Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2003

Интерактив


Февральские номера:
«Материалы и задания можно использовать как в школьной,
так и вузовской практике»

М.Б. ИВАНОВА
канд. геогр. наук, старший преподаватель
кафедры социально-экономической географии
Пермского государственного университета

Листая очередной номер газеты, я прежде всего обращаю внимание на познавательные задания и с удовольствием решаю их. Великолепной находкой редакции является рубрика «Разминка». Хотелось бы, чтобы с нее начинался каждый номер. Материал, публикуемый в «Разминке», предлагает подписчику быть не пассивным читателем, а активным, думающим партнером газеты. Так и в февральских номерах еженедельника (№ 6 и 8) с интересом «вычислила» печально знаменитые г. Дно и оз. Лача, а также местечко с «говорящим» названием Громославка.
Кстати, еще о находках редакции. Насколько здорово было, когда на страницах газеты велась рубрика «Санитар книжного рынка». В ней читатели подмечали опечатки, неточности, а порой и грубые ошибки, встречающиеся в публикуемой географической литературе. При всем моем глубоком уважении к авторам учебников, пособий, хрестоматий, атласов не могу не сказать, что фактические недостатки встречаются и сегодня. На мой взгляд, следовало бы возобновить данную рубрику. «Санитар книжного рынка» оказал бы существенную помощь учителям-географам, методистам, студентам и школьникам.
Как член оргкомитета Пермской областной олимпиады школьников по географии, я всегда с огромным интересом знакомлюсь с публикуемыми олимпиадными заданиями, будь то Московская городская, Заочная или Всероссийская олимпиада. Остается только жалеть о том, что территории не делятся своим опытом проведения подобных мероприятий. Предлагаю ввести на страницах газеты рубрику «Региональные олимпиады по географии». На мой взгляд, от таких публикаций выиграли бы многие. Региональный опыт проведения географических олимпиад, примеры заданий помогли бы сформировать общую канву всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии. Этот материал мог бы служить подспорьем и учителям-географам, особенно в их внеурочной работе.
Знакомясь с материалами Московской городской олимпиады по географии за 2002 г. (№ 6 и 8), обратила внимание на то, что задания представлены для каждого курса отдельно и в двух вариантах.
Мне как экономико-географу интересно было проанализировать задания по 9-му классу (№ 8). В этой связи хотелось бы отметить составленные П.П. Кирилловым задания о титульных народах Карачаево-Черкесии и Ханты-Мансийского а. о. Однако замечу, что это два совершенно разных, в том числе и в этногеографическим плане, субъекта федерации. Если в Карачаево-Черкесии доля коренных народов составляет более половины в общей численности населения, то в Ханты-Мансийском а. о. титульные нации имеют незначительный удельный вес. Если бы автор вопроса предложил школьникам разобраться в данной ситуации, то задание приобрело бы проблемный характер и от этого бы только выиграло. В условии второго варианта задачи № 1 пишется об одном виде полезного ископаемого, между тем из приложенной таблицы видно, что речь идет о двух: каменном и буром угле. В модели ответа автор задания А.И. Даньшин сам указывает на это, отмечая Кузнецкий (каменноугольный) и Подмосковный (буроугольный) бассейны. На мой взгляд, условие данной задачи составлено некорректно и создает путаницу у школьников. Задача № 2 Н.В. Мазеина напоминает открытый тест, направленный на знание голых фактов. Важно, чтобы учащиеся устанавливали причинно-следственные связи, аргументировали свои ответы.
Из наиболее интересных задач для 6—8-го классов (№ 6) я бы выделила задания о заповедниках (Астраханском и Остров Врангеля) за 8-й класс (автор А.И. Даньшин); об уникальных районах вулканизма и землетрясений (А.В. Панин) и о территориях с нетипичным климатом и земледелием (А.С. Наумов) за 7-й класс. Особняком стоит увлекательная практическая задача (П.М. Крылов) на составление плана местности в определенном масштабе и по заданным условиям за 6-й класс. На мой взгляд, введение такого рода заданий вполне обосновано. Это вызвано тем, что здесь школьники не только проявляют свои творческие способности, но и отрабатывают практические умения, приобретают навыки построения географического плана местности (карты), развивают географическую культуру.
