Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2003

Я иду на урок


Два уровня одной задачи

Учительница З.А. Емелина из 4-й гимназии Норильска прислала на конкурс «Я иду на урок» разработку урока, посвященного изучению гидросферы в 6-м классе. Она в частности предлагает ученикам упражнение: определить, какие озера имеют названные координаты.

Приводятся следующие данные.

а) 0° ш., 33° в. д.
б) 47° с. ш., 90° з. д.
в) 28° ю. ш., 137° в. д.
г) 54° с. ш., 108° в. д.
д) 61° с. ш., 32° в. д.
е) 46° с. ш., 74° в. д.

Ответов не приводим (не приводит их и автор), с помощью карты задача решается очень просто. Выполнение этого задания помогает научиться находить и наносить на карту точку по известным координатам, а также способствует запоминанию того, где находятся озера. Впрочем, подобную задачу можно поставить применительно и к другим географическим объектам.
Но есть у задачи и другой, более высокий уровень. Ученикам, уже хорошо знающим географию (скажем, в 10-м классе), предложите решить ее, не глядя на карту. Заодно проверьте и себя (не на уроке, конечно). Не будет ничего страшного, если вы не выполните или не целиком выполните задание, это будет стимулом к совершенствованию. Конечно, нелепо требовать от учеников и от себя тоже запоминания координат всех на свете озер или городов. Но некоторые пространственные ориентиры хорошо бы иметь. Стоит запомнить, что нулевой меридиан отсекает от Африки западную часть, а большая часть материка лежит в Восточном полушарии (вопрос а); что граница США и Канады проходит по 49-му градусу северной широты (б); Австралия находится в Восточном полушарии (в); Иркутск расположен немного южнее Москвы (г); Петербург лежит на 60° с. ш. и 30° в. д. — эти координаты очень легко запоминаются (д); Уральские горы протянулись почти точно по меридиану 60° в. д. (е).
И если вы, не глядя на карту, попадете в Эри вместо Онтарио, такую точность можно будет считать очень высокой.

К. Л.