации вспоминают едва ли не ежедневно.
Мы живем среди географических объектов, действуем среди них, руководствуясь их взаиморасположением, подчиняясь их размещению. Нам нужно их знать.

118

Ответ:
Страны — Германия, Хорватия, Болгария, Румыния, Молдавия, Украина.

Дополнительное задание:

Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия.

119

Ответ:
Страны — Германия, Молдавия, Украина, Швейцария, Италия, Чехия, Польша*, Черногория, Албания*.

Дополнительное задание:

Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Болгария, Румыния, Босния и Герцеговина.


* Присутствие этих стран в бассейне Дуная незначительно, и не следует ставить ученику в вину его упущение.

Комментарий
Многие учащиеся берутся решать эту задачу как продолжение предыдущей по принципу «те же и графиня», то есть прибавляя к уже вышедшим на сцену «действующим лицам» новых. В процессе решения они убеждаются, что здесь этот принцип не всегда работает: некоторые страны, принадлежащие к множеству 1 в задаче 118, в задаче 119 «уходят» во множество 2. Такова, например, Болгария, имеющая выход к Дунаю, имеющая столицу не на Дунае, но имеющая столицу в бассейне Дуная. Зато при решении дополнительного задания по принципу «те же и...» действовать удается.

120

Ответ:
Субъект федерации А — Агинский Бурятский а. о.
Субъекты федерации Б, В и Г — Читинская обл., Амурская обл., Еврейская АО.

Дополнительное задание:

1. Хабаровский край, Приморский край.
2. Чукотский а. о., Корякский а. о., Магаданская обл., Камчатская обл., Сахалинская обл.

121

Ответ:

Острова А, Б и В — Тимор, Гаити и Сен-Мартен*.
Остров Г — Огненная Земля.

Дополнительное задание:
Ирландия, Новая Гвинея, Калимантан, Узедом.

Калимантан (Борнео) — рекордсмен среди островов: его территорию делят между собой три государства — Индонезия, Малайзия и Бруней, притом территория Брунея представлена двумя лоскутками.
Некое подобие госграницы есть и на Шпицбергене (Грумант, Свальбард), который официально числится за Норвегией, но где Россия арендует территории для треста «Арктикуголь». Де-факто границей разделен Кипр.


* Остров в Карибском море, разделенный сухопутной границей между Францией и Нидерландами. Разумеется, знать Сен-Мартен не обязательно, но тех учащихся, кто отыщет его на карте, следует поощрить за географическую зоркость, внимание к карте.

122

Ответ:

Страна А — Армения.
Страна Б — Туркмения.

Дополнительное задание:
1.
1/2: Россия, Грузия, Иран.
1/2/3: Азербайджан, Казахстан, Турция.
2. Узбекистан (в поле 3: высоты до 4643 м), Киргизия (в поле 2/3: высшая точка — пик Победы 7439 м).

Высшие точки стран,
территории которых входят в Каспийский бассейн

Страна Высшая точка Абсолютная высота
высшей точки,
м
Армения гора Арагац 4090
Азербайджан гора Базардюзю 4466*
Грузия гора Шхара 5068**
Россия гора Эльбрус 5642***
Туркмения гора Айрибаба 3137****
Турция гора Большой Арарат 5165
Казахстан пик Хан-Тенгри 6995*****
Иран вулкан Демавенд 5671******

По другим данным:
* 4485,
** 5048 (гора Мкинварцвери, то есть Казбек),
*** 5633,
**** 3139,
***** 7100,
****** 5604. См. также таблицу в № 39/2002, с. 22.