Без математических методов исследования сегодня не обходится ни одна наука. Однако в географии важно не просто производить вычисления, но и географически грамотно их интерпретировать. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, как в последнее время в газете «География» стал преподноситься статистический материал (рубрика «Числа» в № 6, 7 и 8). В частности, великолепно то, что стали приводиться так называемые интервальные динамические ряды за десять лет по ключевым странам мира (добыча железной руды — № 7, производство стали — № 8); при умелом подходе, применяя математические методы анализа, можно дать прогноз по ним на 3 года (в нашем случае на 2004 г.). Заслуживает одобрения и выделение первой двадцатки стран в своеобразной «табели о рангах» с включенным блоком разноуровневых заданий по ней. Фактически эти задания можно использовать как в школьной, так и в вузовской практике. Это очень удобно! Эти задания я сразу же взяла на заметку и часть из них непременно буду применять на практических занятиях по курсу «География и экономика промышленности».
Иногда статистические сведения даются и в авторских статьях. Например, в статье С.А.Тархова (№ 5) приводятся данные об административно-территориальном делении (АТД) Казахстана, Среднеазиатских и Закавказских стран СНГ. Информация, изложенная в этой публикации, создала у меня двойственное ощущение. С одной стороны, здесь представлен интересный фактический материал об основных изменениях географических названий в соответствующих странах. С другой стороны, в статье приводятся данные на различные годы, где-то есть сведения о городском и сельском населении, динамике воспроизводства, этническом составе, расстоянии до столицы страны, а где-то они отсутствуют). Кроме того, материал изложен крайне непропорционально; в статью так и напрашиваются динамические карты. Начиная знакомиться с номером 5, я подумала: «Зачем нужно было вводить редакции рубрику “Где и как использовать этот материал в учебном процессе”». Однако после материалов об АТД стран СНГ подобное пояснение вполне уместно, и, мне кажется, сведения в нем интересны и логичны.
Еще о цифрах. В номере 7 нашла интересную заметку К.С. Лазаревича о вычислениях расстояний в градусах по долготе. Как-то никогда не задумывалась о подобных расчетах. Между тем они так и просятся в олимпиадные задачи. Во всяком случае, стоит над этим подумать.
С огромным удовольствием в номере 5 прочитала две публикации. Первая — Н.А. Кондратова, посвященная Швеции, а вторая — очерк из нового издания В.П. Максаковского «Географическая картина мира», отражающий тенденции развития мирового торгового флота. Россия — одна из немногих стран современного мира, которая имеет выход к бассейнам трех океанов. Самой судьбой государству предначертана роль крупнейшей морской державы. А что происходит на самом деле? Это касается не только морского торгового и военного флота, но и судостроения. Это беда и боль государства российского! Очерк В.П. Максаковского помогает осознать историю становления мирового морского флота, место и роль России в мире.
Швецию относят к соседям России второго порядка. Во многом по физико-географическим условиям она похожа на некоторые северные территории нашей страны. А вот в остальном, коснись ли экономики, населения или административно-политического устройства, Швеция отличается от России. Н.А. Кондратову, несомненно, удалось передать своеобразие некоторых северных и восточных лёнов страны. Такое ощущение, что и сама там побывала. Во всяком случае, возникло желание непременно посетить Швецию, увидеть все своими глазами, впитать в себя этот удивительный скандинавский дух, а заодно и побывать на юге и западе страны, в таких городах, как Мальме и Гётеборг. Читая об отношениях шведов к инвалидам, о системе образования, национальных традициях, еще и еще раз восклицаю: «Ох уж эта страна капитализма с человеческим лицом!»
