Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2003

Предмет


Эдуард Петри
(1854—1899)

Атлас Петри. На нем выросли два поколения географов, работавших в конце XIX — XX в. Это была одна из книг, с которой начиналось систематическое отечественное географическое образование. Но когда нынешним студентам в лекциях по картографии и истории географии произносят название этого картографического произведения, им обычно даже не приходит в голову, что за словом «Петри» стоит не некая аббревиатура, как за БСАМом или ФГАМом1, не имя издателя, как за Атласом Маркса2, и не фирма, как за Атласом «Таймс» или «Рэнд-МакНелли».
Э.Ю. Петри — известный в конце XIX в. географ и обаятельный педагог.
Сегодня, когда учительский, преподавательский труд многим нашим ученикам кажется непрестижным, настало время давать детям положительные, увлекающие, зажигающие примеры — образы замечательных людей, учивших и учащих географии.

Всего десять с небольшим лет проработал Эдуард Юлиевич в Петербургском университете по кафедре географии и антропологии, но размеры его деятельности очень велики, он оставил заметный след в истории университета. Э.Ю. Петри пришел в Петербургский университет в 1887 г., по приглашению министра народного просвещения, из Бернского университета. Явился он обратно на родину после долголетнего отсутствия. Уроженец петербургской губернии, он воспитывался в московской 2-й и петербургской 2-й гимназиях, а затем в Медико-хирургической академии, после которой отправился за границу для усовершенствования. Он слушал лекции во многих университетах Германии и Швейцарии и затем в 1880 г. получил в Бернском университете степень доктора медицины3, но оставил медицину и с 1883 г. начал читать в Бернском же университете лекции по антропологии и географии. В Петербургском университете эта кафедра была впервые учреждена в 1887 г., на нее и приглашен был Э.Ю. Петри.

22 Апреля. Получено письмо от Е. П.,
что не приедет, зовет к себе.
Внезапное решение: продать все,
купить лошадь с телегой
и ехать в Дорогобуж.
Высчитан по атласу Петри
циркулем путь:
460 верст, Елец — Новосиль —
Мценск — Белев — Сухиничи —
Ельня — Дорогобуж.
По 40 в. в день — 12 дней…
С циркулем в руке странствую
по карте...

