Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2003

Для организации самостоятельной работы учащихся


10-й класс — тема «Горнодобывающая промышленность»
7-й класс — при изучении строения литосферы и полезных ископаемых
8—9-й класс — при изучении полезных ископаемых и горнодобывающей промышленности РФ; особенно в теме «Дальний Восток»
7—10-й классы — общий уровень, для праздничного занятия перед
Международным женским днем

Десять первых стран мира
по добыче ювелирных алмазов

Пятнадцать первых стран мира
по добыче ювелирных алмазов,
2000 г., тыс. карат*

1. Ботсвана 19 368
2. Австралия 11 992
3. Россия 11 600
4. ЮАР 4 300
5. Ангола 3 914
6. Конго (Киншаса) 3 500
7. Канада 2 558
8. Намибия 1 520
9. Бразилия 1 000
10. Сьерра-Леоне 450
11. ЦАР 346
12. Танзания 301
13. Гвинея 278
14. Китай 230
15. Кот-д’Ивуар 210

Десять первых стран мира по производству искусственных алмазов,
2000 г. (оценка), млн карат*

1. США 248
2. Россия 80
3. Ирландия 60
4. Япония 33
5. Белоруссия 25
6. Швеция 20
7. Китай 16,8
8. Украина 8
9. Франция 3
10. Греция 0,75


* Карат — единица массы, применяемая в ювелирном деле. 1 алмазный карат = 200 мг.

Задания

1. Базовый уровень. Запомните первую пятерку стран по добыче ювелирных алмазов.
Хороший уровень. О каких знаменитых алмазоносных районах вам приходилось слышать? Попытайтесь примерно обозначить эти районы на картосхеме.
Творческий уровень. Проанализируйте особенности размещения стран-лидеров по добыче алмазов. На каком континенте расположено большинство из них? Пользуясь картами строения земной коры, установите к каким тектоническим зонам тяготеют месторождения алмазов.

2. Базовый уровень. Можно ли утверждать, что все без исключения страны, добывающие много ювелирных алмазов, входят в число богатых?
Хороший уровень. Как вы полагаете, в каких странах контрасты между объемами добычи и бедностью большинства населения наиболее разительны? Как вы считаете, почему низок уровень жизни в таких странах как Ангола, Конго (Киншаса), Сьерра-Леоне?
Творческий уровень. Постарайтесь определить, какие развитые страны могут «помогать» бедным развивающимся государствам в алмазодобыче (эту отрасль горнодобывающей индустрии справедливо считают одной из наиболее капиталоемких)? Как вы полагаете, кому при этом достается большая часть прибыли?

3. Базовый уровень. Похожи ли списки стран, лидирующих по добыче алмазов и по производству искусственных алмазов? Какие страны фигурируют в обоих списках?
Хороший уровень. Нанесите на контурную карту (вверху) столбиками (в той же масштабности, что и для ювелирных алмазов) объемы производства искусственных алмазов по десяти крупнейшим производителям.
Творческий уровень. Как вы думаете, какой из перечисленных ниже факторов больше определяет размещение производства искусственных алмазов: потребность в алмазах, наличие производственной базы по производству и гранению природных алмазов, большая численность населения, удаленность от мест разработки природных алмазов?

4 (праздничное). Базовый уровень. Зная население Земли и то, что суммарное число мужчин на планете примерно равно числу женщин, выясните сколько карат природных ювелирных алмазов ежегодно добывается в расчете на каждую тысячу жительниц нашей планеты.
Хороший уровень. Выполните то же задание, рассчитывая сколько ежегодно добывается алмазов на тысячу женских душ в каждой из стран лидирующей десятки.
Творческий уровень. Определите, сколько нужно добывать природных ювелирных алмазов в нашей стране, чтобы ежегодно одаривать каждую россиянку алмазом как минимум в один карат (условно предположив, что за рубеж алмазы вывозиться не будут).