Продолжая тему наших соседей, отмечу статью Ю.О. Сердюка «Менталитет китайцев» (№ 8). Данный материал помогает осознать, кто они — наши соседи; чем они отличаются от нас; как нам лучше налаживать с ними отношения. Сегодня весь мир пытается понять загадку «китайского чуда». Если в былые времена, согласно версии американских кинематографистов, все зло исходило от СССР, то в наши дни «добрые» американские полицейские (военные, простые граждане) сражаются с «плохими» дядями из Китая. Видимо, чувствует Америка возрастающую мощь Китая. Исходя из того, что человеческий фактор развития экономики сегодня рассматривается в числе основных, статья Ю.О.Сердюка приоткрыла завесу тайны «китайского чуда» и для меня, да и, наверное, для многих других читателей газеты. Хорошо и то, что редакция еженедельника поместила в этом же номере двенадцать из тридцати шести стратегем. Они как нельзя лучше (как пословицы и поговорки в России) позволяют понять национальный характер. Обязательно зайду на интернет-сайт, чтобы ознакомиться с остальными стратегемами.
В связи с этим хотелось бы внести предложение. Россия граничит с шестнадцатью (включая и морские границы) странами мира. Чтобы оценить географическое положение нашей Родины, мы должны как можно больше знать о странах-соседях и об их населении. Это касается не только таких государств, как Норвегия, КНДР, но и стран СНГ и Прибалтики, когда-то входивших в СССР. Несмотря на длительное совместное сосуществование, процессы ассимиляции и межэтнической интеграции, сегодня у народов постсоветского пространства стали проявляться (и насаждаться!) обособленные черты. Предлагаю ввести рубрику «Мы и наши соседи».
В номерах 6 и 7 с чувством гордости прочитала статью И.Н. Корнева о своем земляке — уральце Д.Н. Мамине-Сибиряке. Русская земля вообще богата талантами, такими как Мамин-Сибиряк, Бажов, Есенин, Тютчев... Эти писатели и поэты удивительно точно подмечают особенности природы и населения регионов страны, создают географические картины России, мира. Их произведения могут служить основой историко-географического анализа территории. Читая статьи, подобные публикациям И.Н. Корнева, хочется еще раз обратиться к первоисточникам. За это огромное спасибо автору.
Вообще номер 7, на мой взгляд, выдался удачным. Исключая, пожалуй, космоснимок левого берега Нила на широте Каира. Не поняла, зачем он здесь приведен. К нему нет никакого, хотя бы динамического ландшафтоведческого или историко-культурного описания. Заслуживают внимания статьи И.Д. Мызникова «Автодорога “Амур”» и Г.А. Аграната «Военное противостояние в Арктике».
Читая публикацию И.Д. Мызникова, я вновь вспомнила слова Н.В. Гоголя: «В России существуют две извечные проблемы: дороги и дураки». Больше века уже прошло, а ситуация практически не меняется. А ведь это касается не только Сибири и Дальнего Востока, но и Урала, Европейского Севера. Да и в Центральной России качество дорог оставляет желать лучшего. Прямо как в той песне из «Гардемаринов»: «Ты, российская дорога, — семь загибов на версту!»
Обращает на себя особое внимание статья Г.А. Аграната. Историко-географический очерк об Арктике позволяет осмыслить наше физико-географическое, северное положение, перспективы развития арктических и прилегающих к ним территорий, в чем-то по-новому судить о военно-стратегическом положении. Мы уже совершили ошибку, продав США в XIX в. Аляску. С нетерпением буду ждать продолжения этой статьи.
Если рассуждать о публикациях С.В. Рогачева (в февральских номерах ему принадлежат материалы о Хотькове и Кириллове), то, думаю, не стоит лишний раз повторять об их полезности, занимательном характере, увлекательном изложении материала. Тем более что это в своих откликах отмечают многие читатели, в том числе Р.М. Кузьмина и др. Мне лишь остается присоединиться к их мнениям.
В рубрике «Я иду на урок» содержатся полезные материалы, касающиеся поурочного планирования, которые являются необходимым подспорьем для учителей-географов (особенно для начинающих педагогов). Среди февральских публикаций в этом разделе мне наиболее понравилась разработка урока А.В. Румянцева «Север Русской равнины» (№ 6). Если бы мои студенты научились подобным образом моделировать свои уроки, я была бы очень рада.