Михаил Пришвин.
Дневники. 1920

С первой же лекции молодой ученый увлек слушателей. Это было именно увлечение, массовое единодушное восхищение предметом, излагавшимся так искусно, так доступно и интересно. Студенты всех курсов, всех факультетов приходили слушать талантливого профессора, сумевшего привлечь внимание юношества к такому «скучному» (по гимназическим воспоминаниям) предмету, как география, и прямо увлекавшего своими чтениями по антропологии. Следует иметь в виду, что предметы его были хотя и обязательные (для естественников), но экзамена по ним не было (разве для избравших эти предметы своей специальностью), так что стечение студентов объяснялось исключительно чистой любовью к науке, горячим интересом к предмету. Понятно, весь секрет этого интереса крылся в способе изложения: большие ораторские способности и редкое по своей разносторонности образование Э.Ю. Петри, масса личных его наблюдений из многочисленных путешествий — широко раздвигали рамки курса и должны были столько же интересовать студента-юриста, как и студента-естественника. И так было на деле. Его чтения имели скорее характер публичных лекций, и по своему содержанию, и по контингенту слушателей. Это был своего рода обязательный четырехлетний курс — интересовавшиеся им слушали его во все время пребывания в университете, так как каждый год его лекции обогащались новыми данными, целыми новыми отделами и только в своих основных чертах напоминали предыдущие. И свеженький первокурсник-юрист, и искушенный в манере профессоров излагать свои курсы, проработавший в лабораториях четверокурсник-естественник одинаково увлекались тихими, ровными речами профессора, говорившего о каких-нибудь ботокудах, каффрах, айносах4 и т. п. так красиво, так живо и образно... Голос у Петри был тихий, ровный, мягкого тембра и вначале, в большой аудитории, не очень даже явственный, но постепенно он креп, яснел, и по мере его увлечения речь лилась быстрее, непринужденнее. Бывало звонок давно уже возвестил окончание лекции, но ни профессор, ни слушатели, охваченные интересом, и не думают двинуться с места... Как мало у нас профессоров, могущих так увлекать и увлекаться, и как это дорого дается их впечатлительной, художественной душе.
Враг всего рутинного, проторенного, молодой годами и душою, все еще строивший и созидавший впереди, он никогда не удовлетворялся готовой меркой, все искал новых путей и многих добился, многие указал. Он организовал целый кружок преподавателей географии при военно-педагогическом музее, задавшийся целью заинтересовать юношество этим «сухим» предметом путем изменения самой системы преподавания. Его основной мыслью было, что география имеет своей задачей полную картину жизни нашей земли во всех ее сложных взаимоотношениях, и потому она может стать одним из наиболее важных и увлекательных предметов изучения. Своими лекциями не только в университете, но и в средних учебных заведениях — на педагогических курсах при Павловском и Екатерининском институтах — он показал это воочию.
Показателем того, как он хотел поставить дело преподавания этого предмета, может служить изданный А.Ф. Марксом «Учебный географический атлас», являющийся трудом его последних лет и представляющий, наряду с его «Антропологией»5, крупнейшее его научное наследство, увековечивающее его имя в среде школьной молодежи, которой он служил всю жизнь. Нужно быть хоть немного знакомым с картографическим делом, чтобы понять, сколько физических и духовных сил нужно потратить для того, чтобы составить такой атлас, какой горячей жаждой принести пользу родному юношеству должна быть полна душа, чтобы иметь силы довести такой труд до конца. И как странна игра судьбы: едва закончен был и вышел в свет его атлас, как кончился и он сам.
Но такая живая, деятельная натура, как Эдуард Юлиевич, не могла удовлетвориться деятельностью в университете, — нет, все ему было близко, все его интересовало, на все он старался откликнуться, что только имело просветительные цели. Каждый год он читал публичные лекции в Соляном городке, сделал массу сообщений в Географическом обществе, как по поводу своих научных путешествий с географо-антропологическими целями по Средней Азии, Тургайской области, Приуралью, Оренбургской и Уфимской губерниям и вообще почти по всем областям России, так и по поводу разных выдающихся событий в мире науки, как, например, юбилеев выдающихся географов и путешественников; когда были объявлены публичные лекции в стенах университета в пользу голодающих, он выступил в качестве лектора; он принимал горячее участие в учреждении общедоступных курсов так называемого народного университета, председательствовал в учрежденном им Антропологическом обществе при Петербургском университете и в одной из секций Общества охранения народного здравия, организовал очень интересный отдел антропологии на первой всероссийской гигиенической выставке.
И наряду с этой практической деятельностью он много писал: кроме упомянутых двух его основных трудов, из более чем 20 работ его особенно известны: «Методы и принципы географии» (СПб, 1892), «Критический обзор иностранных пособий при преподавании и изучении географии» (СПб, 1897), перевод известного сочинения Пешеля6 «Народоведение» на русский язык и труда Ядринцева «Сибирь как колония» (с дополнениями) на немецкий язык.

Титульный лист 9-го издания Атласа Петри (СПб, 1916)
Титульный лист
9-го издания
Атласа Петри
(СПб, 1916)

Нельзя не упомянуть, быть может, о самом главном, о наиболее характерном для Э.Ю. Петри, — об отношении его к студентам. Простой и общительный в жизни вообще, со студентами он был особенно близок. Почти ежедневно, а по воскресеньям уже всегда — десятки студентов и окончивших уже курс собирались в его тесной квартирке, сплошь уставленной полками с книгами. Тут велись под руководством профессора, — большого мастера руководить прениями, — и общие научные беседы, по примеру устраивавшихся у него в университете, в учрежденном им антропологическом кабинете, и частные беседы профессора с отдельными лицами, приходившими к нему за советом, за помощью — книгами и пособиями и т. д. Бывали тут и молодые учителя гимназий (по географии), только что окончившие университетский курс последователи его метода, приходившие к нему за указаниями, — и все уходили от него довольные, удовлетворенные, с сознанием какой-то тесной, неразрывной связи с профессором. И нужно сказать, Петри много заботился о том, чтобы укреплять эту связь учащегося юношества, через его посредство, с наукой. Его планы в этом направлении росли с каждым годом, и многие, осуществленные, принесли громадную пользу. Он организовал разные научные экскурсии со студентами: в тюрьмы, с антропологическими целями для изучения типов преступников, о которых им написана прекрасная работа, — в Новгород, для изучения его древностей и т. д. Эти экскурсии вносили свежую струю в преподавание, сближали юношество, заинтересовывали его наукой. Стремясь расширить умственный кругозор студенчества, он задумал в 1899 г. поездку с образовательной целью вместе со студентами на всемирную выставку в Париж, но смерть пресекла это благое начинание.
Он угас в пылу работ, во цвете сил, еле достигши 45 лет от роду.

По материалам
И. Эйзена,
1899


1 Большой Советский атлас мира, Физико-географический атлас мира — капитальные произведения нашего картографического искусства.
2 А.Ф. Маркс — крупный петербургский книгоиздатель XIX — начала ХХ в. «Большой всемирный настольный Атлас Маркса» вышел в Петербурге в 1905 г.
3 Диссертация его называлась ни много ни мало «Дополнения к учению о клапанах сердца».
4 Ботокуды — индейское племя на востоке Бразилии, кафры — уничижительное наименование южноафриканских банту (коса и др.), айносы — айны, коренное население Японии.
5 Среди трудов Петри «Основы антропологии» (СПб, 1890) и «Соматическая антропология» (СПб, 1895—1897).
6 Оскар Пешель (1826—1875) — известный немецкий географ.

Она может стать…

География имеет своею задачею представить полную картину жизни нашей земли во всех ее сложных взаимоотношениях. Она может поэтому стать одним из наиболее важных и увлекательных предметов изучения.
География дает нам обширный запас сведений, необходимых для каждого образованного человека; она знакомит нас прежде и обстоятельнее всего с нашею родною страною, но вместе с тем она раскрывает перед нами и картины природы далеких стран и быта их культурных или малокультурных обитателей. Мы научаемся любить и ценить нашу родину во всех ее особенностях вполне сознательно по мере того, как расширяется наш географический горизонт. И вместе с тем великие красоты природы и великие чудеса ее будят нашу пытливость и любознательность и служат источником живых наслаждений для всех тех, кто посвящает себя изучению нашей земли.

Миниатюры из Атласа Петри

Миниатюры из Атласа Петри

Изящная карточка показывает главный земной водораздел,
простая диаграммка — соотношение площадей важнейших
составляющих поверхности планеты (обратим внимание,
что выделяется Южный Ледовитый океан)

Но слово во многих случаях бессильно при описании невиданных стран и обычаев. Личное знакомство учащегося с природою, само собою разумеется, даже в наиболее благоприятных случаях ограничивается посещением немногих мест и областей. Абсолютному большинству учащихся приходится ограничиться знакомством с наглядными пособиями, заменяющими личное посещение изучаемых местностей.
Эти пособия разделяются на:
1) коллекции предметов в естественном их виде;
2) модели этих предметов и рельефы земной поверхности;
3) картины;
4) карты и графики.
Среди названных пособий географические карты представляются одним из наиболее важных и во всяком случае наиболее распространенных. Географическая карта является более или менее точною копиею действительных очертаний земной поверхности и перед географическими картинами, которые более всего говорят нашему воображению, имеет то преимущество, что может изобразить любую часть земной поверхности, тогда как картина изображает обыкновенно лишь небольшой уголок земли. Рельефы земной поверхности до’роги, громоздки и при изображении значительных пространств земной поверхности слишком мало правдоподобны, чтобы вытеснить карту.

Э.Ю. ПЕТРИ.
Из кратких указаний для учащихся
к Учебному географическому атласу.
Конец XIX в.